Страховые полисы обросли посредниками

На страховом рынке сформировался один из самых дорогих каналов продаж полисов автострахования: через страховых посредников – юридических лиц. Часто эти посредники позиционируют себя как страховые брокеры, хотя ими не являются, так как работают без брокерской лицензии. При этом не все посредники несут ответственность за качество своей услуги. О том, стоит ли покупать полис у этих посредников и как можно упорядочить данный рынок, шла речь на круглом столе, прошедшем в Агентстве Бизнес Новостей.

16:20
ТТ Финансы. Финансовые услуги Санкт-Петербурга

В обсуждении участвовали: Дмитрий Большаков, ОСАО «РЕСО-Гарантия»; Татьяна Никитина, ООО «РОСГОССТРАХ»; Антон Рюмин, «КИТ Финанс Страхование»; Александр Баклушин, ЗАО «Объединенная страховая компания»; Марат Асланов, ООО «Универсальный страховой брокер»; Инна Чехович, ООО «Бриг»; Алекасандр Тутинас, ООО «Право и страхование».

Есть претензии

Крупные страховщики сразу же высказали ряд претензий к посредникам. «Этот канал продаж добился низких тарифов, высокого уровня вознаграждения и бесплатного пользования оборотными средствами страховщика, – говорит Татьяна Никитина, первый заместитель директора филиала «Росгосстрах» в Петербурге и Ленобласти. – При этом посредники регулярно повышают свои финансовые требования к страховщикам, систематически задерживают перечисление нам денег, то есть получают бесплатный кредит».
Татьяна Никитина добавляет, что зачастую посредники работают исключительно в собственных интересах, не принося пользы ни клиентам, ни страховщикам. «Частично отношения между посредниками, страхователями и страховщиками, сегодня напоминают ситуацию конца 80-х начала 90-х годов. То есть полного финансового беспредела», – подчеркнула Татьяна Никитина.

Деньги кончились – дружба врозь

Хотя еще пару лет назад отношения между посредниками были нормальными. В период роста, рынком прощались многие ошибки и неверные решения, а экономическую неэффективность можно было перекрыть возрастающими поступлениями. «Но из-за кризиса рынок съеживается, продажи упали, автопарк стареет и страхуется реже, так как чем старше автомобиль, тем выше на него тариф, – отмечает Дмитрий Большаков, заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия». – Особенно пострадали розничные продажи, в первую очередь каско. В результате посредники стали задерживать деньги на все более длинные сроки». Также Дмитрий Большаков подчеркнул, что на рынке происходят совершенно недопустимые ситуации – ряд скандально ушедших игроков (которые сбежали с деньгами страховщиков и с бланками полисов) пытаются зайти на рынок под новым именем.
Ужесточение отношений к посредникам у страховщиков началось в конце 2009 года. «Еще в 2009 году большинство страховщиков были готовы подписать агентский договор с любой компанией и выдать ей стопку бланков полисов, – говорит Александр Баклушин, директор петербургского филиала «Объединенная страховая компания». – Но после ряда скандальных уходов ряда посредников, подписать договор с любым «брокером» рынка могут только страховщики, чувствующие себя в нем неуверенно».
«У крупных посредников образовались значительные внутренние дебиторские задолженности, так как с ними не рассчитались субагенты, – объясняет сложившуюся ситуацию Инна Чехович, генеральный директор страхового брокера ООО «Бриг». – А в начале 2010 года ряд страховщиков стали нагнетать обстановку с платежами».
Впрочем, ужесточили свои позиции страховщики не просто так. В начале 2010 года произошел скандальный уход с рынка группы посредников – ООО «Прогресс-Нева Консалтинг», ООО «Дивизион» и ООО «Финэкспресс». По данным газеты «Деловой Петербург», посредники выехали в неизвестном направлении из арендованного ими здания и могли забрать с собой до 100 млн. рублей.
Тем не менее, для добросовестно работающих посредников сложившаяся ситуация была очень неприятна. «Январь – традиционно полурабочий месяц, не все посредники полноценно работали, что, естественно, сдвигало сроки расчетов», – продолжает Инна Чехович. Она утверждает, что в настоящее время большинство крупных посредников урегулировало дебиторские задолженности.

За очистку рынка

Участники пресс-конференции единодушно признали, что в общих интересах сделать так, чтобы посредники работали цивилизованно. «Отсутствие внятной политики со стороны госрегулятора к посредникам привело к хаосу в этом канале продаж», – отмечает Татьяна Никитина. Но пока законодательной базы нет, страховщики сами пытаются регулировать отношения. Так «Росгосстрах» планирует постепенно снизить комиссию посредникам, несмотря на возможные риски уменьшения объемов продаж и при этом увеличить число собственных агентов. В ОАО «РЕСО-Гарантия» регулярно проводят «отсеивание», по данным компании в 2009 году из 115 проверенных посредников юрлиц, 11 получили отказ.
«Как и большинство страховщиков, мы ужесточили требования и с рядом посредников соглашения не подписываем, – добавляет Александр Баклушин. – Из 50 компаний «черного списка» на моем столе, с 2-3 сотрудничать уже отказались. Хотя знаем, что ряд страховщиков и посредников с ними работают. Будем считать, что они понимают возможный риск, что взносы от страхователей к ним поступят с опозданием или не поступят вообще».
Посредники также расторгают договоры с ненадежными партнерами. «Мы хорошо понимаем проблемы страховщиков, так как наша компания также страдает от неплатежей субагентов, – говорит Марат Асланов, генеральный директор «Универсальный страховой брокер». – На рынке нередко число посредников, через которых проходят деньги от автовладельца к страховщику достигает 4-5, что дикость. Но в 90% случаях страховщики сами виноваты в такой ситуации, так как не готовы объединить усилия, чтобы решить проблемы.
«Наша компания постепенно переходит на работу с физлицами агентами и расторгает договоры с посредниками второго звена, – говорит Инна Чехович. Конечно, у нас останутся несколько партнеров, проверенных временем».
Инна Чехович полагает, что страховой рынок нуждается в ресурсе, на котором можно будет посмотреть и оценить статус посредника, изучить отзывы и, может быть, комментарии самих страховщиков. «Недобросовестные игроки, таким образом, будут выявляться самими же страховщиками, крупными посредниками и клиентами что позволит избежать многих проблем всем игрокам на рынке страхования», – заключает она.

Нужный канал

Несмотря на критику посредников, страховщики признают нужность этого канала продаж. Но только в случае, когда посредник действует в интересах клиента. «Участие посредника, а это дорогой канал продаж, должно повышать качество услуги для автовладельца, – говорит Дмитрий Большаков. – В таком случае посредник оправдан и целесообразен. Например, компания может предложить услуги по сопровождению договора или по решению проблем у клиента при ДТП. Если он после продажи полиса ничего не делает, то необходимости в таких фирмах нет».
Даже компаниям, ориентирующимся в своих продажах на прямое страхование, не обойтись без агентств. Так «Кит Финанс Страхование» наравне с основным видом – прямым страхованием, использует свою штатную структуру (в основном, обслуживающую корпоративных клиентов) и страховых посредников. «Кит Финанс Страхование» развивалось на базе другого страховщика – «Класс», и отказываться от сформированной им структуры продаж, было нецелесообразно», – говорит Антон Рюмин, директор Департамента андеррайтинга и продуктов прямого страхования «Кит Финанс Страхование». По его мнению, от посредников в компанию приходят клиенты, которым подходят условия из всего спектра страховых продуктов.
«На рынке есть посредники, желающие не просто «распилить» комиссионные, а произвести добавленную стоимость на услугу: помочь клиенту сделать выбор, разъяснить условия страхования.
Есть и такие, кто помогает своим клиентам на стадии урегулирования убытков», – заключает Антон Рюмин.
Более того, важность посредников может возрастать, так как из-за кризиса ряд страховщиков стал хуже платить. Именно квалифицированный посредник должен обратить внимание автовладельца на нюансы выплат. «Страховые компании начали минимизировать свои расходы, которые выразились в сокращении персонала по отделам: учета; служб безопасности; бухгалтерии, – рассказывает Александр Тутинас, директор по развитию страхового брокера «Право и страхование». – Отделы урегулирования убытков зачастую переводятся в другие города, что отражается на скорости выплат. Все это отразилось на качестве предоставления услуг».
Александр Тутинас добавляет, что в активе у брокера гибкий подход к потребностям клиента, знание страховых программ, оперативность принятия решения, возможность консультирования клиентов по вопросам урегулирования убытков.

Страховщики сами виноваты

На пресс-конференции посредники сами обвинили страховщиков в стимулировании продаж посредниками, не обладающими должной квалификацией. По мнению представителя брокера ОО «Бриг» в 2008-2009 году страховщики сами стимулировали посредников работать на объем, так как от этого напрямую зависел размер их вознаграждения. Появилось значительное число договоров с партнерами, обеспечивающими объемы продаж, «на особо выгодных условиях». Качество работы с автовладельцем страховщиков не интересовало.
«Каналы коммуникаций у страховщиков зачастую плохие. Нередко они «сидят» на объемах и не заинтересованы в одиночных клиентах, в отличие от нас. Нам важен каждый страхователь, даже с небольшой премией» – добавляет Марат Асланов.
Частично страховщики с этим соглашаются «Страховщик должен следить за своими контрагентами, проводить анализ дебиторской задолженности, и как она гасится. Кто последний спохватится, тому может не хватить» – считает Александр Баклушин.
Он приводит примеры случаев, когда агент физлицо проигрывал пару сот тысяч рублей «чужих» денег в игровые автоматы. «В случае с посредником юрлицом, «проигранные» суммы гораздо значительнее. Потери могут составить миллионы рублей» – предупреждает Александр Баклушин.

Итоги

Участники пресс конференции полагают, что в отсутствии законодательных норм, регулирующих действия посредников, этот рынок во многом останется хаотичным. «Рынок посредников вряд ли сможет сейчас саморегулироваться, так как конкуренция среди брокеров еще жестче, чем среди страховщиков, – считает Марат Асланов. – Именно это не позволяет надеяться на создание СРО или ассоциации, которая могла бы контролировать качество предоставляемых услуг.
Объединение может быть создано, но лишь для того, чтобы захватить большую часть рынка и оттеснить конкурентов».
В ОАО «РЕСО-Гарантия» говорят о том, что рынок все же постепенно чистится от недобросовестных страховщиков и посредников.
По мнению Антона Рюмина негибкое законодательство в части ОСАГО также тормозит очистку рынка от недобросовестных компаний.
«ОСАГО – это стандартный продукт, но заключить договор по нему сложнее, чем в более сложном КАСКО – утверждает он. – В автокаско можно заключить договор, встречаясь с клиентом только при урегулировании убытков, и даже продлить его дистанционно. При ОСАГО надо встречаться ежегодно, а при изменении в договоре – еще чаще.
Такая негибкость создавала почву для развития посредников, по доставке полисов ОСАГО, оформлению и переоформлению документов и пр.
Хотя в электронном виде все можно сделать намного быстрее, технологическая и правовая база позволяют это сделать».

ТТ цифры

В Петербурге и области работают около 3 000 агентов физлиц, около 200 агентств юрлиц сотрудничают напрямую со страховщиками.
В Санкт-Петербурге официально зарегистрировано 16 брокеров (на 01.04.2010)
Средняя комиссия по каско в Европе – 8-12%, а по ОСАГО — 2-3%.
Средняя комиссия по каско в России – 20-35%, а по ОСАГО — 10-40%.

Николай ЛЬВОВ

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля