Руководство страны откликнулось на рост запросов военного ведомства. В конце минувшего года вице-премьер Сергей Иванов сообщил, что в ближайшие 10 лет на реализацию госпрограммы вооружений предполагается израсходовать 22 трлн рублей, из которых 19 трлн пойдут на нужды Минобороны, а остальные 2,5-3 трлн – на финансирование других силовых ведомств. Позже, в декабре прошлого года, премьер-министр Путин, комментируя сумму, выделяемую на финансирование гособоронзаказа, сказал, что ему «даже страшно произносить эту цифру». Можно, однако, с уверенностью утверждать, что даже такой рост финансирования военных заказов не даст желаемого результата – переоснащения современным оружием и техникой. Причин для таких прогнозов очень много.
Во-первых, примерно треть предприятий ВПК фактические банкроты. Как считает один из видных военных экспертов России генерал-майор Владимир Дворкин: «Более 70 процентов технологий, обеспечивающих выпуск военной продукции, морально и физически устарели. Более половины станочного парка изношены на 100 процентов. Средний возраст работающих на предприятиях ВПК – более 50 лет, а сотрудников оборонных НИИ приближается к 60 годам». Ясно, что на «демидовских» станках производить детали современного оружия невозможно. Разрушены производственные цепочки, связи поставщиков с производителями конечной продукции, нарабатывавшиеся когда-то годами.
Во-вторых, коррупция при работе оборонной промышленности по госзаказам, где отсутствует сколько-нибудь внятный и прозрачный механизм ценообразования, необычайно высока. В качестве примера можно вспомнить уже упоминавшуюся неудачу с запуском трех спутников для системы ГЛОНАСС. Когда на «разборе полетов» разгневанный Иванов поинтересовался: «Где страховка?» – выяснилось, что вразумительного ответа нет.
Глава Роскосмоса Анатолий Перминов по этому поводу заявил, что «спутники были застрахованы частично, поэтому часть средств может быть возвращена». При этом глава Роскосмоса подчеркнул, что страховые риски были надежно перестрахованы, правда, получение страховых денег очень долгий и технически сложный процесс. Наверное, особенно если учесть, что страховались эти запуски в никому неизвестной страховой компании с уставным капиталом 90 млн рублей, управляют которой многочисленные родственники руководителей Роскосмоса. Во всяком случае, на «разносе» по поводу потери этих спутников Иванов подчеркнул: «Страховать нужно все по реальным рыночным ценам, без использования компаний-живопырок». Примеров ошеломляющих размеров коррупции в оборонных отраслях можно приводить множество. Ясно, что «оборонка» «освоит» любые средства, но деньги не трансформируются в рост и качество производимого оружия.
(с сокращениями)
Истребители триллионов
В последние недели вдруг оказалось ясно, что нет и не скоро появится разрекламированная ГЛОНАСС, а армия вообще не получает самого необходимого. Что происходит с ВПК?
14.03.2011
08:59
Огонек