— «Всего этого было достигнуто при последовательном росте прибыли от инвестиционной деятельности, сохранении высокой рентабельности бизнеса и увеличении продаж страхования как внутри страны, так и за рубежом. В прошлом году мы также завершили работу над новой стратегией, которая предусматривает, что к 2020 году Группа PZU получит лидерские позиции во всех ключевых с точки зрения бизнеса сферах. В то же время, при неблагоприятных макроэкономических условиях мы достигли хороших, стабильных результатов и принесли справедливую прибыль акционерам», заявил Анджей Клесик.
Несмотря на неблагоприятные регуляторные и экономические условия, финансовый результат польской Группы PZU за 2014 год составил около 3 млрд. злотых. Валовая подписанная премия возросла на 2,5% по сравнению с 2013 годом и составила 16,9 млн. злотых.
Влияние на финансовые результаты Группы PZU в 2014 году имели следующие факторы:
— уменьшение рентабельности в сегменте страхования массового клиента, в основном, в автостраховании в связи с увеличением резервов по убыткам прошлых лет;
— уменьшение рентабельности в сегменте корпоративного страхования, в основном, в группе автострахования в связи с замедлением продаж при одновременном увеличении объема возмещений и выплат по убыткам прошлых лет, и других видах страхования ГО и имущества;
— высокий чистый результат от инвестиционной деятельности, связанный с высшей оценкой долговых инструментов;
— улучшение рентабельности в групповом и индивидуальном пролонгированном страховании в связи с ростом портфеля и снижением убыточности рисковых продуктов;
— снижение темпа конверсии полисов по многолетним договорам на пролонгированные годовые договоры в групповом страховании.
Премии
В 2014 году Группа PZU собрала 16,884 млрд. злотых валовых премий против 16,48 млрд злотых в предыдущем году (+2,5). Увеличение объемов продаж наблюдалось прежде всего в страховании жизни с уплатой взносов на регулярной основе (в основном за счет развития группового рискового страхования и премии, полученной по страхованию здоровья), взносов за страхование на случай пожара и повреждения имущества, а также страховых взносов за страхование от несчастных случаев и др.
В то же время, наблюдается снижение объемов продаж структурированных продуктов в канале банковского страхования (bancassurance) и меньшие поступления премий по автострахованию (как результат снижения цен на полисы при сильной конкуренции на рынке).
Доля премий, полученных в Украине и странах Балтии, в премии Группы составила 4,2% и выросла по сравнению с 2013 годом в результате расширения деятельности в балтийских странах. Несмотря на то, что страховые платежи, собранные новоприобретенными компаниями, были учтены в результатах Группы с момента начала консолидации (неполный год), следует ожидать дальнейшего увеличения доли этой группы страхования в структуре валовой подписанной премии Группы в следующем периоде.
Инвестиционная деятельность
В 2014 году чистая прибыль от инвестиционной деятельности Группы PZU составила 2,734 млрд злотых на 2,515 млрд злотых в 2013 году (на 8,7% больше) и выросла в основном из-за снижения доходности польских государственных облигаций, повышения оценки инвестиционной недвижимости и увеличению портфеля активов, деноминированных в евро.
Возмещения и выплаты
В 2014 году чистый объем возмещений и выплат (с учетом прироста состояния резервов) Группы PZU вырос на 3,4% по сравнению с 2013 годом и составил 11,54 млрд злотых. Увеличение связано, в первую очередь, со снижением темпа конверсии многолетних договоров на летние пролонгированные договоры в групповом страховании типа П, увеличением портфеля группового рискового страхования, выше убыточностью в страховании автогражданской ответственности, повышением убыточности в сегменте страхования иного гражданской ответственности и страхование на случай пожара и других имущественных убытков, а также высоким уровнем убытков в сегменте сельскохозяйственного страхования.
Административные и аквизиционные расходы
В 2014 году аквизиционные расходы составили 2,147 млрд злотых, что на 6,5% больше, чем в 2013 году. Это было, прежде всего, результатом изменения размера комиссионного вознаграждения в пакетных продуктах автострахования, модификации системы вознаграждения в агентском канале в сегменте индивидуального страхования, начала консолидации вновь приобретенных обществ по страхованию жизни, а также увеличение портфеля договоров и высоких показателей продаж новых полисов группового рискового страхования.
Административные расходы Группы в 2014 году сформировались на уровне 1,528 млрд злотых, что на 8,6% больше по сравнению с предыдущим годом. На их размер повлияло увеличение расходов на проекты, в том числе на внедрение стратегии, расходов на IT, персонал и обучение по вопросам обслуживания клиентов, обязательная доплата в Гарантийный фонд Национального депозитария ценных бумаг (KDPW) компанией PTE PZU в размере 19,5 млн злотых, и включения в результаты Группы административных расходов новоприобретенных страховых компаний.
Прибыль
Чистая прибыль снизилась по сравнению с предыдущим годом на 9,9% и составила 2,968 млрд злотых (3,295 млрд злотых прибыли в 2013 году).
На конец 2014 года размер собственного капитала достиг 13,168 млрд злотых и сформировался на уровне, приближенном к концу 2013 года (рост на 0,3%). Увеличение консолидированного собственного капитала, связанное с чистым результатом за 2014 в размере 2,968 млрд злотых, было компенсировано дивидендами в размере 2,936 млрд злотых.
В 2014 году Группа PZU достигла рентабельности собственного капитала на уровне 22,6%. Коэффициент ROE, таким образом, снизился на 1,5 п. По сравнению с предыдущим годом. Величины коэффициентов рентабельности, которых Группа PZU достигли в 2014 году, превышают уровень, достигнутый рынком в целом (по данным за три квартала 2014).