Врозьница

Риски. Союз страховщиков и банкиров пошатнулся, заставил усомниться в перспективах финансового супермаркета. Теперь страховые компании задумались о сбалансированности каналов продаж.

10:19
Финанс.

Союз страховщиков и банкиров зарождался несколько лет назад на почве потребительского бума. Они совместно пожинали плоды кредитного ажиотажа, охватившего россиян. Банки наращивали портфели розничных кредитов, а страховщики охотно страховали заемщиков. Выгода была обоюдной. Кредитные организации снижали собственные риски и наращивали темпы кредитования, плюс к этому получали неплохие комиссионные (в некоторых случаях они доходили до 45% и даже до 60%) и депозиты страховых компаний на собственных счетах. Страховщики же стремительно расширяли клиентскую базу. Такой клиент был им выгоден – его не надо убеждать в пользе полиса. Ведь зачастую речь идет о страховании залогового имущества. А процентная политика банков даже при кредитовании в магазинах или по пластиковым картам делала «выгодным» страхование жизни и здоровья. И в лучшие времена, по экспертным оценкам, объем премий, собранных страховщиками через банковский канал, составлял примерно 20–30% от общих сборов.
Но сейчас времена далеко не лучшие. В 2008 году канал начал мельчать. По оценкам «Автостата», рынок автокредитования – ключевой во взаимоотношениях страховщиков и банков – за 2009 год сократился в четыре раза: с $20 млрд до $5 млрд. Еще больше просела ипотека. По данным ЦБ, в 2009 году банки предоставили гражданам жилищные ссуды на сумму 182,2 млрд рублей против 756,8 млрд годом ранее. «Рынок банковского страхования сокращался пропорционально уменьшению кредитных портфелей банков», – свидетельствует начальник управления банковского страхования «Согаза» Валерий Ермаков.

Пролонгация как панацея

Точных данных, впрочем, нет ни в Росстрахнадзоре, ни тем более в Центробанке. По оценкам экспертов «ВТБ Страхование», сужение рынка в этом сегменте составило 15–20%. Аналитики «Ресо-гарантии» говорят о при- мерно 30%. А специалисты «Росно» еще более пессимистичны. «Падение этого рынка в 2009 году составило около 50%. Наибольшее сокращение произошло в так называемом сегменте залогового страхования – ипотеке, автокредитовании и кредитование юридических лиц. Например, ряд банков, в том числе из 30 крупнейших, либо закрыли свои программы по ипотеке, либо сделали условия по ним запретительными», – сетует заместитель руководителя московской региональной дирекции «Росно» Юрий Клейн.
Но падение объемов кредитного страхования связано прежде всего со сворачиванием автопрограмм. «В условиях, когда автострахование составляло более 70% поступлений по банковскому каналу продаж, кризис существенно сказался на объемах рынка. При сокращении продаж новых автомобилей (почти вдвое в 2009 году) одновременно сократилась и доля реализации машин в кредит», – комментирует начальник управления продаж через финансовых посредников компании «ВТБ Страхование» Петр Антонец.
Падение могло оказаться еще более серьезным. В прошлом году от него уберег относительно долговременный характер автокредитования. Бум продаж пришелся на 2007–2008 годы. Большинство ссуд выдавалось на три года, поэтому страховщики в 2009-м продолжали получать страховые взносы по старым договорам. Их выручила пролонгация полисов. Аналогичная ситуация в ипотечном страховании. Новых клиентов почти не прибавилось. Но те компании, которые уделяли внимание пролонгации, не растеряли свою клиентскую базу. «Плате-жи по ранее заключенным договорам продолжают поступать, и это спасает весь сегмент от обвала», – считает Петр Антонец. По прогнозам экспертов, такая же ситуация сохранится и в этом году. А вот к 2011-му следует ожидать более серьезного спада, если, конечно, ситуация с кредитованием не изменится.
Наибольшее падение во время кризиса, по оценкам вице-президента «АльфаСтрахования» Юрия Ушарова, испытал сегмент страхования от несчастного случая, который в силу малого срока кредитования не мог рассчитывать на обильную пролонгацию. «Сокращение этого сегмента в целом в 2009 году, по нашим расчетам, составило около 20%, предполагаю, что падение страхования клиентов банков от несчастного случая составляет 50–60%», – уточняет он.

Непотопляемый «пластик»

Но одна из ниш уцелела и даже выглядит перспективной. Новые программы банкострахования ориентированы на эмитентов и держателей пластиковых карт. По словам руководителя департамента по работе с финансовыми институтами «Росгосстраха» Сергея Васина, рост мошенничества в период кризиса побуждает все большее число банков использовать страховой подход к защите интересов держателей карт. По мнению экспертов, это пока небольшой, но привлекательный сегмент. Конечно, он не сопоставим по своим объемам с автострахованием или ипотекой, зато более стабилен. Сегодня востребованы две основные разновидности страхования банковских карт: в первом случае принимаются риски эмитентов, во втором – держателей. «Покрываемые риски в чем-то пересекаются, в чем-то разнятся. Страхование по первому варианту более распространено и используется банками, активно работающими с картами. Убытков здесь много и частота их высока. Случаются и массовые убытки, связанные, например, с хищением данных по картам через банкомат при помощи считывающих устройств», – уточняет Петр Антонец.
В разгар кризиса на рынке появился еще один специфический продукт – страхование заемщиков на случай потери работы. Первым услугу предложил «Хоум Кредит» при кредитовании покупок в сети «Эльдорадо». По условиям полиса, если заемщика уволят с работы из-за сокращений или ликвидации фирмы, страховщик покрывает его ежемесячные платежи по кредиту. С подобными программами вскоре начали работать в Альфа-банке и ВТБ24, возможность предложить их рассматривают ОТП-банк, «Райффайзен» и Банк Москвы.
Между тем эксперты «Ресо-гарантии» настроены в отношении страхования от безработицы не столь оптимистично. «Мы ввели такой продукт в 2009 го-ду, когда риск потери работы был актуален. Но я не сказал бы, что он пользуется особым спросом у населения», – говорит начальник отдела по работе с финансово-кредитными организациями центра обслуживания клиентов «Ресо-гарантии» Сергей Рагинский. В большей мере полис от безработицы интересует банки, которые за счет страхования надеются снизить свои риски. Их предлагают в основном заемщикам по беззалоговым экспресс-кредитам, при выдаче которых платежеспособность клиентов анализируется не столь тщательно – высокие риски покрываются высоким процентом. Правда, круг потенциальных страхователей по таким программам довольно узок. Ведь полис рассчитан на тех, кто официально оформлен на работу и имеет официально подтвержденный доход. К тому же он покрывает риски сокращения по инициативе работодателя или увольнения из-за закрытия предприятия. Однако российская практика такова, что сотрудников обычно вынуждают увольняться по собственному желанию.

Финансовый супермаркет закрыт

Кредитные клиенты гораздо убыточнее тех, что пришли в компанию самостоятельно. «Очень часто они считают: раз меня заставляют страховаться, то тогда я буду «выжимать» из страховщика все, отобью оплаченную премию», – рассказывает Юлия Слабышева, начальник отдела по работе с финансовыми организациями группы «Макс». Наиболее убыточно страхование кредитных автомобилей. «Заемщик, который был вынужден застраховать авто иногда против собственной воли, хочет окупить свои затраты на страховку с лихвой и предъявляет к возмещению каждую царапину», – уточняет Юрий Ушаров. По признаниям страховщиков, среди кредитных страхователей больше мошенников. «Клиенты, которые потеряли стабильные доходы, нередко пускаются на откровенное мошенничество, чтобы получить страховку и погасить кредит», – рассказывает Сергей Васин.
Однако самый большой процент мошенничества в прошлом году был среди корпоративных клиентов. Испытывая трудности с ликвидностью, возвратом кредитов, находясь на грани дефолта, они придумывали массу схем, чтобы с помощью выплаченной страховки покрыть долги.
Главный урок, который кризис преподал страховщикам, – это ценность сбалансированного портфеля. «Самый большой риск для компании – стать слишком зависимым от банковского страхования, это направление не должно быть единственным, основным для страховщика», – считает Михаил Дрокин, начальник отдела по работе с финансово-кредитными организациями «Согласие». «Мы изначально строили бизнес как агентская компания. Банковский канал никогда не был для нас основным. В кризисные периоды такая стратегия оправдывает себя. В прош-лом году агентские продажи оставались стабильными и даже показывали некоторый рост. Я считаю, что замыкаться на банке-партнере сегодня серьезный риск», – убежден Сергей Рагинский.
Что же касается идеи финансового супермаркета, которую так активно пропагандировали банки всего несколько лет назад, то сегодня большинство участников рынка относятся к ней скептически. На российской почве идея объединения под одной крышей разных финансовых учреждений и до кризиса плохо приживалась. Теперь ее, похоже, придется отложить на неопределенное время. Крупных финансовых холдингов единицы – ВТБ, «Альфа», «Уралсиб». Есть несколько страховых компаний, действующих фактически как подразделения кредитных организаций, например, «Русский стандарт страхование» и «Авангард-гарант». Существуют такие банкостраховые пары, как, например, Газпромбанк и «Согаз» или «Росгосстрах» и Русь-банк. Но все это пока далеко от идеи супермаркета. «Она вообще трудно реализуема в России. Нас убедил опыт сотрудничества с банками. Сколько мы ни пытались продавать наши продукты через них, это не имело ощутимого успеха», – рассказывает Сергей Рагинский из «Ресо-гарантии». Банковские сотрудники хорошо понимают, что такое депозиты или кредиты, но как продать страховку – не знают. А у таких продаж своя специфика. К тому же выложить на «прилавок» финансового супермаркета можно далеко не все продукты, а только самые простые, максимально стандартизированные. Их разработка требует не только усилий, но и инвестиций.
В целом отношения страховщиков к идее глобального финансового альянса противоречивые. «Работать в крупном финансовом холдинге, с одной стороны, очень выгодно, так как ты понимаешь, что за твоей спиной стоит корпорация, которая в трудную минуту подставит плечо и не позволит пойти на дно, а так же есть постоянный приток клиентов от аффилированных структур. Но, с другой стороны, как показали последние два года, часть финансовых корпораций, наоборот, пыталась избавиться от непрофильных активов, которые могут потянуть на дно», – считает Юлия Слабышева.

Татьяна ЕМЕЛЬЯНОВА
Компании – лидеры добровольного автострахования в 2009 году 

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля