«Требование ремонта «во что бы то ни стало» — новая форма злоупотреблений в ОСАГО?»

Резонансный акт ВС о выплатах без износа привёл к новому витку конфликта в судах и вынуждает потребителей ездить на битых авто, пишет в блоге для АСН заместитель директора департамента урегулирования убытков «Энергогаранта» Антон Ларионов.

08:57
36
Заместитель директора департамента урегулирования убытков «Энергогаранта» Антон Ларионов.
Верховный Суд РФ рассмотрел два интересных спора с почти идентичными обстоятельствами.
 
Болевые точки ОСАГО: борьба с убыточностью договоров с юрлицами, решение проблем с доступностью и другие важные темы обсудим 24 ноября на Форуме лидеров страхового рынка!
 
В обоих случаях потерпевшие по ОСАГО требовали от страховщиков организации ремонта их авто. Страховые компании попытались организовать ремонт автомобилей, но столкнулись с отказами станций технического обслуживания. Поэтому страховые были вынуждены в одностороннем порядке изменить форму возмещения на денежную. В первом деле у страховщика банковские реквизиты потерпевшего имелись — и он произвёл выплату с учётом износа. Во втором деле банковские реквизиты у потерпевшего запрашивались, но последним не были предоставлены.

Потерпевшие в обоих делах от выплаты деньгами категорически отказались и продолжили настаивать на ремонте. Дело дошло до суда, где обоим потребителям нижестоящими судами было отказано в исках о понуждении страховщиков осуществить ремонт. Суды посчитали, что страховщики сделали все возможное для осуществления ремонта, но ремонт не состоялся по независящим от них причинам. В связи с чем переход от натуральной формы выплаты к денежной суды посчитали вполне законным.

С позициями нижестоящих коллег не согласился Верховный Суд РФ, куда оба пострадавших обратились с кассационными жалобами.

Верховный суд отметил, что:
  • именно страховая компания должна доказывать, что предприняла все меры для организации ремонта, 
  • на страховщике лежит обязанность доказать несоответствие СТО требованиям закона об ОСАГО. При этом нарушение СТО сроков ремонта, разногласия между станцией и страховщиком об условиях ремонта и его оплаты сами по себе не означают несоответствие данной станции требованиям закона.
Верховный Суд РФ отправил дела на новое рассмотрение.
 
Теперь нужно понять, как данная судебная практика может отразиться на страховом рынке ОСАГО в целом.

Приоритет натуральной формы возмещения для легковых авто граждан РФ начал действовать в апреле 2017 г. При этом в 2020 г. не более 11% убытков по ОСАГО урегулировалось в форме ремонта (по данным ЦБ).
 
По большому счёту страховщики с помощью натуральной формы возмещения научились бороться с недобросовестными автоюристами, скупающими долги страховщиков у пострадавших в ДТП. При этом большинство убытков продолжало урегулироваться преимущественно по соглашению сторон в денежной форме.

Однако всё начало стремительно меняться с известного дела Верховного суда, в котором суд разрешил взыскивать со страховщиков без учёта износа, если страховщик нарушил процедуру замены ремонта по ОСАГО на выплату.

Это изменение в судебной практике уловили те самые недобросовестные посредники — посчитавшие, что на этом можно неплохо заработать.

В отдельных регионах потерпевшие, проконсультировавшись с подобными автоюристами, стали массово требовать от страховщиков возмещения только в виде ремонта. Если по определённым маркам автомобилей организовать ремонт с трудом, но всё-таки удавалось — то непременно подавалось требование по качеству выполненного ремонта. В результате таких действий сервисы стали уклоняться от ремонта автомобилей по договорам ОСАГО.

Региональные суды по большей части выносят решения о понуждении страховщиков организовать и оплачивать ремонт ТС — во что бы это страховой компании ни стало.
 
При этом суды не принимают во внимание доводы страховых компаний. О невозможности, например, сделать ремонт у официального дилера по ценам, рассчитанным в соответствии с Единой методикой и при этом с сохранением заводской гарантии. Отдельными судами не принимается даже довод об отсутствии в регионе проживания потерпевшего действующих договоров с сервисами — указывая на то, что такой договор заключить никогда не поздно.

Недобросовестные посредники, по всей видимости, обещают автовладельцам хороший «заработок на штрафах». Но подобные ситуации невыгодны ни страховщикам, ни потерпевшим. И те, и другие участники оказываются в патовой ситуации — потерпевшие вынуждены месяцами ждать ремонт и ездить на разбитой машине. Страховщики же не могут организовать ремонт абсолютно любой марки автомобиля, поскольку зависят от возможностей СТО. В свою очередь СТО отказываются от ремонтов или из-за его стоимости, или из-за боязни исков по качеству ремонта.

Позиции судов по данному вопросу также вызывают серьёзные опасения. Взыскание судебной неустойки (астрент) за неисполнение решения суда об обязании организовать ремонт может спровоцировать новые конфликты — уже на стадии исполнительного производства. Перспектива организовать ремонт с помощью службы судебных приставов выглядит весьма туманно.

Потребители, выдавая тем же юристам доверенности с правом получения денежных средств, никаких неустоек точно не увидят. Все штрафные санкции уйдут в карман недобросовестных посредников. Но «письма счастья» налоговой с требованием оплатить налог на доходы физлиц придут именно автовладельцам, все ещё ожидающим ремонт.

Чтобы потребителям не попасть в подобного рода ситуации следует придерживаться простых правил: 
  • Если возмещение потребитель предпочитает получать в натуральной форме, то перед покупкой обязательной «автогражданки» рекомендуется ознакомиться с перечнем СТО, с которыми у страховщика ОСАГО имеются договорные отношения — этот список можно найти на официальном сайте страховщика. 
  • Если потребитель является обладателем машины, ремонт которой страховщику организовать затруднительно (редкая марка, гарантийная машина или сильно возрастной автомобиль) следует помнить об ограниченной ответственности страховщика ОСАГО. Зачастую потребителю бывает быстрее получить страховое возмещение в денежной форме и самостоятельно приступить к ремонту. Не следует также забывать, что разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба потребитель может получить с причинителя вреда. 
По теме:
Почему у финомбудсмена потребители выигрывают реже и это справедливо?
Верховный суд снова понуждает страховщиков к ремонту по ОСАГО (вместо выплаты с износом)
Добавьте АСН в избранное на Яндекс.Новостях
 
36 комментариев
36 комментариев
  • Сыщик777
    13:55

    «Если по определённым маркам автомобилей организовать ремонт с трудом, но всё-таки удавалось — то непременно подавалось требование по качеству выполненного ремонта. В результате таких действий сервисы стали уклоняться от ремонта автомобилей по договорам ОСАГО.»

    А вы сами то видели как там ремонтируют автомобили? Ни один нормальный сервис не будет ремонтировать автомобиль по честному за те деньги, которые вы предлагаете. ЭТО попросту НЕВОЗМОЖНО. Т.к. цены в единой методике сильно отличаются от реалий.
    «Отдельными судами не принимается даже довод об отсутствии в регионе проживания потерпевшего действующих договоров с сервисами — указывая на то, что такой договор заключить никогда не поздно» Т.е страховые компании заранее знают, что не смогу выполнить обязательства, но договора все равно заключают! И по традиции) виноваты во всем автоюристы))) Мне кажется, вам нужно голову лечить.
    Про неустойки тоже цирк, а почему нельзя просто добросовестно исполнять свои обязательства?

    • System
      21:26

      «Т.е страховые компании заранее знают, что не смогу выполнить обязательства, но договора все равно заключают!» — а есть варианты НЕ заключить? Это публичный договор как бы…
      «И по традиции) виноваты во всем автоюристы)))» — по «стандартному» пути, если сложилась ситуация, что невозможно отремонтировать авто, ущерб выплачивается наличными. Но ушлые автоюристы настаивают на ремонте, зная какие выгоды из этого можно извлечь (себе в карман, НЕ пострадавшей стороне). Поэтому ответ на Ваш вопрос — да, виноваты автоюристы в подобных ситуациях.
      Вы статью то вдумчиво прочитали? Или Вы автоюрист?

  • Max.S
    13:58

    Вот опять виноваты юристы и потерпевшим надо держать в уме некие особенности и выбирать СК по наличию у него договоров со СТОА.
    Я не беру крайние случаи, когда не некий район в области одна СТОА за 150 км. Но есть абсолютно реальные ситуации, и Вы о них пишите, когда СТОА не хотят работать с СК. А почему — может Вы нам представите пару тройку соглашений со СТОА в регионах, чтобы посмотреть от каких таких выгоднейшиих условий отказываются СТОА при работе с СК.
    и второе — опять про штрафы и неустойки. Если СК не может организовать «обязательный» ремонт, за который так долго билась, так выплатите по ЕМ без износа в срок и никто никаких неустоек не получит

  • Сыщик777
    14:06

    «Если возмещение потребитель предпочитает получать в натуральной форме, то перед покупкой обязательной «автогражданки» рекомендуется ознакомиться с перечнем СТО, с которыми у страховщика ОСАГО имеются договорные отношения — этот список можно найти на официальном сайте страховщика.
    Если потребитель является обладателем машины, ремонт которой страховщику организовать затруднительно (редкая марка, гарантийная машина или сильно возрастной автомобиль) следует помнить об ограниченной ответственности страховщика ОСАГО. Зачастую потребителю бывает быстрее получить страховое возмещение в денежной форме и самостоятельно приступить к ремонту. Не следует также забывать, что разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба потребитель может получить с причинителя вреда. „

    Такое ощущение, что человек вообще в другом мире живет. Страховать машины — люди обязаны по закону. А СК соблюдать этот закон не обязательно. Вы столько времени бились, чтобы был ремонт, а не выплата, а теперь завыли, когда с вас начали спрашивать этот ремонт. Естественно виноваты во всем автоюристы.

  • Автоюристик
    15:50

    Чего вы хотите от АСН. АСН ещё ни разу ничего нормального не опубликовали и не провели раследования. То, что Омбудсмен это проект Призидента для развития системы права, а использовать этот институт (не определённая группа лиц) решили для снижения убытков страховых. Где статистика как все решения Фина разносят в пух и прах потребители и цессия в 100% случаях, кроме особых дел тех которое приняты на основании экспеитиз якобы «не страховщиковских» экспертов, тогда как бы если суд-суд, а не просто формально засиливает отказом ту фигню которую ФУ называет решением и экспертизой, то 70 на 30. Где вот это. Где раследования где покупали свои дипломы те кто ФУ разработал правовые позици. Чего вы гоните на автоюристов. Автоюристы то, это и вот это. В общем они зло. Где объектив??? Когда, ваши новости будет не стыдно читать, без жения в одном месте. Неужели журналисты перестали быть журналистами. Наверное вам страшно? По головке за правду не гладят. Властьимущие и деньгоимущее стали столь страшны, что ну быть журналистом? Какова ваша цель? Новости для страховщиков, лояльные и не колкие? Вам самим не стыдно? Журналисты всегда оказывали влияние в развитии общества и видимо 21 век Россия, конец истории журналистики, и даздаствует эпоха лизоблюзов. Уж простите АСН. Я коммерческий юрист, мне на правду пофигу. Я ни куда ни на ФУ, ни на страховщиков, ни на судей не жалуюсь, мне это только на руку, но как то противно, что те кто должен приводить в чувства общественно значимые отношения, просто занимаются лояльной деятельностью.

    • АСН Администратор
      16:26

      В данном материале опубликован блог представителя страховой компании, который описывает видение проблемы со стороны страховщиков. Обращаем внимание, что параллельно опубликован материал https://www.asn-ne... об одном из указанных в блоге споров, в котором Верховный суд прямо занимает пропотребительскую позицию.

    • k_ins
      00:46

      «Чего вы хотите от АСН. АСН ещё ни разу ничего нормального не опубликовали и не провели раследования.»
      А чего Вы хотите от АСН? Публикуют хоть что-то о страховании в РФ.
      Куда уж до расследований…

    • System
      21:35

      «мне на правду пофигу». Вот в этом то и проблема. Сила в правде, а не в попытках нажиться на дырах в законах, которыми автоюристы пользуются.

  • Автоюристик
    16:00

    Эту новость читает, сотрудник страховщика и такой да да все так все так. Мошенники Мошенники, а мы мы, страдаем страдаем, и мечтает когда они уже начнут продавать просто фантики, ни кому ни чего не платить, а если платить то крайне мало и всю кучу бабла на всех, на яхты, вилы, острава…

    Закон нормально почитайте. Потерпевший хочет соглашение пп ж п 16.1 ст 12, а страховщик направление. Потерпевший хочет хорошее сто и сам пишет хорошее, согласовывайте, а страховщик пошёл на… на тебе госторбайтерское сто у нас там еще и скидка и они ещё тебе лох у баэушку поставят. Видимо автоюристам надо создать свое СМИ. С блекдеком и…

  • Olegatore
    16:27

    Обязательный ремонт — он обязателен не только для потребителя, но и для СК… Пролоббировали — получайте…

  • Рональдо.
    20:03

    Все дружно, скажем спасибо, папе Юрьгенсу, надо было головой а не карманом думать, когда мешок в гос думу тащил, там такие же как и флюгер приматы сидят, им что Юргенс что Идита Пьеха, по пьехе. Два варианта, либо бабло, либо указание всемогущего Гудвина.
    Так что Антошка, какие бы ты сейчас слезливые сказки не рассказывал выглядит прям не красиво, и глупо…

    Не верю…

    Станиславский.

  • Rassr
    07:43

    И не стыдно такое писать…

  • Evgeny_V
    09:10

    Столкнулись с отказами СТО? Ахах. А страховщики у нас теперь мамки что ли уговаривающие скушать кашку? Или у них в договорах с СТО прописано, хочу исполняю договор хочу нет? ВС нужно запретить снижать штраф и неустойку по делам об ОСАГО, тогда сразу найдутся у страховых инструменты по принуждению СТО к соблюдению условий договора.

    «По большому счёту страховщики с помощью натуральной формы возмещения научились бороться с недобросовестными автоюристами» — ну что так мелко то? Они научились бороться вообще со всеми потребителями их услуг. Например таксистом ИП, которого направляют на 30 дней в ремонт из за повреждённого бампера и фары. Таксист попросту откажется, ему надо семью кормить и платить лизинг, а страховщику бонус и возможность всё списать на борьбу с юристами, защищающими таких таксистов. Да и с физиками тоже самое происходит, вот вам ара сервис или подпишите соглашение в котором только треть от реального ущерба прописана.

  • Сыщик777
    10:26

    «Столкнулись с отказами СТО? Ахах. А страховщики у нас теперь мамки что ли уговаривающие скушать кашку? Или у них в договорах с СТО прописано, хочу исполняю договор хочу нет? ВС нужно запретить снижать штраф и неустойку по делам об ОСАГО, тогда сразу найдутся у страховых инструменты по принуждению СТО к соблюдению условий договора.»

    Вместо этого они придумали институт ФУ и начали зарабатывать еще больше) А люди стали еще дольше ждать)

  • Alan Shore
    11:00

    «следует помнить об ограниченной ответственности страховщика ОСАГО. Зачастую потребителю бывает быстрее получить страховое возмещение в денежной форме и самостоятельно приступить к ремонту. Не следует также забывать, что разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба потребитель может получить с причинителя вреда. „

    И СИДЕТЬ С КОПЕЙКАМИ ВМЕСТО ПОЛНОЦЕННОГО РЕМОНТА?

    Не пора ли признать, что цены в справочниках РСА далеки от реальности?

  • Lavash
    11:01

    Вообще ЦБ и РСА из штанов выпрыгивали и в узел завязывались, чтобы пробить закон о «натуральном ОСАГО». Они уверяли всех, что сразу и для всех наступит счастье. Теперь то они чего отмалчиваются?!

  • meduza
    12:22

    Не знаю ни одного случая, когда в направлении на ремонт была бы прописана сумма доплаты к калькуляции, а ведь это реальная возможность беспроблемно уйти на ремонт. Или согласование ремонта на СТОА, которая предложена потерпевшим. В ОСАГО это прописано, но в реале отсутствует начисто. А потому, что это совсем другие деньги! Уважаемый автор блога, хотелось бы знать ваше мнение на этот счет.

  • k_ins
    00:56

    ОСАГО должно продаваться через ГосУслуги.
    Потребитель должен сам выбрать Страховую компанию, ввести свой ИНН (не важно — юрик или физик), и после этого оплатить полис.
    Это все должен организовать РСА (!).
    Принять деньги, взять свою комиссию (1%) и перечислить в СК.
    Никаких комиссий 20-50%…
    Если СК хочет участвовать — велком, не хочет — лицензию на стол и на выход.

    • Evgeny_V
      23:26

      Да вы что?!? Тогда ЦБ нигде не заработает! У Наибулиной небось дети в Гарвард хотят поступить, а вы такие вещи пишите, тем более когда стоимость жилья в РФ выросла на 30%. Вы хоть представляете на сколько элитка для чиновников выросла в цене?

  • Сыщик777
    09:05

    Вот вы все молитесь на этот РСА. Я может что-то в этой жизни не понимаю. НО
    https://autoins.ru...
    https://autoins.ru...
    Прочитайте внимательно.
    А теперь ответьте на вопрос, как Ваш доблестный РСА будет (в отличии от СК) работать правильно, если по сути РСА- это все СК вместе?

  • dane78
    10:38

    Опять страховщикам не так, да что ж ты будешь делать?!
    Не можете в ремонт, платите по претензии без износа и не будет никаких автоюристов и штрафов.

  • Камила
    10:18

    Антон попадите в ДТП на автомобиле тойота, пусть вам посчитают по справочнику и отремонтируют. Настроение пропадет у Вас точно. Вы всё сами понимаете, а пиште чтобы зарплату отработать.

  • Новый читатель
    12:52

    Во многом ОСАГО отстой, но никак не пойму, почему от ОСАГО все ждут полного возмещения ущерба, тогда ОСАГО и стоить должно как КАСКО, но устроит ли всех такое?

    • Сыщик777
      16:33

      У ОСАГО есть лимит 400 000, ждут реального возмещения в пределах этой суммы. А на практике заднее крыло на камри 2020г стоит 150-160 тысяч в экзисте, а в базе рса 27. Что, это нормально по вашему? В итоге ремонтировать машину за эту цифру никто не будет, а потребителю швырнут эти бабки, и он почему-то должен быть доволен?

      • Новый читатель
        16:40

        Есть лимит, конечно, но расчет возмещения то по ЕМР, иначе 77% не покроют убыток. Хочется возмещение по цене рынка — welcome КАСКО.
        Так, чтобы дешево и 100% покрытие это же сыр в мышеловке.
        Я вот не хочу зависеть от третьих лиц и беру себе КАСКО.

        • Незнающий
          12:35

          Кому нужны тут твои советы. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ страхование, русским языком владеем? Значение слова какое у «обязательно» Ладно бы принудиловки не было бы и штрафов. Сами принуждают а потом ноют и пишут статейки, а СТО отказываются еще и потому что тупо в срок не уложаться. Сейчас как раз сезон начался. Будут выть страховщики. Ну на самом деле правильно делают что отказываются. Клиентов думаю и без страховой много, особенно в сезон)

      • System
        21:45

        Вы случаем не сравнивали цены на обязательное страхование в РФ и где-нибудь в Германии, Великобритании?
        Возможно Вы немного удивитесь…

  • Сыщик777
    08:17

    У Вас какая-то каша в голове. Есть закон и он должен восприниматься именно так, как написан, а не понятийно. Довод про КАСКО вообще не понимаю, как вы сравниваете ОСАГО лимитом 400 000 и КАСКО с лимитом 4 000 000, которое и стоит в 10 раз дороже.

  • Новый читатель
    12:52

    И что что обязательное, ОМС также ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ, и что все риски покрывает?
    А на него уходит 5,1 % с З/ПЛ ежемесячно! Даже с зарплаты в 20000, это отчисления в12 тыс в год, и много недовольных?

  • Сыщик777
    19:22

    Ну чушь же пишите полную.

  • Атата
    11:50

    Поправьте, если не правильно понял посыл статьи…
    Требовать организацию ремонта и его оплату, как то предусматривает ФЗ Об ОСАГО — недобросовестно? Серьезно?)

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Captcha Image Введите код на картинке
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля