В первом полугодии 2025 года грузоперевозчики оформили на 21,4% больше страховок, чем годом ранее, сообщает цифровая платформа сопровождения страхования Zunami (работает с 12 ведущими страховыми компаниями страны). За аналогичный период 2024-го этот показатель составил 11%, в 2023-м — 16%, то есть темпы роста ускорились. Представитель Zunami отказался привести абсолютные цифры, указав только, что на платформе «производится более 200 операций по сопровождению страхования грузоперевозок в секунду».
«Спрос на страхование со стороны перевозчиков уверенно растет: в 2024 году доля застрахованных грузов на платформе не превышала 5%, к началу 2025-го страховки оформлялись уже на 20% перевозок, сейчас доля достигла 60–85%, — рассказывает руководитель группы развития экосистемных модулей платформы „Монополия“ Александр Кашин. — Мы упростили оформление страховки и интегрировали его с заказом, в результате увеличилась заинтересованность в самой услуге, а вместе с ней и культура ответственности малого и среднего бизнеса».
Рост количества застрахованных грузов по всем видам страхования за первое полугодие 2025-го относительно аналогичного периода 2024 года составил 18%, приводит данные руководитель отдела ценообразования и поддержки продаж «Скиф-Карго» Оксана Чернышева. «За январь — июль этого года мы зафиксировали увеличение числа оформленных полисов страхования грузов примерно на 25% в годовом выражении», — говорит руководитель департамента страхования юридических лиц страхового агентства «Прогресс» Илья Попель.
«В 2025 году рост в сегменте продолжается, в первом полугодии он составил порядка 9% (в сборах страховых премий, в денежном выражении)», — рассказывает начальник управления страхования грузов СК «Росгосстрах» Дмитрий Курбатов. По итогам первого полугодия 2025 года объем российского рынка страхования грузов составил 24,8 млрд рублей (данные Банка России), информирует Курбатов, это на 8,8% больше, чем за аналогичный период 2024 года (22,8 млрд рублей). По итогам 2024 года объем рынка составил 52 млрд рублей.
Вместе с ростом количества оформленных страховок выросло и число регистраций страховых случаев, которые раньше грузоперевозчику пришлось бы компенсировать самостоятельно. По данным цифровой логистической платформы «Монополия», на которой работает свыше 11 000 грузовладельцев и перевозчиков, в I квартале 2025 года оно увеличилось на 33%, а выплаты — на 21%, превысив 116 млн рублей. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка «Монополии» превышает 60 млрд рублей в год.
На рост спроса, кажется, никак не влияет повышение цен. «Страховая премия в среднем за выбранный период (2025-й к 2024 году) подорожала на 14%, а стоимость груза по одной перевозке увеличилась на 16,5%», — рассказывает Чернышева из «Скиф-Карго».
«В прошлом году базовая ставка страхования для крупных заказчиков (с ежемесячным оборотом более 1 млрд рублей) при оформлении полного пакета, учитывающего все риски, составляла в среднем 0,025 от стоимости груза, — рассказал Forbes заместитель гендиректора по логистике 3PL-оператора NC Logistic Артем Васканян. — Теперь за те же опции она может достигать в среднем 0,038. К этой базовой ставке могут применяться надбавочные коэффициенты. Например, страхование груза, который везут из Москвы в Санкт-Петербург, обойдется дешевле, чем страхование того же груза из Москвы во Владивосток, так как во втором случае транспортировка занимает больше времени и сопряжена с повышенными рисками».
Почему же участники рынка идут на эти расходы?
Почему растет спрос
Основная причина — масштабный разворот товарных потоков, сходятся во мнении опрошенные Forbes эксперты. Во многом именно перестройка внутрироссийских логистических цепочек вызвала бурный рост в сфере страхования грузов, считают аналитики Zunami.
«Из практики видно, что компании сегодня вынуждены адаптироваться к новой геополитической реальности, — рассказывает Попель. — Мы наблюдаем массовую переориентацию грузопотоков на восточные и южные маршруты, активное развитие поставок из Азии, прежде всего из Китая. Все больше клиентов заключают генеральные договоры страхования именно под такие направления. Все это повышает риски задержек и повреждений грузов, а также увеличивает стоимость перевозки. В таких условиях компании все чаще прибегают к страхованию грузов как к инструменту защиты от новых рисков, чтобы минимизировать последствия возможных сбоев».
«На фоне санкций усложнились цепочки: перевозки стали длиннее, а также выросли риски повреждений или краж, так как в логистику встроились „неспокойные“ регионы», — отмечает Кашин из «Монополии».
Рост именно количества страховых полисов отчасти может быть связан с изменением структуры перевозок, а именно дроблением партий грузов и увеличением числа небольших доставок, в том числе благодаря росту сегмента e-commerce, размышляет Васканян.
Еще одна причина — удорожание самих грузов. «На фоне роста инфляции и ограничения импорта перевозимые товары, особенно электроника и автомобили, значительно подорожали, и бизнес хочет защитить себя от больших потерь», — объясняет Кашин.
«Увеличилась доля дорогих и чувствительных грузов: высокотехнологичное оборудование, фармацевтика, товары премиального сегмента. Их владельцы понимают, что даже небольшая задержка или повреждение способны обернуться многомиллионными потерями», — согласен Попель.
Наконец, не последнюю роль играет развитие цифровых сервисов, говорят их клиенты. «Раньше для рассмотрения претензии нужно было собрать пакет документов, подтверждающий ущерб, передать оригиналы этих документов в страховую и ждать 30 дней, — объясняет Чернышева из „Скиф-Карго“. — Сейчас уже не требуется собирать огромные стопки бумаг, доказывающих наступление страхового случая, — достаточно отправить сканы минимального пакета документов в личном кабинете и в течение недели получить положительный ответ и стоимость утраченного товара».
«В дальнейшем ожидается, что в условиях цифровизации сферы страховые продукты и урегулирование убытков по ним будут становиться еще более персонализированными, с фокусом на клиентский сервис и технологичное, понятное и оперативное урегулирование убытков, что продолжит стимулировать положительную динамику рынка», — отмечает управляющий директор департамента урегулирования убытков и сопровождения имущественных видов страхования юридических лиц «Ренессанс страхования» Виктория Фокина.
Почему растут цены
Те же факторы, которые побуждают перевозчиков и грузоотправителей страховаться, заставляют страховщиков повышать стоимость своих услуг. «Из-за изменения геополитической ситуации поменялись ранее налаженные маршруты перевозок и, как следствие, изменились затраты как на фрахт, так и на страхование, — говорит Курбатов из „Росгосстраха“. — Продолжается увеличение страховых сумм по международным перевозкам (за год эти суммы выросли на 20%), что автоматически ведет к увеличению стоимости страхования. Полагаю, что в ближайшее время эти тенденции продолжатся».
«Ранее для снижения стоимости страхования грузы могли искусственно разделять между несколькими транспортными средствами, — рассказывает Васканян. — К примеру, страхование груза стоимостью 1 млрд рублей в одной машине тарифицировалось по более высоким ставкам, чем если его разделить, скажем, на три автомобиля. Теперь же с изменением модели потребления и тенденцией к перевозке меньших партий, в том числе из-за развития e-com, диверсификация происходит уже непроизвольно, естественным образом, только груз делится уже не на три машины, а на 30, и во многих случаях используются не автомобили, а курьеры. Страховые компании сталкиваются с увеличением административных издержек, поскольку им приходится оформлять и отслеживать множество мелких страховок вместо одной крупной. Это приводит к повышению процентной ставки страхования».
Еще одна причина — увеличение цен товаров. «Рост собираемой страховой премии связан с тем, что сами грузы и транспортные расходы существенно подорожали, тогда как тарифы могли даже остаться прежними», — говорит гендиректор «СА «Гелакси страхование» Александр Кузовлев.
Общей отправной точкой для роста стоимости страхования и роста спроса на него стала геополитическая напряженность, считает Артем Васканян. Уход европейских андеррайтеров создал дефицит перестраховочных емкостей, что осложнило взаимодействие страховщиков и страхователей и стало первопричиной удорожания ставок. Затем страховщики ответили повышением на растущий перечень рисков, продолжает Васканян. Во-первых, добавился фактор беспилотных летательных аппаратов. Страховые компании были вынуждены либо исключать этот риск из покрытия, что неприемлемо для многих заказчиков, либо закладывать его в стоимость полиса. Для ответственного страхователя игнорирование указанного обстоятельства недопустимо, поэтому решением стало очередное повышение процентной ставки.
Во-вторых, по словам Васканяна, сказалось изменение климата: анализ последних лет показывает рост числа и интенсивности экстремальных погодных явлений, включая сильные грады, ветры и резкие перепады температур. Это повышает частоту повреждений грузов и транспорта, что отражается на статистике страховых случаев и стоимости полисов.
«Маршруты удлиняются, грузы дольше находятся в пути, а значит, повышаются и риски, — рассуждает Попель. — Страховая премия напрямую зависит от количества дней в дороге, поэтому при длительных перевозках стоимость полиса возрастает».
Устаревающий автопарк тоже влияет на стоимость полисов, обращает внимание Васканян. «Не так давно страховщики отказывались страховать рефрижераторные риски для транспортных средств и холодильно-обогревательных установок старше 10 лет, — рассказывает эксперт. — Сейчас из-за вынужденной адаптации рынка этот срок увеличен до 15 лет, но только при условии предоставления страхователем подтвержденной истории ремонтов и технического обслуживания. Кроме того, растет доля китайской техники, которая, как показывает практика, часто оказывается ненадежной. Возникают поломки, связанные не только с технической частью, но и с программным обеспечением. Стареющий автопарк и рост доли китайской техники — факторы риска, вынуждающие страховщиков повышать тарифы».
Тяжкий груз: перевозчики товаров страхуются на 20% чаще, несмотря на рост тарифов
Спрос на страхование грузов вырос в первом полугодии на 18–20%, несмотря на то, что услуга подорожала на 14%. По данным Банка России, объем этого рынка в деньгах увеличился на 8,8%. И перевозчики, и страховщики сталкиваются с одними и теми же проблемами: ломка привычных логистических траекторий, удорожание грузов, БПЛА и стихийные бедствия. Почему доставка товаров стала настолько опасным делом — разбирался Forbes