Финансовый омбудсмен будет создан в РФ под эгидой ЦБ и при его финподдержке

Минфин РФ подготовил обновленную редакцию законопроекта о финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций, правительство обсудило проект документа на заседании 28 апреля. Материалы к заседанию размещены на официальном сайте правительства.

08:07
Финмаркет
Введение института финансового уполномоченного поможет потребителям разобраться в конфликтных ситуациях с банками и страховщиками. Такое мнение в ходе заседания в понедельник высказал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

«За последние годы рынок финансовых услуг, включая кредитование граждан, развивался весьма активно. Потребительские кредиты, ипотечные кредиты, автокредиты, страхование различных видов ответственности стали не какими-то экзотическими банковскими продуктами, а частью жизни миллионов наших людей», - сказал он.

В то же время, по словам премьера, в ходе развития финансового рынка возникло немало проблем и конфликтных ситуаций. Введение должности финансового уполномоченного по правам потребителей услуг финансовых организаций «скажется позитивно на финансовом рынке», считает Д.Медведев.

Решения службы обязательны для бизнеса

Проект предусматривает «создание института финансового уполномоченного по правам потребителей услуг финансовых организаций, направленного на упрощение порядка разрешения споров между потребителями услуг финансовых организаций - физическими лицами и финансовыми организациями путем обеспечения быстрого, эффективного и безвозмездного досудебного урегулирования таких споров», говорится в материалах к заседанию, размещенных на сайте правительства.

Для обеспечения деятельности финансовых уполномоченных предлагается создать некоммерческую организацию - Службу финансовых уполномоченных в форме некоммерческого партнерства. В качестве учредителя Службы законопроектами предлагается определить Банк России.

Как следует из законопроекта Минфина РФ, текстом которого располагает агентство, рассмотрение споров в досудебном порядке финансовым уполномоченным обязательно для банков, страховщиков и обществ взаимного страхования (ОВС). Прочие участники финансового рынка могут присоединиться к новому порядку на добровольных основаниях.

Лимит претензий в службу для банков в 5 раз больше, чем для страховщиков

Финомбудсмен будет рассматривать споры поставщика услуг с частными лицами на сравнительно небольшие суммы. Для банков предельный размер претензии составляет 500 тыс. рублей, для страховщиков - 100 тыс. рублей. Служба не вправе взимать плату с заявителя, то есть с клиента финансового института, а коммерческие структуры-поставщики услуг будут платить за каждое рассмотренное дело.

Добровольный финансовый омбудсмен при Ассоциации российских банков Павел Медведев пояснил агентству «Интерфакс-АФИ», что «наибольший удельный вес в общем объеме споров новой службы будет приходиться, конечно же, на банки, поскольку этот сегмент финансового рынка несопоставимо больше по объему».

Согласно проекту документа, споры с кредитными учреждениями могут касаться депозитных и кредитных договоров, договоров открытия и ведения банковских счетов, денежных переводов, купли-продажи иностранной валюты.

Споры со страховщиками и ОВС в трактовке проекта документа касаются в первую очередь страховых выплат. Перечень тем для споров открыт для всех участников, имеющих дело со службой.

По данным департамента страхового рынка ЦБ РФ, за последние 10 лет число обращений в суды с жалобами на страховщиков выросло в 10 раз. По итогам 2013 года оно составило примерно 600 тыс. Конфликтность на страховом сегменте только нарастает, правительство приняло решение вмешаться в эту ситуацию, ускорив создание службы финансового уполномоченного.

Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс, комментируя этот законодательно предложенный порог, сказал агентству, что считает его вполне достаточным, «чтобы снять львиную нагрузку с судов, поскольку основная доля споров между страховщиками и их клиентами укладывается в этот лимит».

Согласно оценке первого заместителя председателя правления «СОГАЗа» (MOEX: SOGP) Николая Галушина, «в досудебном порядке омбудсменом может урегулироваться более 90% споров». «Сегодня основная часть споров между сторонами возникает по автострахованию, преимущественно, по ОСАГО. Если все спорные убытки по ОСАГО будут со временем проходить и урегулироваться через омбудсмена, это снимет львиную часть нагрузки на суды», - убежден он.

«Считаю, что величины в 100 тыс. рублей более чем достаточно. Сейчас средняя выплата по ОСАГО достигает значения в 30-40 тыс. рублей. По количеству убытков ОСАГО - абсолютный лидер на рынке. Соответственно, почти все убытки по ОСАГО будут проходить через омбудсмена. Со временем этот порог можно увеличить, если в этом будет практическая необходимость», - добавил Н.Галушин.

Служба, независимая от плательщиков

В мировой практике институт финансового омбудсмена является независимым органом рассмотрения споров, возникающих между финансовыми организациями и их клиентами - физическими лицами. Согласно последней версии законопроекта о финансовом уполномоченном, институт финансового омбудсмена в России будет создан в виде некоммерческого партнерства при Банке России, финансироваться он будет за счет Центробанка и участников финансовых рынков.

На время рассмотрения спора финансовым уполномоченным дело не принимается судом. Зато, если истец недоволен его решением, он имеет право подать иск в суд в обычном порядке.

Строже подход авторов законопроекта к сильной стороне спора - к коммерческой организации. Исполнение решения омбудсмена обязательно для банков, страховщиков и ОВС. В противном случае финансовый уполномоченный вправе обратиться в суд с иском о неисполнении принятого решения, и в отношении проигравшей стороны суд инициирует исполнительное производство без рассмотрения спора по существу.

Законопроект устанавливает принципы деятельности новой организации. Уполномоченный решает споры, исходя из принципов «законности, независимости, добросовестности, справедливости и беспристрастности, конфиденциальности, исходит из признания прав и свобод граждан, из необходимости их всесторонней защиты».

В структуре управления службы перевес у представителей клиентов

Высшим органом службы является совет, который заседает не реже 1 раза в год. Совет службы финансового уполномоченного формируется на принципах, исключающих возникновение конфликта интересов. Этот принцип зафиксирован в законопроекте. В Совет войдут один представитель Банка России, два представителя правительства РФ, пять представителей объединений потребителей, ассоциаций, союзов. Члены совета избираются сроком 5 лет. Именно совету предстоит принимать решение об избрании финансовых уполномоченных и досрочном прекращении ими своих обязанностей.

Смета расходов службы утверждается с ориентацией на объем финансирования прошлого периода, контроль за расходами возложен на руководителя службы. В случае превышения расходов службы над доходами дефицит покрывается из средств Банка России.

Финансируется служба за счет ежеквартальных отчислений участников системы и за счет платы, которую коммерческие организации вносят за рассмотрение споров. Платежи будут дифференцированными в зависимости от сложности спора и результатов его рассмотрения. Размер таких платежей и целый ряд других жизненно-важных условий существования Службы определяется ее советом.

Правительство намерено активизировать работу над законопроектом о финансовом уполномоченном в ближайшее время.

Его принятие потребует поправок в ряд ключевых действующих на финансовом рынке законов. В том числе в законы о банках и банковской деятельности, об организации страхового дела.

ВСС и АРБ поддерживают планы по созданию финансового омбудсмена в РФ

Не дожидаясь завершения работы правительством над законопроектом, Ассоциация российских банков (АРБ) создала аналог службы, где банки и клиенты решают споры в добровольном порядке.

«В мировой практике институт финансового омбудсмена является независимым органом рассмотрения споров, возникающих между финансовыми организациями и их клиентами - физическими лицами», - сказал президент ВСС И.Юргенс агентству. По его мнению, это - часть цивилизованной практики.

Первый зампред правления «СОГАЗа» Н.Галушин высказался за «постепенный и плавный механизм воплощения этого института в практику.

«Он должен показать свою эффективность как для страхователей, так и для страховщиков», - полагает представитель «СОГАЗа».

Со своей стороны И.Юргенс сообщил, что «до принятия закона о финансовом омбудсмене, взаимодействие с которым будет обязательно для страховщиков, между Всероссийским союзом страховщиков и Ассоциацией российских банков достигнута договоренность о создании при ассоциации страхового бюро финансового омбудсмена, участие в котором будет добровольным для страховщиков».

«Мы вынесли предложение о создании страхового бюро финансового омбудсмена, которое будет являться общественным органом разбирательства споров, возникающих между страховыми организациями и их клиентами - физическими лицами. В рамках пилотного проекта Банк России будет рекомендовать страховщикам урегулировать споры по поступившим на них в ЦБ жалобам через страхового омбудсмена. Если компании удастся урегулировать спор по жалобе при помощи уполномоченного, то Банк России не станет применять к ней предусмотренные КоАП санкции - ввиду малозначительности нарушения. В качестве пилота проект запущен в Екатеринбурге и будет работать в Свердловской области», - заключил президент ВСС.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля