Челышев:
- Начнем с техосмотра. На этой неделе, вот сегодня понедельник, Госдума должна, наконец, хоть что-то выдать относительно новой формы жизни этого общественного института - технический осмотр автомобилей. Неделя - достаточно маленький сок, а, учитывая, что наши депутаты по субботам, по воскресеньям работают, как-то не особо, все-таки выходные дни, то пять дней. Появилась ли какая-то информация о том, во что все-таки может вылиться вот этот новый документ, регламентирующий работу
Гречанник:
- Еще меньше дней, я могу тебе сказать, это 17, 18 и 20 числа, то есть, три дня будет работать Госдума, три дня будут проходить заседания в Государственной Думе. Но вот в чем проблема: я сегодня звонил и в пресс-службу Государственной Думы, и в пресс-службу профильного комитета по транспорту и спрашивал, на какой же все-таки из дней вот этой недели намечено рассмотрение законопроекта о государственном техническом осмотре. И, знаешь, что мне сказали? А не намечено пока рассмотрение этого вопроса. То есть, возможно… (Второе чтение намечено, как сказали уже во вторник в Комитете по транспорту Госдумы, на пятницу, 20 мая. - Прим. ред.)
Челышев:
- Поправки хотя бы какую-то форму
приобрели, правительственные поправки вот ко второму чтению этого законопроекта?
Гречанник:
- Я сегодня обзванивал различные государственные структуры. СМИ написали о том, что, якобы МВД подготовил проект постановления правительства
о государственном техническом осмотре, в котором в числе прочего будет введен мораторий - годовой мораторий на техосмотр. То есть, не будут проверять его. А потом уже что-то вроде как изменится. Но в МВД никак не комментируют свой законопроект документа, отсылают в ГИБДД. В ГИБДД мне сказали, что в департаменте (ДОБДД) целый отдел занимается изучением вот этого вопроса о техосмотре, как его сделать, как видоизменить. Но документа, который отправили бы думцам, депутатам на рассмотрение, все-таки нет. Есть один документ, второй, третий, четвертый, есть уйма всего, всего, всего, но нет какого-то такого документа, который бы они анонсировали как свое предложение.
Челышев:
- Ну, что ж, давай тогда работать с той информацией, которая есть. А известно, вот опять же из публикаций многочисленных в СМИ, что речь идет возможной передаче техосмотра центрам сервисным, которые получили аккредитацию у страховщиков. Дескать, страховые компании заинтересованы, в том, чтобы ремонт был сделан качественно. Потому что если нет, если по вине, скажем, плохого состояния автомобиля он попадет в ДТП, страховой компании придется платить, она будет терять деньги.
Гречанник:
- Конечно, потому что сто процентов водителей получают и покупают полисы ОСАГО, это страхование автогражданской ответственности. И если у этого человека
, который купил полис, заплатив за него, условно говоря, две с половиной тысячи рублей, в машине не работают тормоза, или трещина идет поперек лобового стекла прямо напротив глаз водителя, и он не видит дорожную ситуацию в процессе езды, и он въезжает кому-то в задний бампер. Страховая компания за этого водителя будет оплачивать ущерб. Это понятно, это мы знаем все. Так вот, если машина будет неисправна, в первую очередь, заинтересована будет страховая компания, она пострадает, она свои деньги будет платить.
Челышев:
- Что делать с техосмотром? В каком виде нам его сохранить? Либо вообще от него отказаться. Действительно, друзья мои, ХХI век за окном, а мы все техосмотр, техосмотр. Все упирается в итоге в бумажку, в талончик техосмотра. Что нам делать с техосмотром? 9700-972 наш телефон. Звоните, высказывайтесь. А первым выскажется наш эксперт, почетный адвокат России, правозащитник, вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. Леонид Дмитриевич, здравствуйте! Горячо мы вас приветствуем.
Л. Ольшанский:
- Здравствуйте! Во-первых, все-таки надо цитировать президента и не забывать, что он сказал. Он сказал, что техосмотр нужно отменить или сделать его заявительным. Поэтому в Государственной Думе и откладывается второе чтение законопроекта, что идет борьба президентской линии, к которой я тоже присоединяюсь: отменить ГТО как источник вымогательства, зяток, подлога и т.д., и т.д. И вторая, в общем-то, эмвэдэшная теория, чтобы все-таки его оставить. И как «боковичок», как бы подпункт «а» второго варианта - передать его страховым компаниям. Я категорический противник этого. Моя позиция - убрать техосмотр. Но если нельзя убрать, если не суждено, если не удастся, если даже против линии президента будет лобби, пусть будет лучше как сегодня, чем передадут это в ведение страховых компаний.
Страховые компании - это яркое произведение, синтетическое произведение капитализма, и они будут драть деньги. Их задача – драть деньги. У нас все редакции газет, Государственная Дума, адвокатура, прокуратура завалены жалобами на страховые компании. И все жалобы можно разделить на две родственные группы. Первая - под любым предлогом отказываются платить, мол, не страховой случай. А вторая – платят ровно половину от истинной стоимости восстановительного ремонта. Поэтому этим монстрам отдать ремонт нельзя. Даже уже сейчас они не скрывают и в своих комментариях и газетах и в электронных СМИ они говорят: да, техосмотр станет дороже. Драть они будут деньги. Поэтому того, кто хочет нажиться, надо убрать. Ибо получается парадокс. Президент сказал: «Бороться с коррупцией во всех сферах жизни и в этой в том числе». А нам хотят коррупционную схему, чтобы коммерсанты драли деньги. Я вам сразу скажу, что будет. Скажут, вот как этот сейчас сказал гость наш: «Дружок, у тебя трещина на боковом стекле, у тебя, значит, тормоза не работают и у тебя еще что-то. Это 7 тысяч рублей». Я условно говорю. Поэтому, два варианта: или ты становишься на сутки и здесь машина стоит, а то на двое, или мы тебе выписываем стоимость работ, ты их оплачиваешь, забирай, черт с тобой, запчасти и езжай. Вот что будет. Значит, к плате за техосмотр прибавится выписка этого дела. Я помню, как я покупал запчасти в эпоху застоя, когда был дефицит. Мне нужно было купить две свечки, а я оплачивал четыре, плюс стоимость их работ по замене. И увозил с собой две бошевских свечи. Поэтому я категорический противник передачи техосмотра страховым компаниям.
Челышев:
- Спасибо, большое, это был Леонид Ольшанский. У нас есть телефонные звонки: Алексей первый, здравствуйте!
Алексей:
- Добрый вечер. Полностью согласен с господином Ольшанским. Хотелось бы еще добавить, я уже шесть лет продаю автомобильные запчасти, и вы знаете, так, как разводят на деньги сервисы, даже официальные?
Челышев:
- Тогда же вы не разводите, как продавец запчастей.
Алексей:
- Я просто продаю. Ко мне приходят клиенты с сервиса
. Они иногда такие предложения делают, что у меня волосы дыбом на голове встают. Ну, просто, например, выписать накладную, показать запчасти клиенту, а потом их вернуть. Это самое простое. Представляете, что вот эти люди будут проводить техосмотр. Они вам таких неисправностей напридумывают.
Гречанник:
- А вариант-то какой? Что вы взамен предложите? У нас есть мздоимцы гаишники, у нас есть…
Челышев:
- Есть рвачи из страховых компаний.
Гречанник:
- Да, и с третьей стороны у нас хапуги-буржуи, которые обманывают при ремонте. А куда деваться? Что, выпускать вот эти технически неисправные телеги на дороги?!
Алексей:
- Могу объяснить. Во-первых, на техосмотр, на заведомо убитой машине никто не едет. Это факт. И если кого-то в техосмотр посылают, то, либо из-за лампочки, либо из-за какой-то жидкости омывателя, которая закончилась и которая должна быть. Вариант следующий: на два года отменить техосмотр, за это время проанализировать, когда был пик обращений на пункты технического контроля
Гречанник:
- В марте-апреле, сколько еще можно анализировать…
Алексей:
- Нет, зимой меньше – весной больше и т.д. И на время вот этих всплесков прохождения техосмотра выдавать дополнительные лицензии плюс к ГИБДД. Ведь почему взятки сейчас дают на ГТО? Не потому, чтобы ведро с гайками
прошло ТО, а потому что, я, например, ночевал.
Челышев:
- Да, потеря времени, это главное. Спасибо большое. Андрей, давай рассмотрим другой вариант: полностью отказ от техосмотра. Наш слушатель Алексей прав, никто в ведре с гайками на дорогу не выезжает. Это первое, плюс…
Гречанник:
- Выезжают, но не хотелось бы их там видеть, выезжают.
Алексей:
- Плюс, где-то я видел статистику, которая гласит, что по причине неисправности, происходит лишь каждое двухсотое или каждое двухсотпятидесятое происшествие.
Гречанник:
- А не ведется такого рода статистики. Они не анализируют техническое состояние автомобиля в результате ДТП. Разве что в редких громких случаях. В лучшем случае - посмотрят, был ли или нет талон техосмотра. А если человек не успел затормозить не по той причине, что, как обычно указывают, «нарушил скоростной режим» или «не справился с управлением». Он бы справился с управлением, но машина не тормозила, как следует. В это никто не лезет. Пишут обычную формулировку, которая на слуху.
Алексей:
- Так может и отдать это все на откуп водителю. Если произойдет ДТП и выяснится, что у него машина неисправна, так пусть это будет отягчающим обстоятельством.
Гречанник:
- А велика ли сознательность нашего водителя? Человек как думает? Пока гром не грянет...
Челышев:
- Несколько показательных процессов, и сознательность увеличится. Потому что, на мой взгляд, если человек за руль садится трезвый, это уже почти гарантия безаварийности его езды. Александр, Екатеринбург, здравствуйте! Добрый вечер, Урал!
Александр:
- Да, у нас действительно вечер. Мы должны поставить задачу, в чем задача техосмотра? Очевидно, что в том, чтобы мы ездили на исправных автомобилях. Решает техосмотр эту задачу? Совершенно ясно, что он эту задачу не решает.
Гречанник:
- Сейчас нет, конечно.
Александр:
- Поэтому все-таки я считаю, что нужно это отдать страховым компаниям, сделать это каким образом? Вот вы приезжаете заключать договор страхования, ОСАГО. Привозите сервисную книжку. Если у вас там стоят все отметки об очередных то, значит, вам без всякого отягощения, без всякого обременения выдают полис. Если вы, допустим, обслуживаетесь у частника или сами ремонтируете свой автомобиль, вы можете заехать на пункт технического контроля, получить диагностическую карту, с этой диагностической картой опять проследовать к своему страховщику и точно так же, если у вас нет замечаний, вам выдают страховой полис. Если, допустим, вы не хотите или вы не можете как-то подтвердить техническое состояние своего автомобиля, точно так же ездите к своему страховщику, и он говорит, извините, значит, вам повышающий коэффициент, платите 10-15 тысяч, или в зависимости от автомобиля, от каких-то параметров, и ездите на здоровье. Если у вас автомобиль неисправный, вы своей страховкой собственно покрываете все вот эти риски.
Челышев:
- Да, звучит разумно. Александр, спасибо большое. У нас просто времени очень мало. У вас, Александр, это звучит разумно. Посмотрим, насколько разумно это будет звучать в том документе, который нам Дума в ближайшее время должна представить и начать по нему голосование. А вообще, действительно, водители говорят, что они ищут свой пункт технического контроля, а точнее даже свой дилерский пункт техобслуживания. Они ищут своего мастера. Вот это и называется - конкуренция. Может быть, действительно, если так как говорит Александр, может быть это действительно будет здорово. Андрей Гречанник, обозреватель автомобильного отдела «Комсомольской правды», и я, Антон Челышев, прощаемся.
Техосмотр: отдавать ли его на откуп страховщикам?
Прямой эфир программы «Автомобили» на радио «Комсомольская правда» 97,2 FM от 16 мая 2011 года. Ведущие – Андрей Гречанник и Антон Челышев.
18.05.2011
08:11
Комсомольская правда