Второй фронт в битве за ОСАГО

Крупные страховщики даже после сенсационного временного ограничения Банком России лицензии «Росгосстраху» продолжают навязывать россиянам дополнительные услуги при оформлении полисов ОСАГО. В том числе и сам «Росгосстрах». К такому выводу в результате мониторинга страховых компаний пришел Общероссийский народный фронт, пожаловавшийся на страховщиков в ЦБ.

17:29
Банки.ру

Общероссийский народный фронт (ОНФ) 7 июля обратился в Банк России с просьбой проверить допущенные страховщиками нарушения при оформлении полисов ОСАГО и принять со своей стороны соответствующие меры. «Фронтовой» мониторинг деятельности страховых компаний в семи регионах России показал, что страховщики продолжают навязывать клиентам дополнительные услуги при заключении договоров ОСАГО. Мониторинг затронул деятельность страховых компаний в Костромской, Курской, Орловской, Томской и Тамбовской областях, а также в Карелии и Коми.

В пресс-службе ОНФ подчеркивают, что мониторинг проводился в июне, то есть уже после потрясшего страховой рынок скандала с временным ограничением лицензии ОСАГО лидеру рынка, ООО «Росгосстрах». Напомним, тогда регулятор обвинил «Росгосстрах» в навязывании дополнительных услуг, в необоснованном отказе клиентам в продаже ОСАГО и непредоставлении скидок за безаварийную езду.

Как рассказывают в ОНФ, целью мониторинга было выяснить, стало ли гражданам после двойного повышения тарифов ОСАГО с 12 апреля 2015 года проще приобрести полис обязательной «автогражданки» и получить страховую выплату. Или компании, как и прежде, продают ОСАГО с дополнительными услугами и переносят свои точки продаж подальше от крупных городов, чтобы автовладельцы не смогли до них добраться.

«В целом можно отметить значительное улучшение работы страховщиков в данных регионах по сравнению с тем, что мы увидели в ходе прошлого мониторинга. Так, случаи отсутствия полисов ОСАГО в офисах страховых компаний оказались единичными. Однако в ряде регионов по-прежнему автовладельцы сталкиваются с навязыванием им дополнительных услуг или клиентам приходится подолгу, иногда до месяца, ждать получения полиса», – говорит руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков», заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов.

По данным ОНФ, самые идеальные условия оформления полиса ОСАГО оказались в Республике Коми. В остальных субъектах мониторинга активисты ОНФ выявили нарушения в деятельности компаний. В Курске в страховых компания «Согласие» и «Югория» зафиксировано отсутствие полисов ОСАГО. В Карелии «УралСиб» продает полисы ОСАГО только для «своих» клиентов, а новым предлагает ждать месяц, СК «Гайде» часть бланков использует только для пролонгации «своим» клиентам. Грубые нарушения страховщиков зафиксированы в Тамбовской области, где компании упорно продолжают навязывать клиентам допуслуги.

По оценкам Общероссийского народного фронта, только страховое общество «ЖАСО» уведомило тайного клиента из ОНФ о возможности отказаться от допуслуги. При этом «МАКС» и «РЕСО-Гарантия» пригласили активиста в гости, уточнив, что про дополнительные услуги он может узнать непосредственно в офисе компании. В «Росгосстрахе» эксперты выявили факты навязывания полисов страхования жизни (по цене от 1 500 до 2 600 рублей). В «УралСибе» заявили, что для получения полиса ОСАГО необходимо записаться в очередь и подождать месяц, однако при покупке сопутствующих услуг «автогражданку» обещают оформить без очереди.

В Орле в «Росгосстрахе» активисты также столкнулись с требованием приобрести дополнительно к ОСАГО полис страхования жизни. Грубые нарушения в деятельности «Росгосстраха» общественники обнаружили и в Томской области, где желающим приобрести ОСАГО навязывали страховку жизни и здоровья, таким образом призывая дополнительно заплатить 1 300 рублей. В Костромской области, по оценкам мониторинга, проблемы на пути автовладельцев к заветному полису создает только «Ингосстрах» — офис компании расположен в 420 км от областного центра.

«К сожалению, некоторые страховщики привыкли «убегать» от клиентов и ставить им препоны, если те не хотят в нагрузку к «автогражданке» приобретать другие услуги. В некоторых регионах все еще есть проблемы с покупкой полиса», – говорит Климов и обещает, что активисты продолжат дальше следить за ситуацией на рынке ОСАГО и проводить мониторинги в различных регионах России.

В пресс-службе ЦБ порталу Банки.ру сообщили, что Банк России активно взаимодействует с ОНФ и другими общественными организациями, осуществляющими мониторинг соблюдения законных интересов граждан на рынке ОСАГО. «Банк России будет рассматривать и анализировать материалы, поступающие от ОНФ, и при выявлении нарушений в деятельности страховых компаний будет применять к ним соответствующие меры надзорного реагирования», — говорят в ЦБ. Вместе с тем в Банке России напомнили, что в I квартале 2015 года служба ЦБ по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров получила 9,3 тыс. обращений в отношении субъектов страхового дела. В апреле 2015 года количество обращений составило 5,8 тыс., в мае – 4,6 тыс., уменьшившись, таким образом, на 22%. По предварительной информации, в июне продолжилась тенденция к сокращению количества поступивших обращений.

В конце июня был подготовлен и внесен в Госдуму проект поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях, с помощью которых вводится ответственность за необоснованный отказ от заключения договора ОСАГО либо навязывание дополнительных услуг для юридических и физических лиц. Законопроект предусматривает наказание для страховщиков в виде штрафа от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.

В Российском союзе автостраховщиков полагают, что с введением электронного полиса ОСАГО рынок обязательной «автогражданки» приблизится к решению проблем. «С 1 октября 2015 года станет возможной не только пролонгация, но и реализация новых полисов в электронной форме. Соответственно, вопрос будет снят автоматически», — отмечают в РСА.

Тем временем стало известно, что ЦБ разработал проект изменений в правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В проекте говорится, что страховщик должен будет выдавать клиенту полис ОСАГО в день обращения с заявлением, иными документами и оплатой, которую можно произвести наличными или банковской картой. Указания Банка России также устанавливают сроки проведения осмотра машины. Компании, занимающиеся ОСАГО, должны будут проводить осмотр авто в день обращения клиента или по соглашению сторон в любой другой день, однако не позднее пяти рабочих дней с момента обращения. Указание вступит в силу по истечении десяти дней после официального опубликования в «Вестнике Банка России».

Так что, можно сказать, «война» за наведение порядка на рынке ОСАГО идет на два фронта: один открыл Банк России, второй — Общероссийский народный фронт.

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля