
Национальное Агентство Финансовых Исследований (НАФИ) совместно с Рейтинговым Агентством «Эксперт РА» представляет результаты исследовательского проекта «Рынок розничного страхования в России: вторая волна исследования».
Кризис 2008-2009 годов стал третьим переломным моментом в развитии российской страховой розницы после введения ОСАГО и бума розничного кредитования. В результате кризиса кардинальным образом изменился весь бизнес розничных страховщиков - структура страхового портфеля по видам страхования и каналам продаж, тарифная политика и политика урегулирования убытков, финансовые показатели.
С октября 2008 по июнь 2010 года доля пользователей услугами страхования (исключая ОМС) снизилась с 42% до 29%, об этом свидетельствуют результаты всероссийских опросов населения НАФИ. Значительно сократился и перспективный спрос на услуги страховых компаний: доля тех, кто не собирается страховаться, увеличилась с 4% до 20%. Сузился потенциальный спрос на такие виды страхования, как страхование недвижимого имущества (его планируют приобрести 4% (в 2008 г. - 10%), а также страхование от несчастных случаев (с 6 до 3%). Наиболее востребованными в перспективе ближайших 2-3 лет являются ДМС и автокаско.
Основная причина отказа от страхования - материальный фактор: 31% опрошенных указывают, что у них нет денег для приобретения полиса. Далее следует отсутствие для людей смысла в приобретении страхового полиса (26%) и уверенность в невыгодности страхования (26%). За прошедшие два года в структуре причин отказа от страхования произошли изменения. Материальный фактор вышел на первое место, к тому же повысилось недоверие к страховым компаниям (с 17% до 25% респондентов). Все это снижает «страховую активность» населения.
Доля россиян, знающих бренды страховых компаний, за два года сократилась. Так, если в 2008 году спонтанно могли вспомнить название Росгосстрах 55% респондентов, то в 2010 году таковых оказалось 48%. Снижение спонтанного знания на 4-6 п.п. также произошло по компаниям-лидерам рейтинга в 2008 и 2010 гг. РОСНО и Ингосстрах. Узнаваемость (знание с подсказкой) страховых компаний также сократилась: у Росгосстраха с 94% в 2008 г. до 88% в 2010, у РОСНО с 57% до 48%, а у Ингосстраха с 66% до 45% соответственно.
Доверие граждан к страховым компаниям, являющимися лидерами по узнаваемости своих брендов, либо осталось на прежнем уровне, либо снизилось. Если в отношении Росгосстраха и Ингосстраха доли лиц, доверяющих и недоверяющих этим компаниям, в 2010 г. по сравнению с 2008 г. не изменились, то в отношении РОСНО выросла доля тех, кто не доверяет этой компании (с 16 до 20% респондентов). Такая же ситуация характерна для Московской страховой компании и CO Россия.
Россияне стали реже отмечать примеры высокого качества работы страховщиков. Причем общая репутация компаний, работающих на рынке страховых услуг, пострадала в первую очередь за счет уменьшения доли людей, знающих примеры высокого качества обслуживания в мелких страховых компаниях (с 70% в 2008 г. до 24% в 2010 г.).
Честность по отношению к клиенту - залог доверия страхователя. Эту характеристику наши сограждане считают самой важной в работе страховщика (25% в 2008 г. и 27% в 2010). Затем по важности следуют справедливая цена на услуги и продукты (18% в 2008 г. и 19% в 2010), а также быстрота и профессионализм (21% и 19% соответственно).
Кризис привел к росту уровня диверсификации рынка розничного страхования. По оценкам «Эксперт РА», объем рынка розничного страхования в 2009 году сократился на 6,8%, составив 247,1 млрд. рублей. Впервые за последние 4 года доля страхования автокаско в совокупных взносах по розничному страхованию стала меньше 50% (45,4% в 2009 году). Уровень диверсификации рынка по видам страхования существенно повысился (индекс Херфиндаля-Хиршмана снизился с 0,373 в 2007 году до 0,303 в 2009 году).
По данным «Эксперт РА», наибольший вклад в падение рынка розничного страхования в 2009 году внесли:
- 1. Страхование автокаско (-22,2 млрд. рублей или -16,5% (падение по сравнению с 2008 годом)).
- 2. Страхование жизни (-1,9 млрд. рублей или -14,2%).
- 3. Страхование от несчастных случаев (-1,2 млрд. рублей или -6,1%).
- 4. Страхование сельскохозяйственных рисков (-0,8 млрд. рублей или ‑35,4%).
- 5. Страхование выезжающих за рубеж (-0,4 млрд. рублей или -15%).
Еще более упасть рынку не позволили следующие виды страхования:
- 1. ОСАГО (+5,4 млрд. рублей или 8,4% (рост по сравнению с 2008 годом)).
- 2. Страхование имущества физических лиц (+1,5 млрд. рублей или на 7,5%).
- 3. ДСАГО (+1,2 млрд. рублей или 69,1%).
- 4. ДМС (+0,3 млрд. рублей или 7,3%).
В 2010 году, по прогнозам «Эксперт РА», рост рынка розничного страхования составит 1,6%. Эффект от реализации отложенного спроса и роста тарифов будет сильнее, чем от падения доли пролонгаций и отказа от страхования в связи с снижением уровня доверия к страховым компаниям. Уровень диверсификации рынка еще более увеличится.
Нестабильность поступлений от партнерских каналов продаж повысила привлекательность инвестиций в развитие агентских сетей и прямые продажи. По оценкам «Эксперт РА», в 2009 году сильнее всего сократились поступления взносов по розничному страхованию от банков, автодилеров, турфирм и других неспециализированных страховых агентов. Небольшой рост взносов был отмечен в агентском канале продаж. Взносы по прямому страхованию выросли в два раза. Однако перспективность прямого страхования оценивается российскими страховщиками на среднем уровне: развитие этого канала продаж требует значительных долгосрочных инвестиций и может вступать в противоречие с другим важным каналом продаж - агентской сетью.
По оценкам страховщиков, наиболее эффективными каналами продаж розничных страховых продуктов (с позиции стоимости, управляемости, стабильности и величины операционных рисков) на данный момент являются прямые продажи через центральный офис и другие офисы, наименее эффективным - брокерский канал продаж.
С наступлением кризиса до конца 2009 года демпинг в розничном страховании был общим для рынка явлением. Причины демпинга: обострение конкуренции из-за падения спроса и проблемы с ликвидностью у страховых компаний. Лишь через год после начала кризиса, во второй половине 2009 года, страховщики стали корректировать тарифы в сторону увеличения. На начало 2010 года демпинг перестал быть общим для рынка явлением, и превратился в удел «умирающих» компаний.
В 2009 году произошел резкий скачок уровня выплат в розничном страховании на 14,2 п.п. до 66,3%, что привело к изменению политики урегулирования убытков страховых компаний. Страховщики ужесточили свою политику урегулирования убытков - перестали платить по спорным случаям, что часто делали ранее, стали занижать выплаты, то есть оценивать убытки по минимуму, задерживать выплаты, насколько это возможно, на периоды нехватки ликвидности.
Наиболее высокие темпы роста уровня выплат показали:
- 1. Страхование автокаско (+30,8 п.п. с 60,8 до 91,7%).
- 2. Страхование выезжающих за рубеж (+10,0 п.п. с 35,9 до 45,9%).
- 3. Страхование от несчастных случаев (+6,1 п.п. с 11,6 до 17,7%).
В 2009 году был отмечен резкий рост убыточности бизнеса розничных страховщиков. Усредненный показатель комбинированного коэффициента убыточности-нетто розничных страховых компаний в 2009 году составил 106,9%, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 6,5 п.п., рентабельность активов в 2009 году составила 0,6% (среднее значение для российского страхового рынка - 3,3%).
В 2010-2011 годах произойдет рост сегментации розничных страховщиков на переживших кризис и аутсайдеров. Финансовые показатели первой группы улучшатся - снизится их доля расходов на ведение дела, убыточность-нетто, повысится рентабельность активов. У второй группы рост комбинированного коэффициента убыточности-нетто лишь усилится, компании будут нести убытки и либо разорятся, либо будут куплены за бесценок финансово устойчивыми страховщиками из первой группы.
Опросы НАФИ проводились в октябре 2008 г. и в мае 2010г. по всероссийской выборке в рамках проекта " Рынок розничного страхования в России ". Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%
Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) — первая в России исследовательская компания, профессионально специализирующаяся на изучении поведения, стратегий и мотиваций потребителей финансовых услуг в нашей стране. Приоритетной сферой деятельности НАФИ является изучение процессов, происходящих на банковском, страховом и инвестиционном рынках, включая сегментирование потребителей, изучение услуг и тарифов, оценку уровня сервиса, качества обслуживания, лояльности потребителей, а также определение перспектив развития данных рынков.
Телефон для связи: (495) 982-50-27