Пока страховщики совершенствуют с помощью искусственного интеллекта свой клиентский сервис и процессы урегулирования убытков, автомошенники взяли его на вооружение, чтобы обновить криминальные схемы незаконного получения страховых выплат. Несколько ярких примеров использования популярных нейросетей для фальсификации данных об авариях и последующего обращения по ОСАГО привел на прошедшей в Москве конференции по противодействию страховому мошенничеству «Барьер-2025» руководитель Блока «Урегулирование убытков» компании Росгосстрах Арман Гаспарян.
Так, по его словам, в Рунете уже можно встретить объявления с предложением «разбить» машину на фотографии за несколько сотен рублей. Исполнитель, взяв за основу фото машины, обязуется прислать серию снимков с очень правдоподобными повреждениями.
«На первый взгляд, может показаться, что такое можно использовать для пранка — пошутить над знакомыми. Но если внимательно вчитаться в текст подобного объявления — а там часто пишут, что такие фото можно сделать для грузовиков, специальной техники, — то становится понятно, что это делается не для пранка, — говорит Арман Гаспарян. — Особенно, если учесть, что страховщики сегодня развивают цифровые сервисы и предлагают клиентам провести осмотр и фотофиксацию повреждений самостоятельно. Этим пытаются пользоваться и мошенники — а значит, страховщикам надо еще внимательнее анализировать фотографии, которые прикладываются к заявлению на выплату по ОСАГО или каско».
Не менее изощренными назвал топ-менеджер Росгосстраха и попытки использовать ИИ при отправке страховщикам досудебных претензий. В этих обширных посланиях зачастую содержатся отсылы на различные нормативные документы или даже законы, которых просто не существует — но текст составлен в присущих юридической переписке лексике и речевых оборотах, поэтому сразу выявить подлог непросто.
«Это то, что специалисты называют галлюцинациями, которые людей, не работающих постоянно с ИИ, вводят в заблуждение. И юристам, чтобы направить ответ на такое обращение по существу, приходится тратить больше времени на проверку указанных в претензии нормативных документов. А в итоге выясняется, что это всего лишь фантазии искусственного интеллекта», — пояснил Арман Гаспарян.
Впрочем, по его словам, пока большинство попыток мошенничества в ОСАГО и каско укладывается в хорошо знакомые страховщикам схемы: имитации ДТП, подставы на круговом движении и перекрестках, подделку документов, фальсификацию данных при оформлении полисов. Хоть сейчас случаи мошенничества и отличаются более высоким уровнем технологического исполнения.
«Мы в последнее время опять стали обнаруживать, что в оформленных через агрегаторов или на онлайн-площадках полисах содержатся недостоверные данные о собственнике, его регистрации, паспортных данных. Корень этой проблемы заключается в том, что в момент заключения договора страхования не всегда возможно быстро проверить и верифицировать предоставленную клиентом информацию, — рассказал Арман Гаспарян. — Мы вычислили эту схему, когда к нам стали заявляться убытки, очень схожие по целому ряду признаков. Стали проверять этих страхователей — увидели, что они тоже очень похожи по целому ряду критериев. Договорились о более масштабном анализе вместе с коллегами из других страховых компаний — и сегодня на 100% уверены, что речь идет о мошенничестве. У нас порядка 70 таких случаев выявлено, у других страховщиков, как я слышал, больше. Сейчас по выявленным договорам с фальсифицированными данными запущен процесс расторжения».
По словам руководителя Блока «Урегулирование убытков» Росгосстраха, эффективным инструментом противодействия мошенникам может быть лишение их главного стимула — возможности получить у страховой компании живые деньги. Страховщик уже реализовал в ряде регионов пилотный проект урегулирования для проблемных транспортных средств, предполагающий обязательный ремонт автомобиля, а не денежную выплату по всем обращениям после сомнительных ДТП. Порой компания даже готова оплатить услуги по эвакуации поврежденной машины в соседний регион, где есть нужная станция техобслуживания.
«Конечно, такой убыток может обойтись дороже, но ремонт лишает мошенников мотивации, им же деньги нужны, они видят, что дальше обращаться в страховую компанию бессмысленно, — подчеркнул Арман Гаспарян. — Мы это отмечаем и по статистике нашей компании, и в целом по рынку — в тех регионах, где мы запустили наш проект, снижается показатель частоты обращений по ОСАГО. Сейчас мы будем масштабировать этот проект на другие регионы с высоким риском страхового мошенничества».
В своем выступлении топ-менеджер Росгосстраха отметил, что компания готова делиться накопленным опытом с коллегами по рынку и активно взаимодействовать с регулятором и органами власти. В свою очередь, страховое сообщество отметило заслуги страховщика в деле борьбы с криминалом премией «Начеку». Диплом за самый долгий и эффективный опыт противодействия страховому мошенничеству заместителю генерального директора — директору Департамента обеспечения безопасности Росгосстраха Олегу Хижняку вручили вице-президент Всероссийского союза страховщиков Сергей Ефремов и организатор конференции «Барьер-2025», генеральный директор МИГ «Страхование сегодня» Андрей Веселков.
Росгосстрах поделился опытом борьбы с мошенничеством на конференции Барьер-2025
21.11.2025
10:11
РОСГОССТРАХ
РОСГОССТРАХ, все пресс-релизы:
- Впечатления под защитой: Росгосстрах и Beat Weekend провели первые секретные кинопоказы в трех городах
- Эксперт Росгосстраха на CNews Forum рассказала, как не дать бюрократии «свернуть» трансформацию компании
- Региональные новости компании Росгосстрах за 10 — 14 ноября 2025 года
- Каско с лошадиной силой: Росгосстрах в Калининграде оплатил ремонт поврежденного конями автомобиля
- Росгосстрах подтвердил свои высокие позиции в рейтингах лучших работодателей страны
- Экспертный взгляд на уникальные и дорогостоящие застрахованные предметы: что стоит знать?
- 25 лет во главе: директор Ставропольского филиала Росгосстраха Георгий Нефетиди отмечает трудовой юбилей
- Росгосстрах выступил генеральным партнером показа спектакля «Квадрат» в Новосибирске
- Экология должна быть экономной: что думают россияне о льготной зарядке электромобилей
- НаотмЫшь: Росгосстрах включил в продукты страхования жилья необычные риски
- Росгосстрах удостоен диплома за вклад в развитие онкострахования
- Росгосстрах: спрос на страхование титула при покупке жилья на вторичном рынке растет
- Росгосстрах: расширение тарифного коридора в ОСАГО не затронет всех водителей
- Чек-ап, медицинская страховка и образование: россияне рассказали, какие полезные подарки они выбирают для себя и близких
- Каждый второй россиянин боится стихийных бедствий, а триллеры помогают справляться со стрессом
- Росгосстрах: как не потерять лояльность клиентов при автоматизации
- Рискуй без риска: Росгосстрах застрахует впечатления зрителей кинофестиваля Beat Weekend
- Успеть до повышения: Росгосстрах выяснил, какие машины покупают россияне в 2025 году
- Региональные новости компании Росгосстрах за 19 — 24 октября 2025 года
- Росгосстрах удостоен премии «Эврика» за внедрение страхования в технологии умного дома
- Сгоревшие путевки: сколько РГС платил за отмену поездок этим летом
- На сдачу — Росгосстрах разработал недорогую подписку для арендуемых квартир
- Росгосстрах и Авто.ру: больше половины россиян не знают о льготах для владельцев электромобилей
- Региональные новости компании Росгосстрах за 13 — 17 октября 2025 года
- Чистая прибыль Росгосстраха за 9 месяцев 2025 года достигла 7,6 млрд рублей
- Страховая компания «Росгосстрах Жизнь» подтвердила оценку «Знак качества» на уровне A1 – наивысший уровень качества услуг
- Служба безопасности Росгосстраха помогла обезвредить ОПГ автомошенников в Кабардино-Балкарии
- Две трети россиян считают, что некоторые продукты повышают риски развития рака
- Росгосстрах: владельцы электромобилей чаще обращаются по каско для ремонта стекол
- Росгосстрах выплатил клиенту из Нижегородской области более 2,4 млн рублей за разбитый по его вине Volkswagen Tiguan