Страховые юристы: куда нас ведет эволюция

08:43
6
Кирилл Гацалов
руководитель, Страховое право

Работников страховой отрасли можно разделить на несколько профессиональных групп, каждая из которых играет свою роль, — андеррайтеры, актуарии, продавцы, посредники, перестраховщики, страховые юристы, бухгалтеры и аудиторы, специалисты по урегулированию убытков...

Интересно проследить, какой эволюционный путь прошла за последние 20 лет каждая профессиональная группа: динамику спроса на специалистов данной группы, состав задач и типичных проблем в работе, профессиональное развитие, координацию интересов.

В качестве примера возьму наиболее близкую мне группу — страховых юристов (в которую включу подгруппу методологов).

Роль правоведов состоит, прежде всего, в решении следующих основных задач:

  • разработка документов, регулирующих отношения участников рынка: начиная от типовых правил страхования и договоров перестрахования до договоров с различными представителями страховой инфраструктуры;
  • участие в процессе исполнения обязательств участниками рынка (к примеру, в урегулировании убытка) и в разрешении разногласий.

Можно выделить несколько признаков эволюции данной профессиональной группы за последние 20 лет:

  1. существенное расширение штата юристов в целом по отрасли. Это результат роста числа страховых договоров на рынке, особенно с появлением такого массового вида, как ОСАГО, и, как следствие, увеличение количества страховых споров;
  2. разделение страховых юристов по узкой специализации. Если в малых и средних компаниях юрист ведет универсальную работу (решение любых вопросов правового характера), то у крупных страховщиков состоялось структурное разделение — юрист по корпоративным вопросам, методолог, судебный юрист и т. п.;
  3. «по разные стороны баррикад». Если лет 10 назад подавляющую часть страховых юристов составляли сотрудники страховых компаний, то за последующий период из этой массы выделилась растущая в количестве часть правоведов, обслуживающих и защищающих интересы другой стороны страхового договора, – страхователей (застрахованных, выгодоприобретателей). На сегодняшний день в России найдется не один десяток частнопрактикующих юристов и юрфирм, для которых обслуживание участников страхового рынка является главным направлением работы;
  4. независимые юристы и коллекторы стали привлекаться не только пользователями страховых услуг, но и самими страховщиками. В основном, цель данного сотрудничества – взыскание средств в порядке суброгации и регресса с ответственных лиц;
  5. возникновение информационных площадок для обмена профессиональными взглядами — от специальных форумов до журналов («Страховое право», «Юридическая и правовая практика в страховании»).

Положительный эффект от работы независимых страховых юристов проявляется в следующих моментах:

  • формирование судебной практики благодаря профессиональному отстаиванию интересов страхователей в судах;
  • давление на страховщиков через контрольные органы;
  • присутствие мнения независимых юристов, регулярно отражающих проблемы взаимоотношений страховщиков и страхователей, в поле зрения СМИ;
  • толчок к совершенствованию правил страхования, к борьбе с недобросовестными оговорками и подобными проблемами. Хороший пример – привлечение независимых страховых юристов к организованной ФАС разработке «Минимальных стандартов страхования автотранспорта», где участвуют Общество страховых юристов России (ОСЮР) и ряд консалтинговых организаций.

Одним из проявлений эволюции обсуждаемой профессиональной группы я вижу возникновение школы страхового права – ОСЮР (под руководством известных профессионалов — В.Ю. Абрамова, С.В.Дедикова, Л.Н. Клоченко, К.И. Саранчука, Ю.Б. Фогельсона), которое в сейчас проводит работу по целому ряду направлений:

  • семинары и обсуждение вопросов страхового права;
  • общение профессионалов на площадках ОСЮР;
  • консультирование заинтересованных лиц;
  • участие в разработке различных нормативов и документов в области страхования.

Будущее развитие обсуждаемой профессиональной группы зависит от задач, которые ставит страховой рынок, и возможностей, который предоставляет государство в виде законодательного и иного регулирования рынка. Предполагаю следующие тенденции в ближайшие годы:

  1. в результате капитализации рынка останутся только крупные и средне-крупные страховщики, в которых юридические отделы будут включать не универсальных, а узкоспециализированных юристов («судебник», методолог, корпоративный юрист и т.д.);
  2. приход иностранных страховщиков (особо в связи со вступлением в ВТО) должен повысить ассортимент и качество страховых услуг на рынке. Соответственно, перед методологами возникнут задачи по разработке новых правил страхования (для расширения линейки и совершенствования страховых продуктов), а к профессиональным знаниям страховых юристов повысятся требования (к примеру, учет международного опыта в работе методолога);
  3. ужесточение квалификационных требований повысит интерес к источникам профессионального образования страховых юристов, единственным из которых на сегодняшний день видится ОСЮР. Возможно, появятся добровольные программы квалификационной аттестации;
  4. значение независимых страховых юристов будет расти, поскольку существенный спад количества страховых споров не предвидится, а многие юристы из ушедших с рынка малых и средних компаний предпочтут заняться самостоятельной частной практикой или работой в юридических компаниях;
  5. будет развиваться сотрудничество страховщиков с коллекторами;
  6. с развитием взаимного страхования увеличится спрос на тех страховых юристов, которые будут знать правовую специфику обществ взаимного страхования;
  7. вероятно, расширится подгруппа страховых юристов, которые будут представлять не интересы исключительно страховщиков или страхователей, а будут работать в некоммерческих организациях и институтах — Всероссийском союзе страховщиков (если он получит функции по экспертизе дополнительных правил страхования), иных профобъединениях, Третейском суде при Российском союзе автостраховщиков;
  8. будут возникать новые судебные прецеденты, имеющие значение для рынка.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
6 комментариев
6 комментариев
  • Sementsov Aleksandr
    10:47

    Как много хочется еще добавить, но воздержусь.
    Кирилл молодец, тема развития страхования как-то все время замалчивается и уходит на второй план по отношению к сиюминутным вопросам, но поднимать ее рано или поздно надо.
    Отличная тема для диалога!

  • Кирилл Гацалов
    10:59

    Sementsov Aleksandr

    Спасибо, Саш!
    Будет, здорово, если тебе и другим профессионалам найдется время высказать свое мнение в диалоге

  • alekseev
    11:37

    Кирилл, а в каком плане страховщики могут сотрудничать с коллекторами? по взиманию премии, перестраховочных выплат? вот интересно, насколько часто страховщикам приходится сталкиваться с коллекторами, которые приобрели у клиента СК право на взыскание, и насколько успешно методы коллекторов воздействуют на должников-страховщиков в отличие от прямых клиентов-страхователей

  • Кирилл Гацалов
    11:52

    @alekseev

    Влияние коллекторов на рынок не так ощутимо, но вес уже присутствует. Сотрудничество страховщика с коллектором заключается в том, что коллектор занимается взысканием следующих денег в пользу страховщика:
    — реализация суброгационных прав страховой компании в виде взыскание суммы ущерба (в рамках произведенной страховой выплаты) с виновника ДТП или иного происшествия;
    — взыскание долгов по уплате премии (редко проявляется)

    Если речь идет о крупном деле, страховщик вряд ли поручит коллектору или юрфирме заниматься взысканием. А вот дела калибром поменьше, которые скапливаются оптом, (ведь случаев, когда у страховой компании возникает суброгац.право, тысячи в месяц) страховщику зачастую выгоднее отдать на обработку коллектору. Работа которая начинается не с робращения в суд, а с психологической работы с должником по принципу "«Отдай мирно

  • Sementsov Aleksandr
    15:46

    Есть случаи, когда коллекторов привлекают для взыскания в порядке регресса со страхователей по ОСАГО, сумм выплат произведенных пострадавшим. Знаю не по наслышке. В основном коллекторам отдают дела, где незначительные суммы взыскания, есть какие-либо сложности с подачей иска и т.д. Вобщем дела, по которым настойчивые незатейливые мужички из коллекторского агентства принесут больше результата, чем штатные неторопливые юристы, которые тем временем заняты более важными, высоко интеллектуальными делами ))).
    Даже по собственному опыту общения с коллекторами могу сказать, что неподготовленный индивидуум, может быстро психологически сломаться услышав незатейливо быковатую просьбу коллектора вернуть денюжку))).

  • WildOrсhids
    18:08

    Ну я бы не сказала, что в коллекторы не отдают крупные иски, есть у нас и крупные иски по перестрахованию и по имуществу :) , в основном конечно мы работаем с суброгацией и регрессами. При этом и суброгацию и регресс мы можем обратывать на условиях получения процента от взыскания, а можем покупать и дальше всеми нелюбимая цессия. Среди прочих услуг коллекторы занимаются проверками архивов (поиск суброгационных и регерессных дел), консультирование по вопросам связанным с ФССН, ФСФР и РСА. Маленьким компаниям не всегда выгодно держать дорогих юристов в штате, а суды по перестрахованию и имуществу иногда требуют этого, поэтому они и прибегают к нашим услугам. Что касается взыскания с физиков не могу сказать, что правы те кто говорят, что мы посылаем мальчиков вышибал, чаще всего просто претензия, потом иск, и это как ни странно самый эффективный метод, а на мальчика еще и пожаловаться могут.

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля