Рано радоваться

В первом полугодии 2010 года лидеры страхового рынка создавали инфраструктуру для будущего роста и внедряли системы риск-менеджмента. Аутсайдеры продолжали политику демпинга и безуспешно пытались найти инвесторов.

13:24
Эксперт

В первом полугодии 2010 года произошел долгожданный перелом тренда — впервые с начала кризиса падение рынка сменилось ростом. Объем совокупной страховой премии в первом полугодии 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009−го вырос на 5,1% (без учета ОМС). Рынок выходит из глубокой фазы кризиса, а сдержанный рост будет продолжаться. «Эксперт РА» отмечает, что рост рынка происходит прежде всего за счет обязательного, вмененного и кэптивного страхования. Далеки от выхода из кризиса такие важные сегменты страхового рынка, как страхование автокаско и страхование имущества юридических лиц от огневых и иных рисков. Говорить о полноценном восстановлении страхового рынка преждевременно: по прогнозу «Эксперт РА», страховой рынок в 2010 году так и не достигнет уровня 2008 года. Темпы прироста страховых премий в 2010 году составят 7% по сравнению с 2009−м (-1% по сравнению с 2008 годом). Окончательное восстановление рынка произойдет в 2011 году.

Главная опасность для страховых компаний сейчас — преждевременная эйфория. Дмитрий Амелькин, начальник Управления стратегических проектов ОСАО «Ингосстрах», предупреждает: «Основную угрозу представляет оптимизм касательно выхода из кризиса. Вполне вероятен и рецессионный вариант развития рынка. Принимая во внимание то обстоятельство, что инвестиционный доход с учетом снижения ставок по депозитам будет только уменьшаться, страховым компаниям потребуется повышать рентабельность страхового бизнеса, с чем справятся далеко не все».

В условиях медленного восстановления рынка на первый план выходит способность страховщиков предложить новые решения, которые будут востребованы страхователями. Это могут не все. Андрей Бондаренко, заместитель директора департамента стратегического развития бизнеса РОСНО, делится своими наблюдениями: «Ряд проблем российского страхового рынка связан с отсутствием свежих идей. Большинство страховщиков слишком привыкли к потоку поступлений от договоров по розничному автострахованию, а также к регулярным поступлениям, обеспечиваемым пролонгацией ранее заключенных соглашений с крупными корпоративными клиентами. В результате эти операторы рынка утратили способность предложить новые конкурентные страховые программы в условиях снижения спроса».

Котлеты и мухи

С началом восстановления рынка все более углубляется разделение страховых компаний на две группы, и переход из одной группы в другую сейчас уже практически невозможен. Разделение страховщиков на две группы произошло еще до кризиса, в фазу бурного роста рынка, но именно сейчас это разделение стало явным.

К первой группе можно отнести компании с взвешенной ценовой политикой и с долгосрочной стратегией развития, ко второй — страховщиков, живущих «с колес», т. е. основывающих модель своего бизнеса на предпосылке, что входящий поток денежных средств всегда больше исходящего. Деятельность подобных компаний направлена или на привлечение денежных средств для обслуживания интересов акционеров, лежащих вне сферы страхового бизнеса, или на раздувание страхового портфеля с целью продажи компании. Первая группа страховщиков прошла кризис достаточно стабильно, самые передовые компании из этой группы смогли использовать кризис для подготовки своей инфраструктуры к посткризисному росту. Вторая группа компаний в конце 2009 года — начале 2010−го столкнулась с ростом убыточности до критических значений и начала проводить запоздалые мероприятия по оптимизации страхового портфеля. Из компаний второй группы без значительных внешних финансовых вливаний пережить этот год смогут только страховщики, обладающие значительным запасом капитала, обеспеченного реальными ликвидными активами, а таких немного. Остальным придется продаваться более крупным участникам рынка с низкими мультипликаторами к взносам (0,2–0,4) или уходить с рынка. Более вероятным представляется второй вариант.

Поясняет председатель совета директоров Страхового дома ВСК Сергей Цикалюк: «Одни компании взяли за основу агрессивный путь развития — любой ценой увеличить свою долю на рынке, несмотря на отрицательный показатель комбинированной убыточности. Политика других, более консервативная, позволяет им в этом году опережать рост рынка страхования, сохраняя положительный уровень комбинированной убыточности. Стратегии третьих связаны с поиском инвесторов: до сих пор они уверенно занимали место в первой или второй десятке, но, видя, что разрыв между ними сильно увеличивается, понимают, что прежних позиций им уже не вернуть».

Ситуацию комментирует Дмитрий Раковщик, генеральный директор ОСАО «РЕСО-Гарантия»: «Понятно, что все сделки на рынке остановились, нет ни слияний, ни поглощений. Иностранные инвесторы замерли в ожидании, российские тоже ничего не предпринимают, поскольку на нашем рынке из-за непрозрачности отчетности страховых компаний крайне трудно понять, кого и зачем нужно поглощать. Перспективы очень многих страховщиков настолько сомнительны, что даже не хочется думать об их возможном поглощении — подозреваем мы самое плохое».

Впрочем, уход с рынка подобных компаний в среднесрочной перспективе должен сыграть положительную роль. Первый заместитель генерального директора «ВТБ Страхование» Михаил Моторин отмечает: «У любого кризиса есть не только негативные, но и положительные стороны. К числу последних можно отнести очищение финансового рынка от ненадежных или работающих неэффективно компаний. Это стало стимулом для усиления консолидации в отрасли. Также кризис подтолкнул людей к пересмотру отношения к рискам, в результате многие предприниматели и частные лица обратили внимание на страхование как на наиболее эффективный инструмент для защиты бюджета. В дальнейшем это позитивно скажется на динамике рынка в целом».

Укрепились для роста

Будущее рынка — за надежными и стабильными компаниями. Страховщики, нацеленные на многолетнее развитие, использовали кризис как передышку от высоких темпов роста в последние годы, когда инфраструктура бизнеса не успевала за его ростом. Кризис заставил задуматься об эффективности. Поэтому правильные стратегии строятся сейчас вокруг рентабельных мультиканальных продаж, формирования сбалансированного портфеля, развития технологий и оптимизации издержек. Ключевую роль в стабилизации развития компании, по свидетельству страховщиков, приобретает внедрение систем риск-менеджмента.

«Кризис многие вещи расставил по своим местам, в том числе и управление рисками, — говорит член правления Группы “Ренессанс Страхование” Сергей Рябцов. — Страховые компании изначально и традиционно очень консервативны в выборе инвестиционных инструментов. Чего нельзя было сказать, например, об отношении российских страховщиков к выбору посредников и подрядчиков. Случаи исчезновения некоторых брокеров, взвинчивания цен автосервисами и медицинскими учреждениями привели к тотальному пересмотру страховыми компаниями своих партнерских пулов и изменениям расстановки сил на соответствующих рынках».

Генеральный директор ГСК «Югория» Алексей Семенихин подчеркивает: «Безусловно, кризис дал сильный толчок к развитию риск-менеджмента в среде страховщиков России. В период посткризисного восстановления это развитие продолжается. Цель эффективного риск-менеджмента — не просто минимизировать риски, но определить оптимальное соотношение между прибыльностью и уровнем принимаемых рисков. Здесь важно найти золотую середину, чтобы не рисковать чрезмерно, но и не остаться без прибыли».

Артем Амбарцумян, директор департамента управления рисками и внутреннего контроля СК «Цюрих», обращает внимание на позитивные тенденции в подходах к управлению рисками: «Опыт, полученный менеджментом страховых компаний в период кризиса, показал критическую важность систематической работы по управлению рисками. К сожалению, для некоторых страховщиков лишь после “live-стресс-теста”, каковым явился кризис, стала очевидной необходимость реального понимания рыночных рисков инвестиционного портфеля, валютного риска, риска зависимости от партнеров по продажам — как с точки зрения продаж, так и их кредитоспособности, и других базовых рисков, с которыми связана страховая деятельность». Вместе с тем на российском рынке, за очень редким исключением, по-прежнему практически нет компаний, которые бы осуществляли полноценное управление рисками, то есть имели бы в своей структуре центральное подразделение, координирующее работу с полной картой рисков и наделенное соответствующими полномочиями.

Эффективное развитие невозможно не только без современных подходов к управлению рисками, но и без искоренения проблемы демпинга. Это одна из основных задач, которую лидеры рынка, по мнению многих страховщиков, должны решать сообща. Андрей Мартьянов, исполнительный директор страховой компании МАКС, заявляет: «Страховой рынок нуждается в незамедлительном принятии комплекса антидемпинговых мер, которые должны носить законодательный характер, и важную роль в этом процессе необходимо отвести профессиональным объединениям страховщиков. Демпинг опасен падением финансовой устойчивости страхового рынка в целом, неспособностью ряда компаний выполнять обязательства перед застрахованными, а в итоге — подрывом общественного доверия к институту страхования в целом».

Алексей ЯНИН, автор «Эксперт», «Эксперт Урал»

Динамика страховых взносов 

Рейтинги надежности страховых компаний на 17 сентября 2010 года 

Рейтинги надежности компаний по страхованию жизни на 17 сентября 2010 года 

Российские страховые компании в разрезе размерных классов, 1-е полугодие 2010 г

Крупнейшие российские страховые компании по величине активов (на 01.07.2010 г.)

Крупнейшие российские страховые компании по объему собранной премии-нетто перестрахование по итогам 1-го полугодия 2010 г. 

Компании — лидеры в различных видах личного страхования по итогам 1-го полугодия 2010 г. 

Компании — лидеры в различных видах имущественного страхования по итогам 1-го полугодия 2010 г. 

Компании — лидеры в страховании транспорта по итогам 1-го полугодия 2010 г. 

Результаты деятельности по ОСАГО в 1-м полугодии 2010 г. 

Компании — лидеры по видам страхования, 1-е полугодие 2010 г. 

— Каковы наиболее значимые последствия кризиса на российском страховом рынке?

Андрей Бондаренко, заместитель директора департамента стратегического развития бизнеса РОСНО:

— В первом полугодии 2010 года сразу несколько крупнейших российских страховых групп провели консолидацию имеющихся активов. В результате, помимо образования новых крупных игроков, на рынке усилились тенденции передела страховых портфелей объединяемых и поглощаемых компаний, миграция команд продавцов и менеджеров.

Стало очевидным разочарование значительной части иностранных инвесторов в российском страховом рынке в целом, в особенности в накопительном страховании жизни. Международные холдинги вынуждены закрывать филиалы, уходить из целых сегментов рынка или полностью замораживать деятельность своих российских «дочек». Уверенно чувствуют себя и продолжают развитие только те международные инвесторы, которые владеют компаниями — безусловными лидерами рынка.

К позитивным тенденциям следует отнести рост страховой культуры как среди юридических, так и среди физических лиц. Клиенты стали гораздо внимательнее изучать качество страхового покрытия, сравнивать тарифы. В результате, несмотря на неизбежные эксцессы демпинга и страхового мошенничества, мы наблюдаем гораздо более зрелый подход потребителей к приобретению страховой защиты.

Дмитрий Амелькин, начальник управления стратегических проектов ОСАО «Ингосстрах»:

— В основном кризис в перспективе несет позитивные последствия: уход с рынка слабых игроков, более взвешенный подход к выбору страховщика со стороны клиентов, повышение компаниями уровня риск-менеджмента.

Из негативных можно отметить увеличение «схемного» страхования, увеличение значимости административного ресурса у компаний, связанных с органами власти, и кредитного ресурса у страховых компаний, аффилированных с банками. Дополнительно можно говорить о некотором снижении доверия к страховым компаниям со стороны страхователей (имеется в виду, что часть ненадежных страховщиков не выполнили свои обязательства перед страхователями, и те разуверились в страховании в целом).

Последние результаты показывают, что большинство крупных страховщиков начали грамотно считать свои убытки в розничном страховании и в целом умерили политику агрессивного демпинга, которая была присуща части из них в 2009 году. Это приведет к тому, что они будут поднимать свои тарифы и стараться делать розницу менее убыточной. Хотя надо оговориться, что некоторые крупные компании по-прежнему предлагают на рынке абсолютно необоснованный тариф, следуя, видимо, своим стратегическим целям захвата рынка. Корпоративный бизнес убыточность нагонит в более поздний период, в 2011–2013 годах. В 2009 году многие страховые компании получили хороший доход от инвестиционной деятельности, но в 2010−м и 2011 годах такого не будет: рынок акций, который вырос в два с половиной раза по сравнению с дном, больше так не вырастет. Поэтому ситуация будет достаточно непростой.

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля