Страховой марафон

Снижение количества страховых убытков по ОСАГО за девять месяцев текущего года на 9,9% заинтересовало ЦБ. Компании подозреваются в бегстве от клиентов — выносе офисов урегулирования убытков за 200–400 км от областных центров. Увеличение тарифов ОСАГО на 30% практически обнулилось для страховщиков в связи с падением рубля. Компании вынуждены искать пути минимизации убытков. Впрочем, сами страховщики категорически не согласны с обвинениями в бегстве от выплат.

08:05
Коммерсантъ
Как сообщил вчера на мероприятии «Будущее страхового рынка» директор департамента страхового рынка ЦБ Игорь Жук, регулятор наблюдает «тревожные моменты с точки зрения поведенческого надзора». «Ряд ноу-хау рынка не сильно радуют»,— заметил господин Жук. Компании ОСАГО по итогам девяти месяцев 2013 года продемонстрировали существенное снижение количества страховых случаев по ОСАГО — 1,8 млн против 2 млн обычно. Снижение количества убытков в ОСАГО на 9,9% произошло впервые за всю историю действия ОСАГО в стране.

«То ли компании научились работать там, где убыточность не возникает, либо стали бегать от страхователя»,— заявил Игорь Жук. По его словам, достаточно массовым явлением в настоящее время является перенос офисов урегулирования убытков по ОСАГО в отдаленные точки от областных центров, и совсем непонятно, почему для урегулирования ОСАГО надо ехать за 200–400 км.

«Если страховая компания перенесла центр урегулирования убытков за 200 км от города, а выплата по ОСАГО ожидается в 3 тыс. руб., совершенно резонно, что водитель откажется от поездки,— размышляет один из экспертов страхового рынка,— ведь ему придется ездить туда-обратно и, возможно, не один раз». Отчасти снижение количества страховых случаев в ОСАГО может объяснить ситуация с аварийностью. По данным ГИБДД, по итогам девяти месяцев 2014 года на дорогах страны зафиксировано 146,1 тыс. аварий с пострадавшими, это на 1,2% меньше аналогичного показателя за девять месяцев 2013 года.

«Фактор снижения ДТП играет роль,— соглашается замглавы “РЕСО-Гарантии” Игорь Иванов.— Я слышал жалобы о том, что клиентам приходится далеко ехать за выплатой, но я не готов это трактовать как попытку бегства». По его словам, компании в проблемных с точки зрения убыточности ОСАГО регионах вынуждены экономить на всем, в том числе и аренде помещений. «Мы выплатные центры никуда не переносили, даже открыли ряд дополнительных точек урегулирования ущерба,— заявил “Ъ” господин Иванов.— Снижения количества обращений по ОСАГО по нашей компании мы не наблюдаем».

Об увеличении количества точек по урегулированию убытков говорят и в «Ингосстрахе». «Мы открыли несколько десятков центров выплат с сентября,— заявил “Ъ” замглавы “Ингосстраха” Илья Соломатин,— снижение количества страховых случаев говорит о более серьезной работе с убыточностью, а не о бегстве от клиентов».

Тем временем в Российском союзе автостраховщиков (РСА) называют еще одну причину изменений в статистике — деятельность автоюристов, которые перехватывают потерпевших в ДТП до их обращения в страховую компанию и направляют за выплатой сразу в суд. «Есть регионы, где доля убытков, не заявленных в компании, доходит до 95%,— заявили “Ъ” в РСА,— информация о выплатах в судебном порядке не учитывается в статистике РСА». В союзе надеются, что уже в четвертом квартале текущего года ситуация изменится — поправки в закон об ОСАГО с 1 сентября 2014 года ввели обязательный досудебный порядок урегулирования претензий в ОСАГО. Таким образом, автоюристы уже не смогут повлиять на статистику.

«Проблема гораздо глубже»,— уверен президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс. Повышение тарифов ОСАГО на 30% с 1 октября практически обнулилось в связи с падением рубля. По оценкам страховщиков, в ремонте иномарок порядка 75% в счетах от станций техобслуживания приходится на позиции, которые зависят от цен в валюте,— это стоимость деталей и лакокрасочных материалов.

«Крупные сетевые компании, которые присутствуют в отдаленных проблемных регионах, сейчас находятся в трудной ситуации,— заявил “Ъ” Игорь Юргенс,— я знаю две-три компании, которые пытаются минимизировать свои убытки в ОСАГО способами, которые позволяют не рисковать лицензией». Перенос центров урегулирования убытков пока не является поводом для санкций регулятора. «Задача страховых союзов — найти цивилизованное решение этой проблемы,— говорит президент ВСС,— и решение кроется в свободном тарифе ОСАГО, но законодатель это пока не может сделать ввиду того, что ОСАГО — социальный вид. Это и есть настоящая драма рынка».
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля