«Снизятся ли выплаты по ОСАГО?»: в актуализированных справочниках РСА стоимость запчастей упала почти на 6%

РСА витиевато объявил о снижении средней стоимости в справочниках союза, по которым определяется размер расходов на ремонт по ОСАГО. По подсчётам АСН, средняя стоимость запчастей и нормочаса работ снизилась на 5,7%.

13:41
9
По подсчётам РСА, запчасти стали доступнее, чем в середине 2020 г. Фото c.wallhere.com.
«Действовавшие во второй половине 2020 года справочники средней стоимости (запчастей, материалов и нормочаса работ — АСН) показывали рост выплат по ОСАГО до 23% в сравнении с версией 2019 года. Новая, введённая в действие 15 марта 2021 года, версия справочника также сохраняет тенденцию к росту выплат в среднем на 16% по сравнению с выплатами более стабильного 2019 года», — указано в релизе Российского союза автостраховщиков (РСА).

По подсчётам АСН, это означает, что с середины марта 2021 г. выплаты по справочникам снизятся на 5,7% (по сравнению с выплатами с сентября 2020 г., когда была проведена предыдущая актуализация справочников).
 
Президент РСА Игорь Юргенс отметил, что актуализация справочников в 2020 г. производилась в условиях нестабильного рынка запасных частей — это было вызвано ограничительными мерами, введёнными в связи с пандемией COVID-19.

Актуализированные справочники средней стоимости будут применяться для расчёта размера страхового возмещения по ДТП с 15 марта 2021 г.

Введение новой версии с 15 марта обусловлено планом РСА вернуться к устоявшейся практике актуализации справочников средней стоимости в июне и декабре. Еще одна актуализация справочников планируется до июня 2021 г., указали в союзе.

В ответ на запрос АСН в РСА прокомментировали, что пока средняя цена на ОСАГО держится на уровне 2019 г., тогда как по новым справочникам средний размер выплаты увеличивается на 16%. «Безусловно, рост цен на запчасти оказывает давление на тарифы ОСАГО. Однако благодаря реформе тарифообразования в ОСАГО конкуренция между страховщиками заметно выросла, что влияет на динамику тарифов ОСАГО и выгодно автовладельцам».

Справочники же средней стоимости запчастей отражают ситуацию с ценами на запчасти и являются инструментом для расчёта справедливого размера выплаты по ОСАГО, заявили в РСА.

«Тут увеличивать надо, а не снижать»

Юрист Ольга Курзина, оспаривавшая методику Банка России об определении расходов на ремонт по ОСАГО, прокомментировала АСН, что объективных предпосылок для снижения цен в справочниках, по её мнению, нет: «Всё дорожает кругом, тут увеличивать надо, а не снижать. Потребителям не хватает денег».
 
«Казалось бы, проблему потерпевшего должна была бы решить натуральная форма возмещения — ремонт на СТОА по направлению страховщика. Сервису должны перечислять без учёта износа деталей, но денег у сервиса тоже не хватает на ремонт машин. Сервис отказывается от ремонта, страховщиком производятся тогда выплаты с учётом износа, как правило, по соглашению, подписав которое в суд уже не пойдешь», — перечисляет юрист.

Большинство страховщиков устанавливает возрастные ограничения для ремонта, например, если автомобилю более 5 лет, в ремонт его уже не берут. «Вот и вопрос: как потребителю в частном порядке отремонтировать автомобиль с суммой, полученной с учётом износа, если сервис страховщика не может отремонтировать с суммой без учёта износа. Все по-прежнему упирается в цены, которые в справочниках», — отметила Курзина.
 
Потребители сейчас у нас наименее защищены, получается — ни ремонта, ни денег на ремонт. Страховщики говорят, если денег мало, идите к виновнику. «Не совсем согласна с такой позицией, ведь виновник страхует свою ответственность, платит премию страховщику. Часть автолюбителей говорят, что им и смысла уже нет страховать ОСАГО», — заметила юрист. 

Только конкурентная борьба может снизить стоимость полиса

АСН задало страховщикам ОСАГО вопросы о том, может ли увеличиться количество споров с потребителями и снизятся ли цены на полисы ОСАГО из-за новых цен в справочниках. 

Количество судебных споров по ОСАГО в 2020 г. снизилось по сравнению с 2019 г. более чем на 60%. Это произошло главным образом благодаря эффективной работе по борьбе с мошенничеством и появлению института финансового омбудсмена, заявили в РСА. 

В пресс-службе «Росгосстраха» сообщили, что не ожидают увеличения числа споров потребителей со страховщиками ОСАГО. «Насколько возможно судить, увеличение стоимости запчастей во второй половине 2020 г. было связано в том числе с нарушением мировых логистических цепочек из-за коронавирусных ограничений. Если на данный момент разработчик методики видит, что ситуация с предложением на рынке запчастей в целом исправляется и ожидаемые расходы потребителя на устранение последствия ДТП снижаются — не видим объективных причин увеличения количества споров», — ответили в «Росгосстрахе».

Сейчас рост цен на запчасти продолжается, это существенным образом улучшает потребительские свойства ОСАГО, поэтому вряд ли может привести к недовольству клиентов. Кроме того, корректный расчёт размера компенсации по ОСАГО не должен в принципе приводить к спору потребителей со страховыми компаниями, считает директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахования» Денис Макаров.

«Если средняя выплата так или иначе будет расти, то почему должны увеличиваться споры? Мы так не предполагаем. Недовольные выплатами будут всегда, но их число, как нам кажется, не должно увеличиваться», — считает заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.
 
Цены на запчасти в новых справочниках в любом случае существенно выше цен в версиях, действовавших в 2019 г. и первой половине 2020 г. Небольшое техническое снижение в новых справочниках вызвано переоценкой региональных коэффициентов летом 2020 г., когда в связи с пандемией и снижением спроса произошли перебои с поставкой запчастей, заявил директор департамента андеррайтинга и управления продуктами «Согласия» Павел Нефедов. 

Говоря о среднем показателе роста, надо иметь в виду, что этот рост не равномерен. По каким-то маркам, моделям ТС он существенно превышает 16%, а по другим и вовсе не растёт. Поэтому для каждого из страховщиков этот рост будет зависеть от их страхового портфеля. Потребуется время для анализа и выводов, заявил заместитель гендиректора СК «МАКС» Виктор Алексеев.
 
Что же касается количества споров, то здесь можно сказать о следующем — споры были, есть и будут, иначе чем будет жить огромная армия представителей и автоюристов. Надежды на внедрение института финуполномоченного пока не оправдываются, количество судебных исков, несмотря на наличие вынесенных решений финомбудсмена, не уменьшается, причём все больше положительных решений уполномоченного в судах «переворачивается», т.к. сговор судебных экспертов с автоюристами никто не отменял, считает Виктор Алексеев.
 
Не секрет, что в прошлом году удалось сохранить ситуацию стабильной за счёт скидок на запчасти, которые предоставляли СТОА. В начале этого года ситуация поменялась — из-за изменения системы налогообложения СТОА сократили размер скидок для страховых компаний. Изменение рыночных цен с учётом снижения размера скидок для страховых компаний даст тот же результат, что и прежде, прокомментировал руководитель дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев.

«Предпосылки для снижения средней цены на полисы ОСАГО из-за уменьшения цен в справочниках РСА, безусловно, есть», — указали в РГС.

Поскольку ещё не все страховщики учли в своей тарификации фактор сильного роста цен на запчасти, говорить о снижении стоимости ОСАГО нельзя. Возможно, следует ожидать более плавного роста цен на «автогражданку», — отметили в «Согласии».

Наверное, правильнее будет сказать, что наметились предпосылки «не роста» цен на ОСАГО, так как в любом случае рост цен в справочниках РСА по сравнению с 2019 г. и началом 2020 г. есть, сообщили в «Югории».

В октябре 2020 г. цены на запчасти выросли сразу на 23%. Несмотря на этот значительный рост, страховые компании не сопроводили это изменение ростом цен на ОСАГО. Поэтому сегодня говорить о возможности снижения цен не приходится, заявил директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахования» Денис Макаров.

На цену полиса ОСАГО влияет не только изменение цен на запчасти, но и множество других факторов. В первую очередь это индивидуализация тарифа и растущая конкуренция между страховщиками за более аккуратных и ответственных водителей, отметили в «РЕСО-Гарантии».

Никаких предпосылок — кроме конкурентной борьбы среди основных игроков рынка ОСАГО — к снижению средней стоимости полиса не наблюдается. Так, уровень мошенничества, существенно влияющий на убыточность, не только не падает, но в ряде регионов продолжает расти. Средняя стоимость ремонта также имеет тенденцию к росту. Все больше станций отказываются работать на условиях вычитания износа либо применяют постоянную скидку, которая значительно ниже фактической средней величины износа, считает заместитель гендиректора СК «МАКС» Виктор Алексеев.

По теме:
РСА актуализировал справочники средней стоимости (стоимость запчастей по ОСАГО в среднем возросла на 23%
Средняя премия по ОСАГО может вырасти на 5-6% — из-за новых цен в «справочниках РСА»
«Бомба в ОСАГО!»: Верховный суд разрешил взыскивать со страховщиков без учёта износа
Добавьте АСН в избранное на Яндекс.Новостях
 
9 комментариев
9 комментариев
  • Mix Mix
    14:14

    А, может быть, просто поменялась структура справочника, и там стало больше дешевых машин / моделей, что на круг дало такую странную цифру?

    Если бы эта цифра была взвешенной относительно автопарка России, то тогда был бы смысл строить догадки о возможном снижении средней выплаты. Но она, к сожалению, будет только расти.

    • АСН Администратор
      15:37

      Из ответов РСА и страховщиков ОСАГО (членов РСА) скорее напрашивается вывод о том, что цены на запчасти в прошлом году были выше, потому что была нарушена логистика доставки запчастей.

      В сентябре прошлого года РСА объявлял, что стоимость запчастей в среднем возросла на 23%, указывая, что «это говорит о том, что средняя выплата по новым справочникам также вырастет» (статья в первой ссылке по теме).

      Соответственно, если стоимость запчастей снижается, можно предположить, что средняя выплата также должна снизиться.

      • Mix Mix
        16:03

        Ну что-то же они должны были вам ответить :)

        С чего вы взяли, что стоимость запчастей снижается? Изучите, например, самые продаваемые модели в России — KIA RIO, Hyundai Creta и Solaris, VW Polo и Toyota Rav4 — вот конкретно по ним стоимость запчастей в новой версии справочника относительно предыдущей снизилась или нет. Тогда и можно делать какие-то выводы.

        Во всем остальном — это просто декларация цифр.

        • АСН Администратор
          16:19

          Ранее РСА уточнял, что выросла стоимость «корзины часто бьющихся запчастей». На среднюю стоимость вряд ли будут влиять какие-то редкие марки и запчасти к ним.

          Это и интересно, почему оказалось, что средние цены на запчасти в справочниках снизились. И как к этому отнесутся потребители.

        • Mix Mix
          16:59

          Часто бьющаяся запчасть — это бампер, крыло и фара. Конкретно у приведенных мной моделей, которые являются основными продаваемыми в России, после Лады, и занимают 25% от продаж новых машин — вот конкретно у них кто-то увидел снижение стоимости в новом справочнике? Это ровно то, что почувствуют потребители.

  • Актуалий
    14:16

    Писатели, вы бы себе справочник по грамматике и орфографии купили что ли. Совсем уже позорище

  • Olegatore
    17:08

    Интересно бы послушать их обоснование использования данных о стоимости китайских запчастей в справочниках (SAT и пр.), которое все чаще и чаще попадается.

  • Игорь Рухуллаев
    19:00

    Как обычно сказки про ЭФФЕКТИВНОСТЬ работы института финансового уполномоченного. ЭФФЕКТИВНОСТЬ действительно есть, но она только для страховщика. Начиная от незаконного освобождения от неустоек, заканчивая занижением выплат. У меня 10 из 10 решений оспаривается в суде

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Captcha Image Введите код на картинке
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля