Согласно данным статистики Банка России и Российского союза автостраховщиков (РСА), сборы по ОСАГО продолжают стремительный рост при практически не изменившихся выплатах.
Как изменилась структура сборов страховщиков и как это можно использовать для максимизации прибыли? Обсудим на «Форуме лидеров страхового рынка». Москва, 24 октября. Реклама. Рекламодатель ООО «Регламент» (ИНН 7708323273).
Так, по данным ЦБ в 2022 г. сборы по ОСАГО выросли на 21%, а выплаты — на 11%.
За I полугодие 2023 г. по данным РСА прирост сборов составил 28%. Выплаты выросли только на 3%.
Согласно статистике Банка России, сборы страховщиков по ОСАГО за I полугодие 2023 г. достигли 151,9 млрд р. (+29% к I полугодию 2022 г.). А выплаты (на фоне роста цен на запчасти, курса рубля и прочего) снизились (!!!) на 1% — c 80,6 млрд р. до 79,8 млрд р.
Согласно формальным признакам от ЦБ, неубыточным ОСАГО становится, если на выплаты приходится менее 77% от сборов.
Сейчас на выплаты (по данным РСА) приходится около 60% от выплат. По данным ЦБ цифры получаются ещё более привлекательными для страховщиков. Если в I полугодии 2022 г. было выплачено 68% от сборов, то в I полугодии 2023 г. только чуть больше половины — 53% от сборов.
И всё это происходит на фоне резкого подорожания полисов ОСАГО для населения и бизнеса.
При этом нужно понимать, что здесь АСН подсчитывало показатели рынка в целом. Конкретные страховщики даже по соотношению сборов и выплат могут быть как в конкретном «плюсе», так и в конкретном «минусе».
Изучаем пять крайних лет
АСН проанализировало данных о соотношениях сборов и выплат по ОСАГО за пять последних полных лет.
За 2018-2022 гг. страховщики по ОСАГО собрали 1,159 трлн р. при выплатах в 721 млрд р. (в среднем за 5 лет 62% выплат от сборов). В итоге по этому показателю страховщики будут в плюсе на 438,5 млрд р.
На 77% от выплат за 5 лет приходится сумма в 892,9 млрд р. Вычитаем из неё фактические выплаты страховщиков в 721 млрд р. и получаем 171,9 млрд р. гипотетически возможной (максимальной) общей прибыли страховщиков за пять лет.
Таблица сборов и выплат по ОСАГО за 2018-2022 гг.:
Годы | Сборы по ОСАГО | Выплаты по ОСАГО | %* |
2018 | 225 965 142 | 137 901 725 | 61 |
2019 | 214 948 980 | 142 379 150 | 66 |
2020 | 220 021 177 | 137 371 398 | 62 |
2021 | 225 548 348 | 143 555 732 | 64 |
2022 | 273 103 355 | 159 834 131 | 59 |
Итого | 1 159 587 002 | 721 042 136 | 62 |
Источник: АСН, по данным Банка России.
**процент выплат от сборов.
РСА
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) прокомментировали АСН, что общие выплаты по ОСАГО в I полугодии 2023 г. не росли из-за снижения частоты страховых событий.
Так, если в прошлом году частота страховых событий по ОСАГО превышала 5%, то в I полугодии 2023 г. она составила 4,7%. Это происходит как благодаря улучшению безопасности дорожного движения и качества автодорог, так и из-за увеличения ценности автомашин для потребителей и более аккуратной езде, подчеркнули в РСА.
При этом одновременно есть другая тенденция — резкий рост размера средней выплаты по ОСАГО.
В июле 2023 г. средняя выплата по ОСАГО установила новый рекорд, достигнув 93 тыс. р. Это на 3% больше, чем средняя выплата в I полугодии 2023 г. Рост средней выплаты фиксируется практически каждый месяц, подчеркнули в РСА. Страховые компании резервируют средства для будущих выплат по ОСАГО с учётом возросших средних выплат, обратили внимание в союзе.
Из-за роста курса евро и доллара прирост средней стоимости запчастей в справочниках РСА до конца 2023 г., по экспертной оценке, может составить 19-22%, подытожили в РСА.
«РЕСО»
Начальник отдела анализа и контроля рисков Департамента розничного страхования «РЕСО-Гарантии» Дмитрий Андреев рассказал АСН, что «в целом в портфелях компаний остаются как убыточные сегменты, так и сегменты, которые компании пытаются удержать, делая таким клиентам более выгодное предложение», — отметил представитель РЕСО.
В ОСАГО в целом есть сезонность, второе полугодие всегда хуже первого, обратили внимание представители страховщика.
«Ослабление рубля неизбежно ведёт к удорожанию импортных запчастей, которых по-прежнему большинство на рынке. Мы пристально следим за развитием рынка запчастей и будем реагировать при развитии неблагоприятных для нас сценариев», — подытожил Дмитрий Андреев.
«ВСК»
В ВСК согласились с тем, что у страховщиков часть прибыли этого года идёт на компенсацию полученных убытков прошлых лет. «Стоит сказать, что судебное развитие убытков может продолжаться на протяжении 3 лет», — указали в ВСК.
Помимо соотношения сборов и выплат есть и иные существенные для страховщиков траты.
Существенное влияние оказывают расходы на ведение дела, судебные издержки, расходы на финуполномоченного, также баланс ПВУ (прямого возмещения убытков — АСН)». Всё это допрасходы страховщиков. «Последние события с курсом доллара вызывают тревогу. Временное улучшение соотношения сборов и выплат не повод радоваться, уже в ближайшее время уровень выплат может вырасти, за счёт удорожания запасных частей», — прогнозируют в ВСК.
Представители ВСК указали, что «частота наступления страховых случаев в 2023 г. выше, чем аналогичный показатель прошлого года», — отметили в ВСК.
«МАКС»
Директор департамента экономики СК «МАКС» Александр Бакаев рассказал АСН, что ключевая причина изменения соотношения сборов и выплат — увеличение тарифного коридора, которое произошло прошлой осенью. «Делать вывод о прибыльности, опираясь на данный фактор, на наш взгляд пока преждевременно, так как динамика выплат традиционно "отстаёт" от изменения премий», — отметили в «МАКСе».
Важно и то, что данное соотношение не учитывает изменение резервов, соответственно, не даёт возможности в полной мере сформулировать понимание об итоговой доходности страховщиков.
Определение формальной прибыльности 77% выплат от сборов «условно» допустимо, но при отсутствии волнообразной динамики в сборах. При условии скачкообразной динамики сборов показатель "отношения выплат к сборам" не демонстрирует наглядного представления об убыточности портфеля, указал господин Бакаев.
«Абсолют страхование»
Руководитель направления по развитию автострахования СК «Абсолют Страхование» Ольга Асташкина подметила, что у страховщиков оплачены ещё не все заявленные убытки. Среди них могут быть самые крупные и сложные убытки, которые могут ещё и «долететь» по закончившимся периодам.
«Курс валюты растёт, корзина запчастей дорожает, соответственно, это скажется и на убыточности. Впереди осень и зима, а по статистике, это период с более высокой аварийностью», — согласны и в «Абсолют страховании».
Страховщики несут издержки по дельте ПВУ (разница между той выплатой, которую осуществил прямой страховщик и тем возмещением, которое пришло от страховщика виновника), судебные расходы, расходы на урегулирование, плюс убыточность от входящего пула. Если сложить все расходы, то выплата 77% от сборов даст ощутимый минус для страховщиков, обратила внимание Ольга Асташкина.
«Бизнес и должен приносить прибыль»
Управляющий директор по рейтингам страховых и инвестиционных компаний агентства «Эксперт РА» Алексей Янин также подчеркнул, что страховые компании сейчас получают страховые взносы для осуществления выплат в будущем. «Рост страховых выплат в дальнейшем возможен, как минимум, за счёт снижения курса рубля, что увеличивает стоимость запчастей», — указал Алексей Янин.
«При этом, действительно, после расширения тарифного коридора острота ситуации с убыточностью ОСАГО снизилась. В целом считаем, что ОСАГО как вид страхования сейчас прибылен, хотя и сохраняются отдельные высокоубыточные сегменты. Не будем забывать, что ОСАГО, как и любой другой вид страхования — это бизнес, а бизнес и должен приносить прибыль», — отметил Алексей Янин.
Директор Группы рейтингов финансовых институтов агентства «АКРА» Алексей Бредихин согласен, что ОСАГО в текущих условиях является прибыльным. «Однако оснований говорить о сверхприбылях мы не видим. Снижение курса рубля неизбежно скажется на стоимости ремонта, так как большая часть автозапчастей поставляется из других стран. В связи с этим можно ожидать роста среднего убытка по договорам ОСАГО», — рассказал Алексей Бредихин.
Прибыль из-за замен ремонта на выплаты?
Сообщество автоюристов привычно видит картину кардинально иначе.
Директор ООО «Поволжская юридическая компания» Роман Царёв считает, что идёт активное продавливание страховщиками денежных выплат вместо ремонта. «При этом сами выплаты производятся за вычетом износа, путём подписания различных по сути кабальных соглашений, плюс свою лепту вносит финуполномоченный, который очевидно отдаёт приоритет при рассмотрении дел страховщикам (по крайней мере, по крупным суммам)», — заявил Роман Царёв.
Например, человек попал в ДТП, показания с камер в его пользу. Но на СТО ему заявляют, что запчастей нет, а в страховой ему предлагают выплатить 200 тыс. р. по соглашению. «А потом звонят якобы автоюристы и предлагают подписать цессию на 250 тыс. р. и человек соглашается, а по факту это аффилированные со страховой компанией лица. Вот и экономия 150 тыс. р. с убытка. Без судов, штрафов и прочего. И это только один из вариантов», — проиллюстрировал директор юридической компании.
Доля недовольных страховщиками клиентов точно не уменьшилась и всегда была стабильно высокой, подытожил Роман Царёв.
С ним согласен и автоюрист Евгений Верещагин. «Ситуация складывается от бездействия надзорных органов, которые за год моих обращений ни провели ни одной нормальной проверки», — заявил спикер.
Источник из страховой отрасли на условиях анонимности предположил, что рост прибыльности частично мог быть связан с заменой ремонта на выплаты. Если потребитель подписал соглашение на выплату, то проведение независимой экспертизы необязательно и страховщики могут немного занижать выплаты. «Потом потерпевшие бывают вынуждены довзыскивать ущерб с виновников ДТП», — отметил источник.
Когда дело доходит до искренности, 95% довольны выплатами
Московский страховой агент рассказал АСН, что его знакомые штатные сотрудники страховых в приватных разговорах заявляют «о рекордно приятных показателях за счёт роста средней премии и более точной наладки сегментации. Отмечают, что никогда ранее такого не было».
При этом страховые компании в Москве «все просят увеличения продаж всегда», уточнил агент.
В основном рост среднего чека идёт за счёт грузовиков таксистов и всего того, что как было, так и остаётся «несегментом», указал один из санкт-петербургских агентов. Также он отметил, что некоторые компании стали открывать для агентов оформление «пуловских» договоров. Но те агенты, которые сломя голову ринулись активно делать «пуловские» договора, лишились прямых агентских договоров. Так было, например, в «ВСК», проиллюстрировал агент.
Агент из Пятигорска отметил, что сборы растут за счёт подорожания полисов. «Планы естественно тоже растут. Но сильно не напрягают с ростом продаж», — сообщил страховой агент из Пятигорска. «Клиенты выплатами недовольны всегда на словах, так как в данном случае каждый из них хочет поиметь выгоду. А когда дело доходит до искренности, 95% довольны. Суету больше наводят аварийные комиссары, которые хотят "выжать каждое дело", отсюда и возникают недовольные клиенты, которым от договора цессии остаются крохи», — сообщил АСН страховой агент.
Страховой агент из Воронежа обратил внимание, что 90% клиентов пролонгировали полисы ОСАГО без убытков, но цена полиса выросла и для них.
«При этом впервые за долгие годы 3 страховые компании попросили больше продавать ОСАГО новым клиентам, это удивительно», — поделился агент из Воронежа. «Отказов от клиентов купить полис в этом году стало больше из-за роста цен. Хотя РСА и ЦБ утверждают обратное, но это не так. Именно цена полиса очень влияет на приобретение», — резюмировал собеседник.
По теме:
Потребители предпочитают деньги (при урегулировании ОСАГО через Госуслуги)
Полисы ОСАГО с июня снова начали дорожать
Рэнкинг всех страховщиков ОСАГО за I полугодие 2023 г. по данным РСА. Полисы приятно дорожают
Какую прибыль заработали страховщики в 2022 г.
Уважаемые коллеги из АСН, возьмите данные за 20 лет, а не за 5, тогда будет объективные данные.
и еще надо сделать над собой усилие и на профильном сайте все же показывать РЗУ отдельным столбцом. это не сложно.
Это зависит от того, есть ли эта информация в сводных таблицах ЦБ
Неурегулированные страховые случаи на конец отчетного периода — ЦБ их выкладывает агрегированные по рынку.
По ОСАГО:
На конец 2022: 336 тыс на 20.8 млрд руб.
На конец полугодия 2023 361 тыс на 23.1 млрд руб.
Получил, зарплату. Но есть долг. Может, и отдам? Может, даже полностью. А сформирую-ка РЗУ. Хотя…
Если хочется понять, наживаются ли страховщики, не нужны резервы. Денежные потоки. И в твердой валюте. В рупиях, например)
Инфляцию, хотя бы к доллару уберите и всё будет хорошо. А то в начале 2000-х, доллар меньше 30 рублей стоил, а сейчас под 100 рублей.
Слушайте, проанализируйте данные по ОСАГО с середины прошлого года, после расширения коридора. Я это сделал. Конечно, это заслуга Юргенса, которого ушли. Но страховщики ОСАГО, несмотря на все экономические проблемы в стране, по всем показателям просто гребут. Ну а Уфимцев, надувная и так нахоленные щеки, вальяжно вещает, что страховщики только и думают об интересах автовладельцев.
>>> cтраховщики ОСАГО, несмотря на все экономические проблемы в стране, по всем показателям просто гребут
Ну так какими методами-то? Массовым разводом населения с расторжением полисов, занижением выплат, отказами в ремонте.
Ответ на вопрос из заголовка статьи короток и ясен: «ДА».
А выплаты (на фоне роста цен на запчасти, курса рубля и прочего) снизились (!!!) на 1%… Потому что страховщики недоплачивают режут кальки под себя, как правильно сказал Алексей Янин «Не будем забывать, что ОСАГО, как и любой другой вид страхования — это бизнес, а бизнес и должен приносить прибыль».
"… За пять крайних лет страховщики ОСАГО собрали ..." Мне тоже не особо нравятся нынешние времена, просто крайние, по другому не назовешь. Но почему пять лет? От силы 3-4…
А они что, ещё и бензином торгуют?)))
Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах