— Центробанк поднимает стоимость полиса ОСАГО. Чем это обосновано и обосновано ли?
— Для начала надо задаться вопросом, почему Центробанк поднимает цену. А имеет ли он право поднимать? И нужно поднимать или нет? Государственная дума подняла выплаты. Теперь стало намного больше выплат за покалеченную в аварии машину и за вред здоровью. Страховые компании говорят: видите, сколько денег теперь придется выплачивать, чтобы нам их где-то взять, нужно поднять стоимость полиса. То есть чаша весов с увеличенными выплатами должна быть уравновешена увеличением тарифов.
В Госдуме уже появилась новая инициатива. Игорь Лебедев и Ярослав Нилов из фракции ЛДПР предложили заморозить тарифы до 2017 года. У нас налоги, те или иные, принимает Государственная дума. Сколько сидеть в тюрьме, решает Государственная дума путем поправок в Уголовный кодекс. Если нет ОСАГО - штраф по Административному кодексу России. У нас фундамент вопроса, путеводная звезда — это часть 3 статьи 55 Конституции. Любое ограничение прав граждан возможно только по федеральному закону. Ярослав Нилов пишет, что нужны открытые, публичные парламентские слушания.
Даже если депутат является членом правящей партии, он все равно тысячу раз подумает, как голосовать. У нас на середину декабря 2016 года назначены выборы в Государственную думу. Никто бы сейчас не проголосовал за повышение тарифов. А нам говорят уже новую беду — через полгода опять повышение тарифов на 40 процентов, да еще на 20 процентов можно повысить внутри региона. Поэтому вопрос очень серьезный, он вызывает массу нареканий. Но есть и плюсы. Самый главный плюс — это состоявшийся относительно недавно пленум Верховного суда России, который, в хорошем смысле слова, по рукам надавал недобросовестным представителям страховых компаний.
Полис ОСАГО станет «золотым»?
Верховный суд постановил, что надо уплачивать утерю товарного вида. Например, разбито крыло, водитель говорит: вот у меня справочка из техцентра — 100 долларов, а ему хотят компенсировать только 30 долларов, объясняя это тем, что машине пять лет, износ был, и поэтому мы вам заплатим за крыло изношенное. А он говорит: купил-то я новое. И Верховный суд постановил, что новое будет оплачиваться. Будут единые методики исчисления. Например, человек ударился и говорит, что, по заключению независимых экспертов, один миллион рублей ему должны выплатить, а страховщики говорят — 250 тысяч, по заключению наших экспертов. По единым методикам, конечно, тоже амплитуда будет, но значительно меньше. Это важно. Верховный суд установил штрафы, пени страховщикам за задержку.
— Почему вообще сложилось, что решение о тарифах принимает Центробанк?
— Так сложилось. Закон об ОСАГО очень долго принимался, пробивал себе дорогу очень тяжело. За него сначала в 90-х годах проголосовало из 450 депутатов Государственной думы всего человек десять. Потом 15, 20, 25… Мы противодействовали, многие фракции (тогда в Государственной думе было восемь-десять фракций) были против. Этот закон приняли в конце концов, когда он с трудом набрал необходимый минимум — 226 голосов. Но лоббисты, представители страховых компаний проголосовали так, что нарушен принцип презумпции невиновности. Поэтому появилась масса возможностей не платить страховку, отказать в выплате. Появилось такое страшное слово, как «регресс», то есть сначала заплатили, а потом с вас же эти деньги вырвали назад.
— Как интересно. Это как?
— У нас очень часто это случается. Если вы виноваты, то ваша страховая компания выплатит деньги тому, кого вы протаранили. А спустя год-два вы получаете письмо, в котором говорится, что в связи со статьями такими-то и такими-то Гражданского кодекса вы в порядке суброгации (что есть форма регресса) должны отдать назад страховой компании столько-то тысяч рублей, потому что мы заплатили потерпевшему. Вот в этом пункте о суброгации сказано, к сожалению, что сумма, которую страховая компания платит потерпевшему, становится ее собственностью и она вправе ее требовать с виновника «торжества».
— Тогда вообще не понятно, в чем смысл страхования гражданской ответственности?
— Вот мы и говорим, что смысла страхования нет. Они не страховщики, а просто спекулянты. Если все застраховано, выплаты должны быть автоматические. Не важно, кто прав, кто виноват, кто был за рулем. Должны покрываться убытки и тех, и других. Ведь все это застраховано!
Еще один пример. До принятия закона об ОСАГО, я, напившись пьяный на даче, мог обратиться к вам с просьбой, куда-то за чем-то съездить. Достаточно было написать доверенность. А сейчас ввели такую категорию в полис ОСАГО — допущенное лицо. Я своей рукой уже не могу в полис кого-то дописать. И если он, тот, который за моим рулем, не дай Бог, царапнет машину, то денежек я не получу. Если я кому-то доверил машину, передал техпаспорт и ключи, то полис не должен был быть препятствием поехать.
— Как автовладельцам с этим бороться?
— Все проблемы начинаются с коридоров Государственной думы. Мы, как автовладельцы, можем только убеждать, формировать внутреннее убеждение депутатов. Два уважаемых человека — заместитель председателя Думы Игорь Лебедев и председатель комитета по общественным объединениям Ярослав Нилов уже встали на сторону автомобилистов. Сейчас, к сожалению, у правящей партии фактическая монополия на принятие законов. Мы надеемся, что в новой Государственной думе будет больше партий. Тогда легче будет защищать права человека.
Мы десять лет назад внесли в Госдуму закон о полной ликвидации ОСАГО. Его даже приняли в первом чтении. Но потом грянула избирательная кампания. Все клеили листовки на заборах, а когда избрались, уже не захотели тащить его во второе чтение. Но сейчас крайне благоприятное время. На фоне серьезных международных проблем, я думаю, что в таких вопросах, как капитальный ремонт, реформа ЖКХ, эвакуаторы, ОСАГО, парковки, руководители самого различного уровня пойдут навстречу гражданам, в том числе многомиллионной армии автолюбителей.
— Координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов сказал, что серьезный рост тарифов заставит автовладельцев еще чаще прибегать к услугам на черном рынке. Вы согласны?
— Правильно. Очень значительное количество автомобилистов и сегодня покупает за тысчонку-полторы бланк полиса. И ничего они не боятся. Хотя часть 3 статьи 327 Уголовного кодекса России звучит: «использование заведомо подложного документа». Но если спросят: «Гражданин, где вы взяли полис?» Можно ответить: «У метро, на улице, у входа в ваше ГАИ стояла «Газелька», на ней было написано «Страхование. ОСАГО». Я подошел, попросил подешевле, без наворотов. Они сказали: «1258 рублей 02 копейки». Я с радостью взял. Девочка заполнила. Если это липа — ищите, я вам расскажу, какая была «Газелька» и какой был водитель. А я ни при чем. Я был убежден, что это полис. А тарифы я наизусть не знаю. Покажите мне закон, что я должен наизусть знать тарифы». И такого сейчас с каждым днем будет еще больше.
Хотя президент России сказал: сделайте полисы выходного дня для инвалидов, для ветеранов. Ко мне обращается очень много ветеранов Великой Отечественной войны. Они говорят, что им нужно только в конце апреля - начале мая погрузить бабушку свою, собаку, кошку, рассаду и отвезти на дачу. А в конце сентября - октябре погрузить все это и урожай и потихонечку обратно в город. Зачем им этот полис за огромные деньги?! Человек ездит несколько раз в год! Так вы дайте полис выходного дня. Вообще, это страхование — дело очень масштабное и многоплановое, очень юридически и бюрократически путаное. Ни одному прокурору не по плечу сразу во всем разобраться.
Беседовала Мария Сныткова
Смысла в ОСАГО нет, а в дорогом - тем более
Центробанк России в начале недели объявил об удорожании с апреля стоимости полисов ОСАГО в полтора раза. Насколько обосновано такое повышение цен, улучшатся ли услуги страховщиков и какие будут последствия, в прямом эфире видеостудии Pravda.Ru рассказал почетный адвокат России, вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский.