C сентября страховщики по-новому рассчитывают компенсацию на ремонт по ОСАГО

Лучше ли станет от этого жизнь пострадавших от ДТП, в этом мы решили разобраться. И пригласили в студию прямого эфира Сергея Дорофеева, председателя комитета по независимой экспертизе Российского союза автостраховщиков, и Романа Гуляева, руководителя издательского дома «Новости автобизнеса».

13:01
Комсомольская правда

- Расходы на материалы и запчасти при восстановительном ремонте теперь будут определятся по-другому. Можно сейчас однозначно сказать, что на восстановительный ремонт теперь будут давать больше или меньше? Напугать нам или успокоить людей?

Сергей Дорофеев:

- Давайте сразу разделим. Затраты на восстановительный ремонт – это сколько нужно денег потратить на запасные части, работу и материалы. А есть еще такой термин как «восстановительные расходы».

- Восстановительные расходы – это больше или меньше?

Сергей Дорофеев:

- Восстановительные расходы – это меньше. Потому что восстановительные расходы рассчитываются с учетом износа. То есть, денег нужно потратить на ремонт, ну, условно, 10 тысяч, а вычтем износ деталей – это будут восстановительные расходы – останется 8 тысяч. Вот страховая и оплатит восстановительные расходы.

- А износ касается всего или нет? На подушку безопасности распространяется износ?

Сергей Дорофеев:

- Давайте немного остановимся на этой теме. Потому что подушка и ремень безопасности прописаны в этих правилах напрямую. То есть, на сегодня они возмещаются с нулевым износом - по полной стоимости новых. Но давайте уточним, что на большинстве автомобилей подушка безопасности должна меняться регламентировано.

- То есть, планово через какой-то промежуток времени?

Сергей Дорофеев:

- Ну да, через пять лет, условно. Многие автомобилисты, имеющие автомобили со сроком эксплуатации более 5 лет, вовремя заменили свои подушки?

- Да кто туда заглядывает?

Сергей Дорофеев:

- Конечно. А выстрелит она или нет? Поэтому новые подушки производят только для того, чтобы производить их плановую замену. А мы с вами пытаемся сейчас говорить о том, что во время аварии пострадает подушка и ее надо заменить на новую.

- А если она старше, условно говоря, пяти лет, то потом страховая компания скажет – извините, она у вас была просроченной…

Сергей Дорофеев:

- Страховая компания еще неизвестно что скажет, поскольку нормативного документа попросту нет. Вопрос в том, что, если на автомобиле сработали подушки, то это серьезная авария. Соответственно, глубокие повреждения каркаса, а в Европе такой автомобиль восстановлению не подлежит.

- А у нас?

Сергей Дорофеев:

- У нас все восстанавливается. И теперь мы говорим, что и за замену подушки надо платить, да.
- Это изменение приведет к более справедливому распределению или нет?
Сергей Дорофеев:

- С момента принятия закона об ОСАГО постоянно шли споры – учитывать износ или нет. Тогда требовали считать без износа, а теперь в законе прописали, что с износом. Но износ ограничат - максимально 80%. То есть, если автомобиль ездил, то больше, чем 80% износа на него начислить нельзя. Поэтому теперь прописали, что все равно с износом и ограничили этот износ. А что касается справедливости – я предлагаю тем, кто говорит, что теперь будет больше социальной справедливости и пострадавшие будут больше получать, больше, ставить себя не на место потерпевшего, а, не дай бог, на место виновника, которому придется платить, если ущерб превысит лимит. Человек виноват в ДТП, повредил крыло, на котором была сквозная коррозия, а ему предлагают заплатить, как за новое. Это справедливо?

- Более справедливо, что было раньше – так вас устроит?

Сергей Дорофеев:

- Более регламентировано. А справедливости нет никакой. Мы ж понимаем, что страховщики платят группе риска, да? Естественно, страховщики сейчас будут прибедняться, доказывать, так скажем, что износ увеличился по новой методике, страховые тарифы не пересмотрены, значит, они будут повышаться. И все мы, кто ездит безаварийно, будем платить тем и за тех, кто совершает аварии.

- Насколько взлетят тарифы по ОСАГО?

Сергей Дорофеев:

- Я не могу даже приблизительно цифру озвучить сейчас, потому что в пакете предложений по повышению тарифов их целая масса. Допустим, возрастает страховая сумма по здоровью. То, что оценивают сегодня наши эксперты - из-за того, что повысился износ - страховой тариф должен увеличиться примерно на 20%.
- Это серьезные деньги.

Роман Гуляев:

- Насчет увеличения. Один из разработчиков этого постановления, руководитель научного центра НИИАТа Юрий Андрианов, рассказал очень интересную историю. Некая страховая компания сделала расчет, по которому износ фигурировал в размере 143%, то есть получалось, что человек попал в аварию и остался должен страховой компании 3500 рублей. До выхода вот этого постановления у нас бывали и такие нонсенсы.

Сергей Дорофеев:

- Да, такие накладки были и могут быть, потому что у нас по всем старым методикам износ, если и начислялся, то только на запасные части. Но находятся нерадивые специалисты, неграмотные либо просто нечестные, которые пытаются начислить износ и на материалы, и на работу. А износ, как мы с вами уже говорили, начисляется только на запасные части, подлежащие замене.

- Кто это делает?

Сергей Дорофеев:

- Эксперты-техники. Оценщики здесь вообще не при делах по той причине, что проводится только независимая техническая экспертиза. Страховщики имеют право рассчитать затраты, рассчитать восстановительные работы, но они обязаны согласовать их с потерпевшим. Если он согласен, то они произведут выплату. Если он не согласен, значит, либо страховщик, либо сам потерпевший должен идти к независимому эксперту, который рассчитывает. За этими экспертами должна быть система контроля.

- Сейчас ее нет?

Сергей Дорофеев:

- Если говорить честно, и экспертов-техников нет. По той причине, что по закону, который уже семь лет работает, эксперт-техник - это тот человек, который включен в государственный реестр экспертов-техников. А государственного реестра экспертов-техников до сих пор нет.

- То есть, все карты по-прежнему в руках автостраховщиков?

Роман Гуляев:

- Скорее, у так называемых экспертов, которые реально сидят при автостраховщиках.

Сергей Дорофеев:

- Говорить об аффилированности, конечно, можно. Система существует, и бороться с этим тоже нужно. Что касается того, больше или меньше будет получать человек, вероятно, он потерпевший будет получать больше. Но количество конфликтов будет еще больше. Я хочу обратить внимание на то, что мы провели заседание комитета по технической экспертизе с участием достаточно крупных экспертных компаний не только Москвы. Большинство экспертов пришли к мнению, что считать по новым правилам невозможно.

- Почему так?

Сергей Дорофеев:

- Там есть такой 24-й пункт, в котором перечислено информационное обеспечение. А этого информационного обеспечения нет. И неизвестно, когда будет.

Роман Гуляев:

- Это я знаю, да, есть такая история. С другой стороны, я хочу заметить еще одно важное положение, что теперь стало ясно, по каким географическим критериям считать - по месту ли аварии или по месту регистрации. Теперь было принято решение, что считаем по месту аварии. То есть, если две московские машины столкнулись в Брянской области, то выплата будет меньше. Просто потому, что они столкнулись в дешевом регионе. И постановление правительства предполагает восстанавливать по тем ценам.

Сергей Дорофеев:

- Да, только вопрос – по каким тем ценам? Что значит соответствующий регион? Это город Брянск, если они столкнулись в Брянске, или Брянская область? Или это Центральный федеральный округ. Или это один из 12-ти экономических районов, по которому соответствующая методика определена. Никто это не определил.

Роман Гуляев:

- Сергей, вы говорили о том, что не очень справедливо без учета износа выплачивать по ОСАГО. Но у меня возникает вопрос. Если уважаемая страховая компания и независимый эксперт считают, что износу конкретной детали, допустим, 65%, как быть человеку, которому надо просто восстановить свой автомобиль, найти деталь с износом в 65%?

Сергей Дорофеев:

- Мы понимаем, что у нас масса «разборок». Мы платим человеку за новую деталь, а он едет на разборку и покупает бэушную запчасть.

Роман Гуляев:

- Хорошо, а кто мешает страховщику самому это контролировать и самому ремонтировать эти транспортные средства в своих собственных или в каких-то партнерских мастерских, но при этом обеспечивая человеку и должное качество восстановления машины и загружая наш автомобильный бизнес.

Сергей Дорофеев:

- Совершенно правильное предложение и замечание, только давайте определимся, что системе ОСАГО в России семь лет, а система страхования (в том числе ОСАГО) за рубежом выстраивалась давно. Поэтому проблема в том, что большинство кузовных мастерских за границей либо принадлежат страховщикам, либо напрямую ими контролируются. А у нас основные ремонты сегодня делаются у дилера. Медленно, но этот процесс и у нас идет. Может, слишком медленно. Но к натуральному урегулированию мы, конечно, будем переходить.

- Сергей, скажите, а когда мы придем к выводу, что страховая компания должна возмещать стоимость не только конкретной детали, но и возмещать какой-то моральный или временной ущерб, который ни в чем не повинный водитель понес из-за того, что кто-то другой в него врезался или создал аварийную ситуацию?

Сергей Дорофеев:

- Это наступит тогда, когда будут внесены соответствующие изменения в закон. Но это приведет к катастрофическому росту страховых тарифов, поэтому вы автомобилистов лучше не подставляйте… Я, с одной стороны, представитель страховщика, а, с другой стороны – автовладелец, который каждый день ездит на автомобиле.

Роман Гуляев:

- Нужно еще разобраться, насколько справедливы у нас нынешние тарифы по ОСАГО. Может, нам нужно думать об их уменьшении, а не увеличении…

Андрей ГРЕЧАННИК, KP-AVTO.RU

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля