Смерть под прицелом камеры: ужасающая статистика аварий на наших дорогах

Общее число погибших в ДТП снижается, а возле камер фиксации нарушений — растёт!

08:45
За рулем
Зависимость тяжести последствий ДТП от скорости не надо доказывать — это физика. Столичные власти ежегодно публикуют статистику: самой опасной магистралью была и остается Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД), где разрешена скорость 100 км/ч (хотя она и самая длинная — 108,9 км). Конечно, больше всего аварий — 58% — происходит на улицах с режимом «60», потому что таких улиц подавляющее большинство, но число погибших на них в десять раз меньше.

Что делают власти, зная эту статистику? Самая популярная мера — установка камер фиксации нарушений. На МКАДе, к примеру, около 400 камер! В 2021 году к имеющимся в столице трем тысячам камер добавят еще 850. Естественно, в очагах аварийности и местах повышенной концентрации нарушений.

Не тот прирост

Но вот что гласит официальная статистика НИЦ БДД МВД: на участках, контролируемых стационарными комплексами фотовидеофиксации, наблюдается устойчивый рост числа ДТП с тяжелыми последствиями. В 2020 году на таких участках зарегистрировано 2895 ДТП (+23,1% относительно 2019‑го), в которых 285 человек погибли (+75,9%) и 3840 были ранены (+22,8%).

Причины, почему так происходит, не оглашаются. Допустим, одна из них — расположение камер там, где наиболее интенсивное движение. Но есть и другое объяснение: внезапное изменение скорости движения частью водителей как реакция на приближение к камере. Или непроизвольный визуальный поиск камер — после проезда оповещающего знака. Вместо того, чтобы за дорогой следить.

Удивительный процесс! В целом обстановка на дорогах улучшается: с каждым годом меньше ДТП, меньше погибших и пострадавших. Но под камерами она упорно ухудшается. Это можно было бы объяснить еще и тем, что камер становится больше, соответственно, и ДТП, ими суммарно зафиксированных, тоже. Однако все еще хуже: прирост погибших в 75,9% «под камерами» значительно выше прироста количества самих камер — в 2020 году их на дорогах стало больше на 27,4%.

С чего начать

Хотя напрашивается несколько очевидных решений — помимо единственного, к которому обычно прибегают в таких случаях (я о снижении скоростного режима). На основании статистических данных неплохо бы подумать о дифференциации скоростного режима по принципу «день-ночь». По крайней мере, на дорогах федерального значения. На них приходится всего 12,9% ДТП, но почти половина погибших — 42,9%! И если общее число погибших за год снизилось на 5,3%, то в темное время суток произошел рост на 5,7%.

В ряде регионов одна из самых массовых «сопутствующих причин» ДТП — отсутствие горизонтальной дорожной разметки. Неудивительно, что ночью ездить столь опасно — ведь отражающая свет фар разметка помогает не только ориентироваться, но и замечать препятствия. Нужна качественная разметка! Но разметки, видимо, мы не дождемся — слишком «сложно и дорого».

А начать лучше всего с демонтажа камер, поскольку на сегодняшний день они — самый быстрорастущий фактор смертности на дорогах.

Сергей Зиновьев
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля