По истечении срока действия договора РФПЛ решила сменить титульного спонсора, несмотря на готовность «Росгосстраха» продолжить сотрудничество. В феврале лига подписала четырехлетнее соглашение со страховой группой «Согаз», которое в общей сложности принесет РФПЛ $60 млн. Этот факт, не исключено, и стал одним из факторов, подвигнувших «Росгосстрах» к тяжбе.
По крайней мере господин Хачатуров в начале марта говорил, что прекращение сотрудничества с РФПЛ стало для него одним из самых неприятных событий 2010 года. Он также выразил недовольство тем, «как это было сделано»: в адрес компании поступило письмо с уведомлением о непродлении контракта. В руководстве «Росгосстраха» действительно отмечали, что были удивлены таким способом «расставания».
Впрочем, как отметил руководитель департамента по связям с общественностью «Росгосстраха» Андрей Бирюков, «иск никак не связан с прекращением действия контракта». «Он связан с неполным выполнением обязательств по контракту в 2010 году. Подобные проблемы у нас возникали в течение всего срока действия контракта, но нам совместно удавалось их урегулировать в досудебном порядке,— сказал «Ъ» господин Бирюков.— Претензии касаются целого ряда нарушений действующего договора. Сумма иска связана с большим количеством случаев нарушения условий договора. При этом условия применения штрафных санкций предусмотрены договором».
Детали иска в компании не комментируют. Но, как отметили источники «Ъ», в заявлении речь идет о множестве несущественных, казалось бы, нарушений. Как-то — об отсутствии баннеров с логотипом «Росгосстраха» на стадионах в заранее оговоренных местах (за их размещение отвечают команды—хозяева полей, но не всегда условия выполнялись) или о том, что в ходе той или иной трансляции недостаточное количество раз был показан фирменный знак титульного спонсора.
Претензии касаются и показа матчей по общедоступным каналам, о чем сообщил президент РФПЛ Сергей Прядкин. Хотя источники, близкие к «Росгосстраху», и уверяют, что это как раз не основная претензия.
Договор с «Росгосстрахом» образца 2006 года предусматривал, что РФПЛ будет обеспечивать показ 140 матчей в сезоне по федеральным каналам. Однако в 2007 году ситуация изменилась. Лига подписала четырехлетнее соглашение с телекомпанией «НТВ плюс», по которому последняя за $92 млн приобретала эксклюзивные права на показ матчей первенства (по действующему ныне соглашению «НТВ плюс» заплатит РФПЛ $60 млн за полтора года, а федеральные каналы покажут только 30 матчей в сезоне). Контракт не был выполнен в полном объеме, поскольку в дело вмешался президент России Владимир Путин, поручивший первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву разобраться в этом вопросе. По итогам разбирательства общедоступные каналы сохранили доступ к показу матчей, но из года в год количество их трансляций снижалось. К примеру, в прошлом году «Первый канал», имевший право выбора одного матча в каждом туре, не всегда им пользовался. «Россия 2» также не все матчи транслировала впрямую, лишь половину игр из своей квоты — 15 матчей. Очевидно, что титульный спонсор в такой ситуации терял аудиторию, на которую рассчитывал распространить рекламный эффект от сотрудничества с лигой.
«У «Росгосстраха» есть претензии в части непоказа ряда матчей в прямом эфире по «Первому каналу» и телеканалу «Спорт», но РФПЛ в свое время старалась это компенсировать. Будем договариваться. Вряд ли есть вина премьер-лиги в том, что телеканал «Спорт» перестал существовать в том виде, в каком он был в 2006 году»,— отметил Сергей Прядкин.
Однако глава РФПЛ все же признал, что новость о том, что «Росгосстрах» обратился в суд, стала для него шокирующей. Ничего удивительного. Ведь в случае удовлетворения иска РФПЛ рискует столкнуться с ощутимыми финансовыми сложностями. Доходная часть бюджета РФПЛ на текущий сезон, как отмечал исполнительный директор лиги Сергей Чебан, составляет около $100 млн ($60 млн поступят от «НТВ плюс» и еще около $40 млн принесут контракты со спонсорами). Так что РФПЛ рискует лишиться пятой части доходов — и компенсировать эти потери будет непросто.