Эксперты рассказали о самых популярных сценариях автоподставщиков 2024 года

Автомошенники по-прежнему приносят основной ущерб российским страховщикам, а заявления по махинациям с ОСАГО и каско занимают основную часть обращений в МВД.

08:44
РИА Дагестан
В этом году страховщики уже заявили в правоохранительные органы об ущербе на более чем 2 млрд рублей по мошенничествам с автомобильными полисами. На конференции «Барьер», посвященной борьбе с преступниками в страховании, эксперты рассказали о популярных схемах автоподставщиков и методах их разоблачения.

Игорь Фатьянов, глава комитета Всероссийского союза страховщиков (ВСС) по противодействию страховым мошенничествам и гендиректор страховой компании «Зетта», рассказал, из чего сегодня состоит структура автомобильного мошенничества в России. По его словам, постепенно сходит на «нет» схема с установкой ранее поврежденных деталей. «Раньше конструктор авто для установки битых деталей можно было буквально заказать в интернете, — поделился Фатьянов. — Застраховал, поставил, получил выплату, снял — и так по кругу. Доходило до того, что в некоторых компаниях службы безопасности видели один и тот же бампер в разных страховых случаях».

Уходит в прошлое и страхование уже разбитого транспортного средства: этот метод считается среди мошенников «деревенским» и устаревшим, объяснил Фатьянов, так как страховые компании научились фиксировать частотность и видят, кто страхует битые машины. Полная инсценировка ДТП тоже практически исчезла: слишком сложно. Но отдельные группы, которые на это решаются, достойны театральной сцены, считает Игорь Фатьянов. «Они разве что софиты не ставят для освещения своего дорожного спектакля, — рассказывает эксперт. — Задействуют несколько камер, в том числе, официальные камеры системы «Безопасный город», снимают дополнительно на свою технику. Аварию инсценируют обязательно днем, при хорошем освещении, расставляют машины и устраивают ДТП. У многих из них теперь будет время подумать о карьере во МХАТе уже в тюремных камерах — сроки им дали приличные».

Другие популярные схемы автоподстав представил на конференции вице-президент ВСС Сергей Ефремов. По его словам, одной из распространенных схем остается оформление договора страхования после наступления страхового случая. «Люди попадают в ДТП и только после этого начинают думать о страховке, искать выходы на страховые компании и тех, кто поможет им незаконно заключить договор задним числом», — описывает Ефремов.

Подставы на круговом движении раньше чаще всего выявляли в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре, но сейчас схема распространилась на Урал, Сибирь и Дальний Восток.

На Северном Кавказе практикуют так называемые «бесконтактные ДТП»: грузовик или другая крупногабаритная машина намеренно резко выезжает на перекресток и заставляет другой автомобиль для ухода от столкновения съезжать в кювет. По данным страховщиков, такие аварии особенно «популярны» в Дагестане, Ингушетии и Чечне, но доказать преступный умысел автомобилистов обычно сложно, потому что они оформляются как обычные ДТП и с выездом сотрудников ГИБДД. Столь же сложно доказать намеренность подставных ДТП с движением задним ходом: в таких сценариях простой грузовичок обычно движется задним ходом и задевает стоящую сзади дорогую машину. Участники ДТП снимают инцидент на камеру, оформляют его официально, и страховщики вынуждены платить за договорную аварию.

«В этом году мы наблюдаем частотность еще одного сценария, — рассказывает Сергей Ефремов. — Жертву окружают две подставных машины: одна идет впереди, другая двигается сзади в правом ряду, жертва находится между поставщиками. Первый мошенник начинает тормозить и провоцирует жертву перестраиваться в правый ряд. Мошенник справа делает вид, что пропускает впереди движущийся автомобиль, но потом резко ускоряется и бьет его в правый бок. На съемках с камер обычно видно, что второй специально ждет выезд из ряда, чтобы устроить ДТП». Для доказательства мошенничества страховщики вынуждены проводить специальную экспертизу «Обстоятельств дорожного транспортного происшествия», которая дает оценку всем участникам ДТП.

В ВСС есть данные по всем регионам, где страховщикам предоставляется доступ к камерам фото- и видеофиксации, работающим на дорогах. Например, в Ивановской области, Приморском крае, Республике Саха (Якутия), Свердловской и Смоленской областях страховые компании могут получить информацию с камер видеонаблюдения таких систем как: «Безопасный город», «Паутина», «Поток» и с иных региональных устройств. «В каждом регионе свой подход, — объясняет Ефремов. — Где-то дают страховщикам прямой доступ к камерам, где-то по запросу, но тем не менее, везде мы сотрудничаем с правоохранителями официально и увеличиваем эффективность расследования автоподстав».

В 2025 году российское страховое общество планирует разработать внутренний стандарт, который определит этапы и детали расследований сценариев во всех сферах страхования. Уже сейчас службы безопасности страховых компаний работают в регионах совместно и обмениваются данными о похожих схемах работы мошенников. Почти во всех регионах страховщики взаимодействуют с МВД, прокуратурой и другими ведомствами. В этом году на помощь страховщикам пришла и заработавшая в России Национальная страховая информационная система (НСИС), которая аккумулирует максимум полезных для страховых компаний данных. Новый правовой режим НСИС позволяет страховщикам получать данные из государственных баз данных и индикаторы-оповещения о подозрительных событиях по клиентам и объектам, застрахованным одновременно в разных компаниях. В 2025 году НСИС намерен разработать антифрод с использованием искусственного интеллекта, чтобы еще больше упростить работу службам безопасности страховых компаний и усложнить ее мошенникам.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля