В Госдуме разгорелся спор вокруг ОСАГО

22 октября Госдума провела парламентские слушания по ОСАГО. Депутаты и общественники обсудили вопросы расширения лимита по европротоколу, увеличения выплат по ОСАГО, повышения стоимости полиса, обязательного досудебного урегулирования, создания единой методики ущерба при ДТП и многие другие. Высказывались разные точки зрения, порой весьма спорные, но, как известно, именно так и рождается истина.

08:02
За рулем
Одним из поднятых вопросов стало недостаточное использование правоприменительной практики европротокола. Ранее высказывалось предложение расширить эксперимент по введению лимита выплат по европротоколу (до 400 тысяч рублей) на уровне общего лимита выплат по ОСАГО на все крупные города-миллионники при условии предоставления страховщику фото- или видеоматериалов. Участники мероприятия все-таки склонились к тому, что пока стоит остановиться на четырех субъектах - Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Замминистра финансов Алексей Моисеев отметил, что этот пилотный проект следует «обкатать на нескольких регионах, а дальше уже думать, продвигать данную конструкцию или нет.

Служба Банка России по финансовым рынкам поддержала предложение о видеофиксации ДТП при оформлении по европротоколу, причем было отмечено, что это должно быть связано со спутниковой фиксацией. А вот к предложению некоторых депутатов ввести формулировку «некорректирующиеся фиксаторы информации» первый замруководителя cлужбы Банка России по финансовым рынкам Владимир Чистюхин посоветовал отнестись предельно осторожно. Никто не спорит, что следует узаконить только те приборы, информацию с которых нельзя подделать, но при этом нужно понимать, что те средства, которые в итоге разрешат использовать, должны быть доступными и недорогими. Союзу автостраховщиков поручено разработать стандарт этих средств, а ЦБ, как регулятор, эти средства утвердит.

Мегарегулятор предлагает законодательно обязать автомобилистов убирать с дороги транспортные средства после ДТП, даже когда нет согласия между сторонами. Это поможет разгрузить дороги и ликвидирует заторы, возникающие из-за того, что участникам движения приходится объезжать попавшие в аварию автомобили. Единственное исключение, при котором не следует трогать такие автомобили, полагают чиновники, это когда есть угроза жизни и здоровью.

Собравшиеся сошлись во мнении, что следует придать договору ОСАГО электронную форму. Это повысит оперативность услуги, снизит вероятность недобросовестных посреднических схем. Однако этот переход необходимо сделать постепенным и плавным, электронный и бумажный носители какое-то время должны существовать параллельно.

Разошлись собравшиеся в вопросе создания института страхового омбудсмена. В ЦБ полагают, что на рынке страхования должен быть медиатор, который снизит количество обращений в суд. В Центробанке подчеркивают, что это произойдет не сразу, но в перспективе нескольких лет это «должно сработать». С этой точкой зрения категорически не согласен председатель экспертного совета по законодательству о страховании при комитете Госдумы по финансовому рынку Александр Коваль. Он полагает, что введение института страхового омбудсмена — это признание несостоятельности надзорного органа, его неэффективной работы. Он надеется, что служба Банка России по финансовым рынкам наладит работу и дополнительного инструмента урегулирования не потребуется, как и применения к ОСАГО Закона о защите прав потребителей. Коваль полагает, что если регулятор будет работать хорошо, то все спорные вопросы можно будет решить в досудебном порядке.

В ЦБ полагают, что Закон о защите прав потребителей должен продолжать действовать на страховом рынке, но с учетом нюансов и особенностей страхового поля. С этим согласен и Союз автостраховщиков, который изменил свое отношение к распространению на ОСАГО Закона о защите прав потребителей. Страховое сообщество согласилось с тем, что права граждан необходимо защищать. Однако страховщики просят учитывать реалии страхового рынка и ограничиться введением социальной неустойки - штрафа в 50% от суммы за несвоевременную оплату неоспоримой части. При этом они считают недопустимым, когда страховая компания узнает о недовольстве клиента только после подачи судебного иска. Важно, чтобы сначала автовладелец и страховщик попытались решить вопрос совместно.

В РСА особое внимание уделили тому, что до сих пор так и не создана единая методика оценки ущерба, над которой долго трудился Минтранс, но с этой задачей так и не справился. Если бы страховое сообщество располагало необходимой методикой, то страховых споров было бы значительно меньше, и меньше было бы вариантов для обогащения такого рода «специалистов», как пресловутые«автоюристы». Поэтому глава РСА Павел Бунин просит ЦБ поддержать РСА в разработке единых правил, а потом их при необходимости скорректировать и утвердить. По мнению главы ассоциации по защите прав автострахователей Максима Ханжина, необходимо создать рабочую группу, в которую будут входить представители РСА, Минфина, Минюста, Центробанка, а также общественных организаций, защищающих права автострахователей. Рабочая группа на конкурсной основе определит организацию, готовую создать как саму методику, так и обновляемый справочник стоимости запчастей. Наличие справочника позволит экспертам получать единую цену на все существующие запчасти с учетом коэффициента износа, что снимет разногласия между страховщиками и автовладельцами.
РСА также попросил придать юридическую силу типовым схемам ДТП, которые союз уже давно разработал, однако суды их во внимание не принимают. Страховщики высказались против введения тарифного коридора и полагают, что это приведет к банкротству многих страховых компаний.

Президент ФСССО Александр Коваль подчеркнул, что вообще все проблемы ОСАГО лежат в плоскости либерализации страхового тарифа, и с этим следует определиться в первую очередь. Он также отметил, что не видит конечной цели реформирования ОСАГО. Изменений становится все больше, но к чему они приведут — неясно, вектор движения не определен.

Депутат Вячеслав Лысаков в своем выступлении отметил, что ОСАГО — социальный, а не коммерческий проект, но страховщики почему-то постоянно об этом забывают. Он поддержал РСА в том, что именно союз должен разработать единую методику ущерба, так как страховщики в этом кровно заинтересованы, а также предложил создать страховой фонд превентивных мероприятий. Закон об ОСАГО не предусматривает создания источника средств для финансирования мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, а такой фонд необходим, полагает депутат.

Зам. начальника управления контроля финансовых рынков ФАС России Ирина Смирнова выдвинула идею ввести «период охлаждения, в течение которого страхователь вправе расторгнуть договор и получить назад свои деньги. Она подчеркнула, что до сих пор имеет место навязывание страховщиками дополнительных услуг, этим грешат 20 страховых компаний, и порой автовладелец не успевает опомниться, как оказывается «втянутым» в страховую услугу, за которую платить и не собирался. Для таких случаев было бы неплохо иметь это оружие против ловких страховщиков.

Президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс полагает, что будущее ОСАГО — это базовое каско, и утверждает, что к этому пришли во всех странах мира, и Россия не станет исключением.

Подводя итог дискуссии, ведущая парламентских слушаний председатель комитета по финансовым рынкам Наталья Бурыкина отметила, что по ОСАГО есть еще масса вопросов, на которые пока нет ответов, но тем не менее к началу декабря закон будет подготовлен ко второму чтению, а до этого будут еще раз проведены парламентские слушания, чтобы все стороны могли высказать свою позицию.

Напомним, законопроект об ОСАГО еще весной этого года был принят в первом чтении.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля