Китайские бренды автомобилей теряют цену на вторичном рынке

Китайские автобренды стремительно захватывают Россию: по данным за апрель, за ними уже 65% новых продаж.

12:44
Фонтанка.ру, Санкт-Петербург
Но настоящая битва разворачивается на вторичном рынке, где «китайцы» демонстрируют уникальный феномен: они не дорожают, а дешевеют, в то время как цены на европейские и японские авто взлетают на 10–12%.

По данным на апрель этого года, китайские бренды захватили 65% российского рынка новых автомобилей. На долю машин из Поднебесной пришлись 43,5 тысячи продаж, отечественные марки (LADA, Solaris и Belgee, которые Белоруссия собирает специально для России) уступили им почти 10 тысяч штук и закончили месяц с результатом в 34,6 тысячи.

С приходом китайского автопрома в РФ вторичный рынок колоссально перестроился. Если в апреле докризисного 2021 года было продано 476,1 тысячи машин с пробегом, то к апрелю минувшему к подержанным машинам у россиян интерес взлетел в три раза: на каждую новую покупку приходилось пять машин «бэушных» (247 тысяч новых против 1,27 миллиона штук с пробегом). Всё встает на свои места, если вспомнить, что средневзвешенная цена на новую машину сегодня исчисляется суммой более 3 миллионов, а на «бэушную» — втрое меньше.

И хотя пока еще «китайцев» на вторичном рынке не так много, всего 4% за апрель, подсчитал директор «Автостата» Сергей Целиков, понятно, что дальше цифра будет только увеличиваться — как минимум за счет тех, кто вот-вот выкатает гарантийный срок у первого владельца.

Но вот что любопытно, автомобили китайских брендов на вторичном рынке — единственные, кто сопротивляется всеобщему тренду на подорожание, говорят аналитики.

— В среднем по всем маркам с января 2024-го по март 2025 года цены на б/у авто подросли на 4,7%, и только «китайцы» с пробегом отметились снижением стоимости на 7,5% при выходе на вторичный рынок, — отмечают эксперты «Ренессанс Страхования», которые исследовали цены, указанные страхователями автомобилей в договорах на услуги.

При этом, отмечают эксперты, цены на автомобили европейских, японских и прочих брендов, покинувших РФ, в среднем за тот же период выросли на 4,7%.

Если брать отдельно по группам, сильнее всего это заметно по маркам из Германии, где ценник отметился ростом на 12,4%: цена Mercedes-Benz Е выросла с 4,18 миллиона до 4,78 миллиона рублей, Volkswagen Tiguan подорожал с 2,10 миллиона до 2,52 миллиона рублей, отмечают они.

— В топ-5 по динамике роста цен на российском вторичном рынке также вошли авто из США (10,8%), Швеции (10,3%), Японии (8,8%) и Великобритании (7%), — делятся аналитики компании.

Тренд подтвердили «Фонтанке» и в одном из крупнейших дилерских комплексов Петербурга, где, по их же собственным оценкам, доля «китайцев» с пробегом в продаже достигает 15%, а с учетом тестового парка все 28%. Там отметили, что за последний год цены на вторичном рынке несколько снизились, причем самое ощутимое падение пришлось на декабрь прошлого года. Однако «китайцы» действительно теряют в стоимости быстрее всех остальных.

— Китайские бренды в возрасте 3–5 лет снизились по цене до 20%, европейские в той же возрастной группе потеряли порядка 10%. По остальным группам примерно такой же разброс. Возрастная группа 0–2 года по китайским брендам потеряла более 20%, в некоторых случаях — до 30%, — поделились с «Фонтанкой» статистикой в «Автополе».

В компании «Рольф» отмечают, что средняя цена подержанных машин японских производителей выросла на 5%, корейских — на 7% (речь идет о сопоставимых марках и моделях). Немецкие бренды, напротив, потеряли в цене 2%. Сильнее всего стоимость упала на продукцию китайского автопрома — 5% в среднем.

— Объясняется такое падение цен перезатовариванием складов новых автомобилей брендами из КНР, — объяснили в «Рольфе».

Причин снижения стоимости китайских авто эксперты «Ренессанс Страхования» видят несколько.

— Это в том числе и скидки, которые предлагаются на ряд новых моделей (что вызывает соответствующую реакцию на вторичном рынке), и сложности с наличием запчастей на некоторые марки (в частности, на ряд моделей, ввозимых по параллельному импорту), и сам факт наличия аналогичных новых моделей в салонах, — поделился соображениями представитель компании.

В «Рольфе» отмечают, что дистрибьюторы и дилеры активно внедряют скидочные программы, чтобы поддержать спрос в этот непростой для рынка момент. Таким образом, покупка нового автомобиля бренда из Китая становится доступнее для конечного потребителя.

К исследованию страховой компании стоит относиться с известной долей скепсиса, отмечает член совета директоров «Автополя», директор по развитию Сергей Вайнер. «У меня четко создалось впечатление, что это некий маркетинговый ход для продвижения их продуктов», — отметил он.

— Любые машины на вторичном рынке теряют в цене, и я не вижу объективных путей изучить, тем более сравнить, насколько одни машины дешевеют быстрее других. Это невозможно. Внутри марки есть модели, одни более популярны, другие — менее. Кроме того, влияет год выпуска, количество владельцев, ликвидность автомобиля на рынке. Есть некая общая тенденция: потеря цены машины на вторичном рынке идет по параболе — сначала резко, чем старше автомобиль, тем более пологая кривая. Поэтому здесь можно говорить о каких-то очень грубых плюс-минус километрах, но взять и четко разделить, что «китайцы» теряют быстрее «некитайцев», не вижу для этого оснований. Тем более сейчас на рынке столько «китайцев», очень разных, очень популярных и совсем непопулярных, есть вообще неизвестные. Реально одно могу сказать, что рынок автомобилей с пробегом так же охлажден, как и рынок новых автомобилей, — заключил Сергей Вайнер.

Прибывать на вторичный рынок «китайцы» будут еще и потому, что тем же самым «европейцам» и «американцам» просто неоткуда взяться. Они вымываются, и процесс этот необратим, говорит Сергей Вайнер.

— Где ты сейчас возьмешь новую «бэху»? А Китай новый есть, — рассуждают покупатели на вторичном рынке.

В том объеме, в каком «ушедшие» бренды поступают к нам по альтернативным каналам, составить конкуренцию машинам из Поднебесной они не в силах. И становятся своего рода раритетом, как коллекционное вино, во многом ценным лишь по факту своего происхождения.

Главным образом везут их из Китая, Киргизии и Белоруссии. С января по апрель в РФ ввезли 27,6 тысячи новых легковушек, причем самой популярной стала Geely Monjaro.

— У людей в принципе доверие к «китайцам» ниже, чем к «европейцам», «корейцам» и «японцам». На хорошую трехлетнюю Toyota очередь, на хорошего трехлетнего «китайца» — в разы меньше. Если учесть, что стоят одинаково, — говорят игроки отрасли.

Золотой закон рынка — «спрос рождает предложение», и спрос же регулирует цены, отмечают они. Тренд на падение авторынка, который из-за высокой ключевой ставки дилеры и аналитики наблюдают с конца прошлого года и не могут выправить ни скидками, ни снижением цен, только снижает ценность китайских брендов в глазах автолюбителей.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля