— Летом в «Росгосстрахе» стартовал проект внутренней трансформации модели управления. Как он продвигается?
— У нас идёт процесс внедрения Scaled Agile Framework (SAFe), призванный изменить внутреннее взаимодействие подразделений и сотрудников. Также внедрено OKR-планирование («objectives and key results» — «цели и ключевые результаты»). Понимаю, как на внешнего слушателя влияет обилие новых слов, поэтому далее постараюсь использовать более понятные термины.
Начали мы с постановки целей и их вертикальной и горизонтальной синхронизации. Сформулировали стратегические цели до 2026 года, определили этапы их достижения. Коллеги прошли важный этап рефлексии, накладывая стратегические цели, как трафарет, на работу каждого подразделения. Иногда приходилось задумываться: совпадает ли с целями компании то, чем я занимаюсь?
— Расскажите про некоторые ключевые цели «Росгосстраха».
— Например, мы хотим, чтобы «Росгосстрах» стал компанией, способной успешно конкурировать не только ценой страхового продукта, но и сервисами, которые мы предоставляем и клиентам, и партнерам. Планируем обеспечить омниканальность и персонификацию взаимодействия с клиентами и в продажах, и в урегулировании, расширив за счет этого базу лояльных компании страхователей. Хотим дополнить наш имидж надежного классического страховщика с богатой историей характеристиками компании, которая активно использует новейшие цифровые технологии и оперативно реагирует на быстроменяющиеся потребности клиентов. В числе прочего мы, конечно же, собираемся укрепить наш агентский корпус и команду в целом за счет трансформации HR-бренда и корпоративной культуры.
— Топ-менеджмент тоже вовлечён в Agile? Насколько изменения проникли в компанию?
— Да, я бы даже сказал, что уровень вовлеченности топ-менеджмента очень высок. Мы регулярно проводим совместные встречи и обсуждаем динамику изменений.
Если говорить про географию, то, конечно, трансформацию начали с Центрального офиса. Потому что там сконцентрированы основные IT-специалисты, а они больше всех включены в процесс трансформации.
Сейчас мы пилотируем систему целеполагания и в нескольких регионах — это Екатеринбург, Киров и Алтай. В 2025 году мы планируем эту историю масштабировать и на другие регионы — думаю, добавим ещё 10-15. Если всё будет идти хорошо, быстрее развернёмся на большее количество территорий.
— Коснулись агентского канала?
— Да, мы в октябре собрали первую «команду команд» или «релизный поезд» под названием «Агенты». Это набор кросс-функциональных команд, которые объединены общей целью, направленной на развитие сотрудничества с агентской сетью.
Команды слаженно работают над общими и персональными целями с ежедневной синхронизацией, с планированием на 10 недель и двухнедельными итерациями для корректировки задач и фиксирования промежуточных результатов.
Пока изменения касаются алгоритмов руководства агентской сетью, но постепенно они будут транслироваться и на агентов. Как я уже сказал, одна из глобальных целей компании — расширение агентской сети. Сейчас мы сконцентрированы на привлечении новых продавцов и повышении — в широком смысле слова — уровня комфорта агентов при сотрудничестве с нашей компанией. Стремимся не просто обеспечить им мотивацию, сервисы и поддержку, на которые они рассчитывают, но даже в чем-то превзойти их ожидания.
— Что меняется в IT?
— Безусловно, трансформация в «Росгосстрахе» так или иначе связана с IT, но и в самом этом направлении идет непрерывное развитие. Одно отдельное изменение скрипта или программы может не обладать астрономической ценностью, но в комплексе они дают заметный синергетический эффект. При этом мы не ищем «серебряную пулю» и не ставим цель создать какое-то идеальное IT, но планируем постоянно работать над совершенствованием самих себя.
Сегодня у «Росгосстраха» очень сложная IT-архитектура, есть много программ, требующих замены или усовершенствования, в том числе в рамках импортозамещения. При этом мы не хотим растягивать процесс на многие годы, а постараемся решить значительную часть задач по IT-трансформации и получить результат уже в 2025 году. На следующий год у нас запланировано более 60 инициатив в этой сфере, и мы готовы направить на их реализацию серьезные инвестиции.
Если говорить конкретнее, то, например, присоединение цифровой страховой «Пульс» дает нам возможность использовать IT-платформу «Импульс» и качественно усилить онлайн-направление работы. «Импульс» обеспечивает полный цикл автоматизированного взаимодействия компании и ее сотрудников с клиентами, страховыми агентами и партнерами для продажи и управления страховыми договорами и подписками.
Запуск омниканального фронтального решения «Флагман», которое станет основным инструментом для розничных продавцов и важным каналом взаимодействия с клиентами, — тоже во многом результат командной работы. Приложение тестировалось фокус-группами агентов, обратная связь от которых учитывалась для доработки. Даже название предложила агент из Пермского края.
— Есть ли недовольные новыми методиками сотрудники?
— Любые изменения даже с самыми благими намерениями приводят к стрессу. В теории внедрения изменений перечислены обязательные стадии: отрицание, гнев, торг, принятие, — пройти мимо которых невозможно, особенно в такой большой команде, как в «Росгосстрахе», где работают тысячи сотрудников. Их нужно предвидеть и проходить аккуратно этап за этапом.
Почему возникает недовольство? Оно возникает, когда стратегия компании декларативна, не вполне прозрачна, и людям непонятно, что делается и для чего. Мы изначально сделали ставку на вовлечение сотрудников и на максимальную открытость, вовлекая сотрудников в целеполагание, разъясняя коллегам, как те или иные действия и процессы приведут нас к достижению общих целей. Прозрачность, так же как согласованность, уважение к людям и непрерывное улучшение — это базовые ценности внедряемого нами подхода, и мы стараемся их придерживаться.
У нас настроено регулярное обучение. Оно помогает сотрудникам привыкать к новым терминам и подходам при быстром темпе перемен. Например, мы создали специальный telegram-канал и раздел на внутреннем портале для информирования коллег о ходе SAFe-трансформации, где подробно обо всем рассказываем, развиваем внутреннюю базу знаний. У людей на всех уровнях есть возможность получать информацию и задавать вопросы. Также у нас появились Agile-коучи, это как играющие тренеры, которые помогают настроить работу в командах и показывают на своём примере, как правильно организоваться.
— Agile-коучи — они внешние или обучены внутри коллектива? Одна команда — один коуч?
— Мы рекрутировали профессиональных людей, чтобы оперативно и комфортно для всех участников процесса настроить работу agile-команд. Один коуч может сопровождать сразу несколько команд, помогая правильно организовать и настроить их деятельность. Затем они, как менторы, следят за работой, отслеживая шероховатости и давая возможность команде их ликвидировать, основываясь на экологичной и конструктивной обратной связи. Таким образом, процесс идет не через боль и сопротивление, а развивая интерес и энтузиазм участников.
— В своё время были популярны программы оптимизации, направленные в первую очередь на сокращение численности сотрудников. Например, была такая история с чешским специалистом и «КАМАЗом». Ваша трансформация предполагает сокращения персонала?
— Все истории по оптимизации штата происходят, когда у какой-то компании стагнирующие доходы и нужно быстро снизить расходы, чтобы показать хороший баланс. Мы себе такую цель не ставили. У нас в планах восходящая динамика сборов, расширение агентской сети и увеличение прибыли. Все это должно способствовать и увеличению количества сотрудников и агентов, а также расширению возможностей для их роста (в том числе и в доходах) вместе с «Росгосстрахом».
— Были ли изменены продукты «Росгосстраха» из-за нового подхода?
— Мы постоянно отслеживаем метрики удовлетворённости клиентов нашими программами и сервисами, и именно это лежит в основе развития продуктовой линейки. Поэтому я не могу сказать, что на изменения в продуктах повлиял именно Agile-подход, хотя он, несомненно, тоже будет играть роль в процессе сбора и обработки обратной связи от клиентов. Развитие и продвижение отдельных продуктов и линий бизнеса мы также планируем в кросс-функциональных командах — в частности, серьезная работа идет по формированию новых подходов к онкострахованию.
Вообще нужно помнить, что главный наш актив – это клиенты, взаимоотношения с ними, с агентами и посредниками, которые приводят клиента к нам. Agile-подход — это не самоцель, а инструмент, который помогает сменить образ мышления, внимательно слушать клиентов и наших агентов, и партнеров, внедрять изменения и двигаться к целям быстрее и эффективнее.
По теме:
«Росгосстрах» трансформируют. Процессом будет руководить Дмитрий Ларин
«Трансформация "Росгосстраха"»: «Agile-подход — это не самоцель»
Как сотрудники проходят стадии от гнева до принятия новой модели управления, в каких регионах будет проводиться пилот по внедрению Agile и как это отразится на агентах? Об этом в интервью АСН рассказал директор по трансформации «Росгосстраха» Дмитрий Ларин.

Внутреннее обучение внедряет agile, а должно внедрять безусловное знание продукта и техники продаж. А вообще-то agile — да, это хорошо.
вы важный. есть еще мысли от ргс? или новый костюм
У Харламова помните была миниатюра Приклеить или Прибить?
он реально так не думает он просто нужен всем красавец от гальпирина няшка
Всё это уже было, по нескольку раз. Навскидку приходит Новая агентская модель стоимостью в ярд. В итоге команды сменяли друг друга и РГС на десятом месте вместо первого.
А сколько красивых слов… Аутсорсинг обучения — то есть за бабло коучей со стороны, которые в страховании ни уха, ни рыла…
Согласен любая трансформация за бюджет РФ обучение. да как фильме про буратино сцена с пауками, улыбка класс за сколько? еще пришлите разные
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах