Опасный объект утонул без закона

Авария на буровой платформе «Кольская» обратила внимание властей на тему страхования подобных объектов. Страховщики подверглись критике вице-премьера Сергея Иванова, который потребовал навести порядок на рынке страхования морских и речных судов. Формально «Кольская» относится к опасным объектам, но даже при введенном законе по страхованию рисков ОПО проблема вряд ли бы была решена.

12:33
Коммерсантъ
Вчера на заседании Морской коллегии вице-премьер Сергей Иванов потребовал навести порядок на рынке страхования морских и речных судов. По его мнению, логика должна состоять в том, что «кто нагадил, тот и должен платить — или страховщик за него» (цитата по «РИА Новости»). При этом, по словам вице-премьера, компании зачастую страхуют суда не глядя. «Они же, наверное, на эти ржавые корыта и не поднимались, а если бы поднимались, то застраховали бы по полной»,— отметил господин Иванов. «Почему государство должно оплачивать ущерб, если владелец ржавого корыта не посмотрел на погоду, вывел судно в море и там затопил его?» — возмутился чиновник.

Принадлежавшая компании «Арктикморнефтегазразведка» платформа перевернулась во время буксировки в шторм в 200 км от Сахалина. Из 67 человек, находившихся на борту, спасены 14, обнаружены тела 14 погибших, из них из воды извлечены 11. Стоимость буровой платформы «Кольская», затонувшей в воскресенье в Охотском море, составляла $150–200 млн, сказал агентству «Прайм» источник на страховом рынке. Компания СОГАЗ, в которой были застрахованы сама платформа и ответственность судовладельца перед экипажем и пассажирами, пока не подтверждает эту оценку. Страхование плавучих платформ стоит на рынке порядка 1,5–2% от стоимости имущества.

Авария на платформе «Кольская», случись она месяцем позже, попала бы под действие закона об обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов. Закон вступает в силу с 1 января 2012 года и устанавливает лимит выплат в 2 млн руб. в части вреда жизни и здоровью граждан. До конца года лицензии на этот вид страхования получат около 50 компаний. «ФСФР выполняет обещание приложить все усилия к тому, чтобы лицензии были выданы в кратчайшие сроки. 28 компаний уже имеют лицензии ОПО»,— заявил вчера президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Андрей Юрьев. Он также отметил, что «ни одной из компаний, претендующих на получение лицензии, не было отказано в этом праве» (лицензии на проведение операций ОПО ФСФР выдает с декабря, для получения необходимо отсутствие предписаний со стороны надзора).

Ростехнадзор вчера также сообщил, что излишнего рвения при проверках ОПО в 2012 году проявлять не будет. По словам члена координационного совета Ростехнадзора Ирины Кручининой, порядок текущих и периодических проверок на предприятиях «сохраняется»: объекты с высоким уровнем опасности будут проверяться раз в год, менее опасные — раз в три года. За нарушения ведомством в адрес предприятия будут выноситься предписания об их устранении в установленный срок, однако со второго квартала 2012 года, когда начнут действовать штрафные санкции за отсутствие полиса ОПО, предприятие может подвергнуться штрафу в 500 тыс. руб., напомнила госпожа Кручинина.

Ирина Кручинина сообщила также, что Ростехнадзор ведет учет аварий на предприятиях и эта статистика показывает неуклонное снижение числа зарегистрированных аварий в последние десять лет, несмотря на увеличивающийся износ оборудования на целом ряде опасных предприятий. Участники рынка, однако, ожидают от вступления закона в силу формального роста числа производственных аварий. Речь идет о происшествиях, информация о которых до сих пор не учитывалась статистикой. Об этом заявили вчера первый замгендиректора страховой компании ВСК Елена Веневцева и президент НССО Андрей Юрьев. Страховщики проводят аналогию с ситуацией при введении закона об ОСАГО. До этого, по данным ГИБДД, в РФ регистрировалось 400 тыс. ДТП в год, однако с началом обязательных выплат по ОСАГО число ДТП выросло до 1,6 млн случаев (ДТП с имущественным ущербом не регистрировались до введения ОСАГО).

По словам экспертов, опрошенных «Ъ», в случае с платформой «Кольская» в части выплат по ОПО могли бы возникнуть трудности. «Дело в том, что, когда платформа работает, а не транспортируется, ее можно считать объектом ОПО,— говорит собеседник «Ъ»,— если же она буксируется, то это уже груз, который теоретически может выпасть из закона об ОПО».
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля