К чему могут привести каникулы по страхованию опасных объектов

В конце января Правительство РФ распоряжением, опубликованным в рамках антикризисных мер, поручило трем ведомствам (Минэкономразвития, Минфину, Ростехнадзору) подготовить предложения об установлении двухлетних каникул по уплате обязательных страховых платежей по страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте (ОПО). 

07:22
РАПСИ
Речь идет о приостановке уплаты страховых взносов опасных предприятий, относящихся ко 2-4 классу опасности. Инициатива не касается объектов 1-го класса опасности, входящих в госреестр Ростехнадзора.

О возможных последствиях принятия такого решения рассказали руководители Национального союза страховщиков ответственности (НССО). 

Светлана Гусар, вице-президент НССО:
При введении в РФ моратория на применение закона о страховании ОПО до 90% потерпевших от происшествий на опасных объектах не смогут получить возмещений за ущерб вреда жизни, здоровью и имуществу. В настоящее время заинтересованные ведомства и НССО проводят оценку последствий реализации инициативы о введении такого моратория. Порядка 70% выплат, осуществленных страховщиками ответственности за время действия закона о страховании ОПО (с 2012 года), приходится на возмещение в связи с событиями, которые классифицируются как «инциденты», а не аварии на опасных предприятиях. 

При этом, если аварии на ОПО и связанные с лифтами расследуются комиссиями Ростехнадзора, аварии на АЗС - МЧС и МВД, аварии на гидротехнических сооружениях - МЧС, то инциденты на опасных объектах разбираются комиссией владельца ОПО. В этой связи важно обратить внимание на расхождения в мировой и российской статистике по соотношению погибших и травмированных на опасных объектах. 

Так, мировой опыт показывает, что на каждого погибшего приходится десять травмированных, а согласно российской статистике, это соотношение составляет один к одному. Таким образом, данные позволяют косвенно судить о склонности владельцев ОПО скрывать небольшие происшествия, в которых также могут пострадать люди. В случаях, когда речь идет о происшествиях на градообразующих предприятиях, с такими проблемами приходится иметь дело регулярно.
Например, недавно НССО удалось выявить факт отсутствия выплаты семье, в которой работник погиб в результате инцидента на опасном объекте. Наше предложение о выплате из гарантийного фонда в размере 2 млн рублей (на НССО по закону возложена обязанность по информированию граждан о своих правах в получении страховых возмещений) было отвергнуто вдовой погибшего из опасений, что владелец предприятия уволит с работы ее дочь при получении претензий от страховщика в регрессном порядке. 

В настоящее время в НССО поступило два запроса от профсоюзов различных отраслей, которые нуждаются в разъяснении последствий приостановки действия закона о страховании ОПО и отказе от страховых выплат пострадавшим, в том числе сотрудникам опасных предприятий.
Можно предположить, что при остановке применения норм о страховании ОПО законодателем может быть применен подход, используемый при обязательном страховании ответственности пассажирских перевозчиков, в рамках которого сделаны исключения для предприятий метрополитена, не страхующих свою ответственность, однако по закону несущих все обязательства по выплатам наравне со страховщиками из собственных средств.
Андрей Юрьев, президент НССО: 

Мы провели анализ инициатив, включенных в антикризисную программу правительства, связанных с введением двухлетних каникул на страхование ОПО (за исключением объектов I класса опасности). Поскольку целью предложенного моратория заявлено снижение нагрузки на бизнес, нет сомнений, что существуют альтернативные возможности достижения этой цели, в частности, страховое сообщество ведет консультации с ЦБ о возможном пересмотре тарифов ОПО в сторону понижения. 

Отметим, что за трехлетний период с момента введения закона о страховании ОПО 90% страхователей воспользовались правом применить коэффициент безопасности и заключить договор с 30%-ной скидкой, в настоящее время идет речь об уменьшении тарифа – изучается возможность снижения взносов по этому виду страхования. 

Кроме того, Минфин РФ внес в правительство законопроект, который существенно увеличивает размеры страховых выплат пострадавшим при авариях на ОПО, увеличивает число получателей компенсаций и расширяет основания для выплат. Страховое сообщество выступает за скорейшее принятие данных нововведений, которые в условиях кризиса повысят социальную защищенность жителей России, работников опасных объектов. 

По данным статистики НССО, средняя стоимость полиса ОПО составляет около 30 тысяч рублей в год, и секвестирование этого платежа не может служить сколько-нибудь значимым фактором в вопросе снижения расходов бизнеса. При этом в случае резонансных аварий в отсутствии страхования государство окажется перед необходимостью осуществления выплат из средств бюджета, тогда как в странах Запада они возложены на страховщиков. 

Приостановка действия закона о страховании ОПО неизбежно перечеркивает 10-летний труд по его подготовке заинтересованных ведомств, правительства и депутатского корпуса. Такой мораторий скажется на защищенности работников опасных предприятий, войдет в противоречие с общим курсом правительства РФ на сохранение всех социальных гарантий. 

Мы можем с уверенностью говорить о приостановке действия закона, поскольку та категория ОПО, на которую не предполагается распространить действие «каникул» ( I класс опасности) занимает лишь менее 1% от общего числа договоров (1,775 тыс. договоров) или около 5% от премий (343,5 млн руб). 

В результате около 99% объектов застрахованы не будут, что не позволит в случае аварий на них обеспечить население и работников этих ОПО компенсациями. Нам уже сейчас известны случаи, когда владельцы опасных объектов скрывают факты происшествий на своих предприятиях, т.к. это грозит им проверками надзорных органов. И это происходит в ситуации, когда выплаты пострадавшим лицам надлежит производить сторонним организациям – страховщикам. Полагаем, что если возмещение причиненного потерпевшим вреда полностью ляжет на плечи виновных в аварии лиц, то можно будет окончательно забыть о справедливых выплатах для потерпевших. По сути, это отказ от социальной защиты всех, кто работает и живет рядом с промышленными предприятиями. Такой подход считать допустимым мы не можем.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля