Широкий шаг навстречу страхователям

Практика безнаказанности при неправомерных отказах страховщиков в выплатах, их занижении и затягивании скоро может уйти в прошлое. Верховный суд намерен дать страхователям-физлицам эффективный механизм для защиты их интересов.

09:10
9
Постановление Пленума ВС поможет страхователям-физлицам в спорах со страховщиками.
Вчера Пленум Верховного суда РФ обсудил проект своего постановления, которое распространяет действие закона о защите прав потребителей на страхование в части, не урегулированной специальными страховыми законами. Проект может быть утвержден уже этим летом.

«Если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например... договор страхования как личного, так и имущественного...), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами», – говорится в проекте постановления (есть в распоряжении АСН).

По мнению опрошенных АСН страховых юристов, из текста документа следует, что в результате страхователи – физические лица смогут:
 
1. Подавать иски к страховщикам в суд по своему месту жительства, а не по месту регистрации страховой компании.
2. Не платить госпошлину.
3. Требовать со страховщика возмещения морального вреда.

Кроме того, если страховщик проиграет суд, он дополнительно заплатит в бюджет штраф в размере 50% от взысканной судом суммы, считает старший партнер адвокатского бюро «Фогельсон, Юнусов и партнеры» Юрий Фогельсон.

Постановление Пленума Верховного суда является для нижестоящих судов лишь рекомендательным. Тем не менее, занятая Верховным судом в 2008 г. принципиально иная позиция привела к тому, что сейчас суды при рассмотрении страховых споров, как правило, не применяют закон о защите прав потребителей.

В результате сегодня у клиента страховой компании практически нет эффективных способов борьбы с недобросовестностью страховщика. В случае несогласия с размером выплаты, отказом в ней или задержкой он может обратиться в суд. Если суд вынесет решение в его пользу (а на судебную тяжбу уходит обычно около полугода), клиент получит лишь причитающуюся ему выплату и крошечную неустойку. Клиент также может пожаловаться на страховщика в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР), выполняющую функции страхового надзора. Однако споры о размере выплаты ФСФР решить не в состоянии. Признание же жалобы клиента обоснованной в других случаях все равно не увеличит взыскиваемую со страховщика сумму.

Принятие нового постановления Пленума Верховного суда исправит это положение. Возможность обратиться в суд по месту жительства и отсутствие необходимости платить госпошлину существенно облегчат обращение страхователя в суд. Штрафы же заставят многих страховщиков пересмотреть свою выплатную политику.

Опрошенные АСН юристы поддерживают эту позицию Верховного суда и отмечают, что она давно назрела.

«Вероятно, в случае принятия проекта постановления нормы закона о защите прав потребителей будут широко применяться в массовых видах страхования: автокаско, страховании имущества граждан, – считает старший партнер Общества страховых юристов Сергей Дедиков. – Очень важно, что Верховный суд наконец-то заговорил об этом. Если постановление будет принято – это будет революционный шаг».

По мнению старшего партнера «ЛексФинанс Груп» Кирилла Гацалова, постановление может сильно изменить поведение страховщиков по отношению к страхователям. В частности, оно заставит многих из них пересмотреть политику отказов и усилить работу по досудебному урегулированию претензий клиентов.

«Считаю, в проекте постановления Пленума Верховного суда выражена правильная позиция. Его принятие существенно облегчит жизнь страхователям», – старший партнер адвокатского бюро «Фогельсон, Юнусов и партнеры» Юрий Фогельсон.

По теме:
Блог Сергея Дедикова: Защита потребителей: пути эволюции. Анализ и прогноз
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
9 комментариев
9 комментариев
  • Senya
    09:51

    Наконец то! Суду ведь это тоже выгодно. Страховщикам станет накладно судиться и количество дел уменьшится.

  • cthulhu
    09:55

    Смущает только пункт «2. Не платить госпошлину.» Получается физлица могут подать кучу ничем необоснованных исков, таким образом загрузить суд и юристов СК и все это абсолютно безнаказанно? На языке интернетов: найдена возможность DDOS'a страховщиков и судов)

  • svnktr
    10:30

    Вот всё таки удивительная у нас страна!!! Вместо того, чтобы решать ОБЩИЕ вопросы организации страхования в целом и системно, решили «проломить» проходы через ВС. Оч разумно. Особенно мне интересно, откуда будут браться 50% от требований на штрафы? Не из резервов же? РГС и Ингос, может, и найдут «внутренний» ресурс в таких объемах. А найдет ли какая-нить Ростовская или Новосибирская ОАО «Ромашка» эти деньги? Ну вот ооооочень сильно сомневаюсь!!! Или, не мытьем так катаньем, «оптимизируем» рынок? Ну ну… верной дорогой идете, Товарищи!
    Ну всё в этой несчастной стране через одно место. Как можно страхование сравнивать с потребительским рынком?!!! Как можно алеаторный признак договора страхования, ставить в один ряд с «примитивом» торговли батонами или башмаками? Где «батоны», а где страхование?!!!
    Да, конечно, «кое с кем» стоит «поговорить», поляну этот «кое то» давно не сечёт. Но зачем же базовые основы с ног на голову ставить?

  • Семен Дружинин
    12:00

    На счет оплаты госпошлины все не так уж однобоко. Ведь сейчас освобождается от ее уплаты только физическое лицо, требования которого не превышают 1 000 000 руб. Если требования будут больше, то платить пошлину придется за сумму, превышающую установленный лимит и тогда приятным будет только то, что можно будет подать иск по своему месту жительства. Понятно конечно, что в большей части платить госпошлину никто не будет, но тем не менее…
    Да и со штрафами для страховщиков не все так однозначно, ведь сейчас они накладываются только в том случае, если досудебные требования заявителя не были удовлетворены ответчиком в отведенный для этого период, а в целях экономии своего времени, обращаться в адрес страховщиков с претензиями скорей всего будет не так много людей.

  • Эстет
    12:46

    Это только проект бсколько таких уже было. Будет интересно, что получится на выходе.

  • Монолит
    15:20

    … И Страхнадзор можно будет сокращать на три четверти

    photo

  • peterwell
    08:38

    Здесь, я только не понимаю возмущения страховщиков, которые своими лоббистскими возможностями не давали на законодательном уровне формально распространить дейстиве закона о защите прав потребителей на страховые отношения. Фактически отличия страховых отношений от каких-либо других отношений с потребителем услуг нет. Указанный проект Постановления на деле исправляет «ошибку» Верховного суда на многие годы ущемившей права самой незащищенной стороны договора страхования, питая рост недоверия граждан к страхованию.

    Если опять не победят лоббисты…

Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Captcha Image Введите код на картинке
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля