По ОСАГО начнут платить больше, но на ремонт всё равно не хватит

19 июня были опубликованы и вступили в силу обновлённые справочники стоимости запчастей, на которые страховые компании ориентируются при расчёте выплат по ОСАГО.

19:30
AUTO.ru
Стоимость так называемой «корзины часто бьющихся запчастей» по сравнению с предыдущей версией выросла на 28,7%. В ожидании новых справочников страховые компании ещё с начала мая поднимают цены на полисы ОСАГО — так как при денежной компенсации им придётся платить больше по всем заключённым ранее договорам.

Методика составления справочников пока не менялась: в ней отражены актуальные средние цены на запасные детали для автомобилей с учётом оригинальных запчастей, который ещё представлены на рынке. Однако к осени методику могут обновить, и тогда средние цены снизятся — потому что по некоторым брендам стоимость оригиналов учитывать уже не будут. Рассказываем, чего ждать автомобилистам в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Зачем меняют справочники 
Ещё до вступления в силу новых справочников Российский союз автостраховщиков зафиксировал резкий рост средней выплаты по ОСАГО: в мае выплата повысилась на 13% или на 8,5 тысяч рублей, до отметки 74,8 тысячи рублей. Одновременно в мае многие автомобилисты отметили рост стоимости полиса ОСАГО при пролонгации. Для некоторых водителей полис подорожал на несколько тысяч рублей. 

И это не предел, считают в РСА. В организации говорят, что новые справочники приведут к дальнейшему росту выплат по автогражданке, что будет оказывать давление и на среднюю цену ОСАГО. Как минимум потому, что специальная математическая методика расчёта стоимости запчастей пока не менялась.

«Справочники от 19 июня сделаны по старой методике. И в них отражён рост цен на запчасти почти на 30%. Для потребителей это положительный момент, потому что выплаты будут больше из-за роста средних цен на запчасти», — пояснил в беседе с Журналом Авто.ру исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

В справочник средней стоимости запасных частей включены детали для тех марок автомобилей, по которым было заключено не менее 15 000 договоров ОСАГО. К таким маркам относятся и ушедшие бренды, по которым существует много договоров: в актуальной версии справочника указаны цены на запчасти для 72 марок автомобилей.

Страховщики утверждают: есть некоторое заблуждение в том, что справочники от 19 июня действуют только для новых договоров. На самом деле они применяются для всех 40 миллионов договоров, которые уже заключены и действуют сейчас. То есть те, кто оформил договор, например, 10 месяцев назад, в случае аварии получат сумму, рассчитанную уже по новым правилам.

«Страховщики ждали, что в середине апреля будет приток запчастей по импорту, наладятся поставки. Но из-за логистики и сложностей с переводом денег этого не случилось. Страховщики осознали, что цены в справочниках вырастут, и в рамках разрешённого коридора стали повышать цену полиса ОСАГО. Для аварийных водителей — в первую очередь», — объяснили в РСА.

Какие запчасти подорожали больше всего
Хотя официально заявили свою позицию и ушли с российского рынка только американские и британские бренды, наиболее существенное подорожание затронуло запчасти азиатских производителей, часть из которых не собиралась покидать страну, не закрывала заводы и продолжает свой бизнес в РФ. Эксперты связывают это с проблемами логистики, которые начнут решаться только к осени. 

Больше всего, по данным РСА, подорожали запчасти для автомобилей Mazda (+41,9% к прежним ценам), на втором месте детали для BMW (+35,5%), замыкает тройку Ford (+33,9%). Далее в порядке убывания идут Toyota (+32%), Nissan (+27,4%), Hyundai (+27,3%), Kia (+27,1%), Mitsubishi (+26,7%) и Skoda (+25,4%). 

Страховщики рассказывают, что пока складские запасы не исчерпаны и дефицитных деталей не так много — из «корзины часто бьющихся деталей», которая состоит из 1,5 тысяч позиций, исчезло всего около 20 наименований. Но в перспективе дефицит запчастей будет расти.

Чем будет отличаться перспективная методика расчёта
Для расчёта выплаты по ОСАГО страховщики используют справочники, составленные РСА. Сами они цены не назначают, а получают файлы с миллионами наименований, и эти данные загружают в свои системы расчётов. Поэтому для страховых компаний ничего не изменится. 

Однако сам РСА к осени, возможно, будет использовать другую методику расчёта цен в справочниках, если Центробанк её примет и утвердит. По словам Евгения Уфимцева, в ней будет в большей степени учитываться стоимость неоригинальных запчастей — более дешёвых. Впрочем, такая возможность у РСА есть и сейчас.

«Там сложная математическая формула, которая завязана в основном на оригинальные запчасти. Вся проблема была в том, как рассчитать цены на запчасти, если производитель ушёл с рынка. Например, в случае с американскими брендами. Если же оригинальные запчасти на рынке есть и цена на них есть, мы её будем использовать как и прежде. Например, VW прекратил сборку и реализацию автомобилей, но запасные части у него есть, есть на них прайсы, и мы на них ориентируемся. Если у VW в справочнике нет нужной запчасти, то мы будем искать аналоги», — объяснил исполнительный директор РСА. 

Некоторые эксперты считают, что новая методика поможет сдержать рост цен, потому что средний показатель будет ориентироваться на добротные аналоги, а они дешевле оригинальных запчастей. Но в РСА думают иначе. 

«Если санкционная ситуация или логистика не будут улучшаться, то никакая новая методика не спасёт. Цены на запчасти будут высокие, а каких-то вообще не будет. Единая методика позволяет просто подготовить базовые цены. Для сегодняшних справочников мы собирали цены на запчасти в марте-апреле. Сейчас ситуация уже немного выправилась, поэтому, возможно, цены чуть снизились, но это незначительные изменения», — рассказывает Уфимцев.

Почему страховщики всё чаще отказывают в ремонте, предпочитая денежные выплаты
Если раньше страховщики чаще отправляли пострадавщих автовладельцев на ремонт, то начиная с апреля доля выплат и ремонтов по ОСАГО сравнялась, а теперь выплат становится всё больше. Так происходит потому, что сервисные станции не могут гарантированно отремонтировать автомобили в определённые законом 30 дней. Если раньше логистика поставок заказанной запчасти занимала 7–14 дней, то сегодня считается нормальным срок в 30–60 дней, говорят в РСА. Но с такими сроками страховщиков ждут штрафы, поэтому они отказывают в ремонте. При этом предложение увеличить сроки ремонта по ОСАГО до 60 дней в госорганах пока не поддержали.

В итоге страховщики, понимая, что не укладываются в сроки, делают выбор в пользу денежных выплат — даже если клиент предпочитает ремонт. В некоторых ситуациях это происходит в одностороннем порядке, без уведомления клиента. И когда такое случалось весной, собственники автомобилей получали по ОСАГО выплаты по старым ценам, хотя запчасти к тому моменту уже сильно подорожали. Принятые сейчас справочники должны помочь сформировать более актуальные выплаты.

Правда, опрошенные Журналом Авто.ру страховщики не смогли даже приблизительно спрогнозировать, насколько именно после введения новых справочников вырастет стоимость полисов ОСАГО. Зато все сходятся во мнении, что прямо сейчас заметного роста быть не должно: повышенные траты страховщики заранее компенсировали весенним ростом цен на ОСАГО, который уже поднял цены на 20–30%. Следующий пересмотр справочников будет в сентябре, и до этого момента ситуация с ценами должна оставаться стабильной.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Captcha Image Введите код на картинке
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля