У строек века век короткий

Жилищное строительство в перспективе обещает стать одним из драйверов рынка страхования строительно-монтажных рисков (СМР). Этому будет способствовать развитие ипотечного кредитования, рост объемов финансирования банками застройщиков, и, конечно, государственные вливания в строительство жилья. 

07:54
Российская газета
Сегодня, по данным генерального директора страхового общества «Гефест» Александра Миллермана, 50% строительного рынка приходится на жилищное строительство, 15% - на инфраструктуру, остальные 35% - это объекты гражданского и промышленного назначения. При этом 60% страховых взносов, собранных страховщиками строительных рисков, приходится на инфраструктурное строительство. Ведь сложные, а порой и уникальные объекты и строить, и страховать очень дорого - в отличие от типового жилья.
Основной поток государственных средств принимают на себя стройки века: Сочи, Казань, Владивосток. Строительно-монтажные риски застрахованы на огромные суммы.

Например, строительство горевшего зимой моста через бухту Золотой Рог во Владивостоке было застраховано на 18 млрд рублей. Но стройки не вечны: до саммита АТЭС остался месяц, до Олимпийских игр - полтора года, до Универсиады в Казани - год. А до чемпионата мира по футболу еще слишком далеко. Спрашивается, на страховании каких объектов смогут заработать страховщики? Тем более что надвигающийся кризис вряд ли будет способствовать расширению строительства инфраструктуры. 

Страховщики СМР возлагают надежды в основном на транспортное строительство. По мнению Александра Миллермана, развитию этого сегмента будет способствовать активная реализация транспортных федеральных целевых программ. Однако есть риск, что эти ФЦП не будут финансироваться в полном объеме. Например, средства на подпрограмму «Железнодорожный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России» (2010-2015 годы) значительно отстают от прогнозных показателей. Так, в 2011 г. из запланированных 48,6 млрд рублей было выделено лишь 7,3 млрд рублей. В 2012 соотношение должно сохраниться - из 57,6 млрд реально пойдет на развитие инфраструктуры лишь 11,1 млрд рублей. 

Количество госконтрактов на строительство объектов транспортной инфраструктуры в прошлом году оказалось меньше запланированного. Как говорится в «Отчете о реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России» (2010-2015 годы)», низкий процент заключения государственных контрактов обусловлен тем, что часть средств федерального бюджета, предусмотренных программой, расходуется на содержание Дирекции государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» и не подлежит контрактации. 

Кроме того, страховщики надеются, что развитию СМР будет способствовать возрождение дорожных фондов и строительство платных дорог. Деньги в дорожных фондах действительно большие: в этом году на строительство федеральных трасс Росавтодору выделено более 130 млрд рублей, на ремонт и содержание существующей дорожной сети предусмотрено около 114 млрд рублей. С учетом положений законодательства о завершении в 2014 году перехода на 100-процентное финансирование ремонта и содержания автомобильных дорог по утвержденным нормативам денежных затрат эта сумма увеличится до 207 млрд. 

Есть перспективы, с точки зрения СМР, и у жилищного строительства, особенно если осуществляется оно на заемные средства. К 2015 году страна должна строить около 90 млн кв. м жилья в год: таковы планы государства, которое готово это строительство поддерживать и всячески стимулировать - если не напрямую, то через развитие ипотеки и кредитования застройщиков. 

«Мы наблюдаем восстановление отрасли, которое приводит к росту потребности в привлечении финансовых ресурсов и, соответственно, увеличению объемов финансирования со стороны банков. Кроме того, растет спрос на ипотечное кредитование: в Москве и Московской области с использованием этого инструмента продается до 30-40% недвижимости, в регионах этот показатель еще выше, - говорит Александр Ройко, старший вице-президент НОМОС-БАНКа. - При этом банки со взвешенным подходом к рискам используют инструменты для их минимизации - например, наш банк является активным участником программы АИЖК «Стимул», в рамках которой агентство выделяет банку целевые займы на кредитование покупателей жилья или финансирование проекта строительства, а также обеспечивает гарантии рефинансирования ипотечных кредитов. Мы прогнозируем дальнейший рост кредитования: согласно параметрам государственной программы «Жилье» объем вводимой в эксплуатацию недвижимости должен расти, что потребует адекватного финансирования. Серьезных причин макроэкономического характера, которые могли бы повлиять на этот процесс, в настоящее время мы не видим». 

Рост объемов кредитования строительства жилья отмечают и в банке ВТБ. «В 2010-2011 годах темпы прироста объемов финансирования банком девелоперской деятельности в Москве и регионах РФ в среднем составили около 8%. Сегодня проектное финансирование жилищного строительства для банка ВТБ является одним из приоритетных направлений в рамках кредитования строительной отрасли, которое планируется развивать, в том числе наращивая объемы соответствующего кредитного портфеля», - сообщили «РГ» в банке. 

Разумеется, кредитуя застройщика, банки требуют от него страховать строительно-монтажные риски, причем по полной программе. «Банк рекомендует застройщику страховать строительно-монтажные риски в крупных страховых компаниях с высоким рейтингом надежности. Страховая сумма при этом равняется фактическим затратам на строительство и должна покрывать сумму кредита, - объясняет Александр Ройко. - Договор страхования должен покрывать убытки и расходы в результате: 1) утраты (гибели) или повреждения застрахованного имущества во время выполнения строительно-монтажных работ в результате любого внезапного и непредвиденного воздействия (события); 2) возникновения у страхователя непредвиденных расходов (убытков), обусловленных его послепусковыми гарантийными обязательствами перед покупателями жилья (дольщиками) по договорам долевого участия в строительстве объекта и связанных с гибелью (утратой), повреждением зданий, сооружений, оборудования и иных объектов, которые были построены или смонтированы в результате: а) недостатков, допущенных страхователем (подрядчиком) при осуществлении строительно-монтажных работ, предусмотренных контрактом (договором), но проявившихся в период гарантийной эксплуатации объекта; б) недостатков, допущенных страхователем или уполномоченными им лицами при проведении текущих наладочных, технологических или ремонтных работ, предусмотренных контрактом (договором) в период гарантийных обязательств». 

Эти требования, как утверждает Дмитрий Волокитин, начальник департамента страхования имущества и ответственности ОСАО «Россия», стандартные. «Рынок СМР достаточно давно сформировался, и объём покрытия аналогичен общемировой практике. Иначе и быть не может, так как строительно-монтажные риски характеризуются высокими страховыми суммами, которые так или иначе российские страховые компании перестраховывают на облигаторной либо на факультативной основе. А так как значительный объем рисков передается на зарубежный рынок, то и страховые продукты давно адаптированы под западные требования. Поэтому банки, как правило, просто выставляют требование страхования «от всех рисков», а если бывают различия, то они либо кроются в различном написании «приемлемых» для банков исключений из страхового покрытия, либо (в зависимости от того, насколько сотрудники банков глубоко погружены в тему страхования строительно-монтажных рисков) в требовании применения различных специфических оговорок при страховании СМР, которые и так общеприняты страховщиками». 

Поскольку банки, как правило, кредитуя застройщиков, одновременно кредитуют и покупателей жилья в строящихся домах, причем при поддержке государства, этот сегмент тоже может стать драйвером рынка СМР. Вопрос: когда и при каких условиях? Пока на жилищное строительство страховщики серьезных надежд не возлагают. Как объясняет Александр Миллерман, во-первых, в жилищном коммерческом строительстве не так часто все строительство ведется за счет банковских кредитов, чаще используется долевое строительство. К тому же жилищное строительство по сравнению с инфраструктурным является типовым и менее рискованным, а, следовательно, и стоимость страхования для него в разы ниже. «Безусловно, активизация банковского кредитования жилищного строительства даст небольшой рост рынку страхования СМР, но не составит значительную часть сегмента», - считает он. 

Это мнение разделяет и Дмитрий Волокитин. «Тут всё зависит от того, насколько массовым станет само строительство жилья. Другое дело, что, на мой взгляд, будет уменьшаться доля кэптивных страховщиков, которые связаны тесными узами с застройщиками, и договора страхования которых не всегда служат целям именно страхования. А в таком случае мы сможем наблюдать уменьшение средних страховых тарифов по страхованию СМР и усиление конкуренции страховых организаций в борьбе за реальный сегмент страхования, - размышляет он. - Но это произойдёт не в ближайшем будущем, а скорее в среднесрочной или даже долгосрочной перспективе». 
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля