Каско стало дорожать

В докризисные годы рынок автокаско развивался активными темпами, а страховщики готовы были идти на любые уловки, лишь бы заполучить клиента. С приходом финансового кризиса картина развития данного сегмента претерпела серьезные изменения, после которых рынок не может оправиться до сих пор. Однако 10% роста страховщики все равно ожидают.

13:14
Финансовые Известия Марина КАДЫКОВА
Финансовый кризис на рынке добровольного страхования автотранспорта отразился сильнее, нежели ожидалось. В докризисный период автокаско играло роль локомотива развития страхования и занимало весомую долю в портфелях большинства страховщиков. «Основная масса заключенных договоров приходилась на вмененные страховые услуги, то есть на договоры, заключенные с гражданами, приобретшими транспортные средства в кредит. А до кризиса в кредит приобреталось около половины автомобилей», — рассказывает заместитель начальника департамента маркетинга и развития страховой компании «Россия» Мария Гуляева.

Таким образом, снижение потребительского спроса на автомобили, обусловленное снижением реальных доходов населения, а также жесткое повышение требований со стороны кредитных организаций незамедлительно отразилось на развитии автомобильного рынка и, как следствие, страхового. «Кроме того, при спаде продаж некоторых моделей и, соответственно, договоров их страхования наблюдается изменение структуры портфеля, увеличение более ходового сегмента автомобилей, таких как Ford, Mazda, Honda, которые также являются и более убыточными», — добавляет руководитель актуарного управления страховой компании «Контакт-Страхование» Вера Гудкова.

Причиной серьезного удорожания запасных частей и расходных материалов стали и валютные колебания, что, в свою очередь, спровоцировало резкий рост стоимости услуг обслуживающих транспортные средства организаций. До кризиса, на фоне быстро растущего рынка и высокого интереса инвесторов к российским страховым активам, значительная часть рыночных игроков следовала единственной цели — привлечению максимального количества клиентов и расширению за счет этого своего портфеля. С наступлением кризиса сокращение входящего потока денежных средств и рост стоимости услуг посредников повлекли за собой необратимые последствия: снижение ликвидности, отсутствие возможности своевременного выполнения принятых на себя обязательств, резкое снижение качества оказываемых услуг, а в ряде случаев — банкротство.

«Сегмент добровольного страхования средств автотранспорта достаточно долго сохранял равновесие и продемонстрировал сокращение далеко не первым. И ввиду потери доверия населения к страхованию в целом он, несмотря на поддержку со стороны государства, до сих пор не может «встать с колен», — отмечает Мария Гуляева.

Одна из тенденций, которая усилилась на рынке автокаско вместе с приходом кризиса, — это демпинг. «Многие страховщики необдуманно занижали тарифы. Делалось это в основном для привлечения денег на покрытие расходов на текущую деятельность и обеспечение страховых выплат», — говорит начальник отдела страхования физических лиц департамента страхования автотранспорта компании «РОСНО» Дмитрий Кузнецов. Как отмечает Вера Гудкова, демпинг наблюдается особенно тогда, когда речь идет о страховании салонных машин. «Также многие страховщики перестали отдавать крупные риски в перестрахование, оставив все на собственном удержании, что также привело к снижению тарифов и демпингу в сегменте дорогих автомобилей, со стоимостью от 1,5—2 млн рублей. Некоторые страховщики запустили новые программы, позволяющие платить на 50% дешевле, с ограничением условий, что тоже стало причиной снижения общего среднего тарифа на каско по рынку», — рассказывает Вера Гудкова.

Сейчас ситуация постепенно начала выравниваться. Впрочем, демпингующих все еще хватает. «Демпинг не бушует, хотя есть компании, которые продают полисы с меньшей, чем среднерыночная, ценой. Они или работают в убыток, или обманывают своих клиентов, или продолжают погружаться в пирамиду. Погружаются в яму долгов», — отмечает заместитель генерального директора, директор по розничному страхованию компании «АльфаСтрахование» Александр Горин.

В целом за последний год цена полиса каско выросла. «И это обусловлено в первую очередь не повышением тарифа той или иной страховой компании, а удорожанием самого транспортного средства, а также усилением уровня концентрации», — поясняет Мария Гуляева. «В 2011 году уже наметился тренд довольно значительного роста цен на ремонт авто, что нельзя назвать позитивной тенденцией для рынка автострахования в целом. В результате в течение 2011 года на рынке возможно повышение тарифов каско, так как страховщики вынуждены будут покрывать возросшие расходы на ремонт», — говорит Дмитрий Кузнецов.

Страховщики с оптимизмом смотрят в будущее, прогнозируя дальнейшее восстановление рынка автокаско. «В этом году рынок вырастет на 10%. Во всех регионах, включая Москву, рост будет постепенным. Компании, которые начали себя плохо чувствовать в период кризиса, могут закончить свою работу в этом году. Цены стабилизируются и будут потихоньку подрастать», — считает Александр Горин. Судя по всему, для этого действительно есть все предпосылки. Так, по итогам первого квартала текущего года уже наблюдается небольшой рост покупок автомобилей, а как следствие — рост премии по добровольному автострахованию.

«Правда, трагедия в Японии может нарушить данный рост в связи с тем, что заводы Mitsubishi, Honda, Toyota и Nissan либо прекратили работу, либо приостановили ее на неопределенный срок. Поэтому возможно удорожание как самих японских машин, так и запчастей для них, что приведет к увеличению тарифов по страхованию и, возможно, к снижению количества договоров страхования таких машин в портфеле. А так как это наиболее продаваемые марки в нашей стране, то, вполне вероятно, произойдет снижение поступившей премии по их страхованию», — подчеркивает Вера Гудкова.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля