Онлайн иль не онлайн, вот в чем вопрос

08:00
54
Алексей Володяев
зам. гендиректора по андеррайтингу, Опора

РСА радовало нас пресс-релизами о результатах продаж электронного ОСАГО, кажется, только первые две недели после их запуска. Теперь, когда факт старта продаж вроде как всеми принят как свершившийся, новостей на этом фронте у нас немного. А объёмы, заявленные для первых двух недель, откровенно говоря, не впечатлили.

Если экстраполировать 7000 запросов в неделю на весь год, получится, что тема интересна немногим более 1% автовладельцев. Дальше интерес будет, может, больше, а может, меньше, но среди крупных игроков этого рынка пока оголтелым оптимизмом считаются ожидания на уровне 5% продаж для интернет-канала. И это мы сейчас говорим об обязательном страховании, где, можно сказать, клиент сам идёт к страховщику. Можно сказать, что тема у потребителей пока живого интереса не вызвала. Если посмотреть на географию из тех же пресс-релизов РСА, то это в основном небольшие города во всяких «интересных» страховщику регионах, где доступ к офлайн полису для потребителя не столь прост, как в крупных городах, типа Москвы и Питера.

Итак, обязательное страхование пока не тянет на роль «локомотива» онлайн-страхования. С добровольным всё еще сложнее. Вернее, всё относительно просто с, допустим, онлайн-страхованием ВЗР, но трудно ожидать какого-то прорыва от полисов ценой в 5 евро, особенно на фоне 40% сокращения числа выезжающих за рубеж. В остальных видах страхования с потенциальными объёмами тоже ситуация не ахти. Единственная отрасль, где в теории могли бы «крутиться» какие-то весомые деньги – это автострахование.

Даже если отвлечься от судебной практики, автоюристов, неуклюжего госрегулирования интернет-продаж, делающих в совокупности интернет-канал сложным для клиента и неудобным для страховщика, и сконцентрироваться на чисто рыночной стороне дела, то тема всё равно выглядит не столь интересной.

Чтобы страховщику заключить договор, надо для начала вообще что-то сделать, чтобы его сайт попался на глаза потребителю. То есть, необходимо тратиться на поисковую оптимизацию и рекламу в интернете. Когда я примерно прикидывал последний раз стоимость этого мероприятия, то нижняя граница, с учётом довольно оптимистичной конверсии, проходила на уровне 70-80% от тех комиссионных расходов, что мы привыкли платить «классическим» посредникам.

В реальности с учетом гипотетической конкуренции между онлайн-страховщиками эта сумма была бы еще больше. То есть, скорее всего, клиент первого года будет для онлайн-страховщика более убыточным за счёт большей стоимости привлечения, чем в классической схеме. Интересной тема становится только на продлении договоров (во второй и последующие годы страховщику не надо тратиться на привлечение клиента), но при средней по рынку частотности страховых случаев в 60-70% и невероятной лёгкости смены страховщика убыточным клиентом выигрыш, достаточный для содержания бизнеса, может быть достигнут только на очень больших объемах.

Если вспомнить, что у нас сейчас происходит на автомобильном рынке с объемами продаж и каковы вообще перспективы потребительского сектора на ближайшие годы, то, по моему сугубо личному мнению, не претендующему на универсальность, лучшее, что можно сделать с проектами компаний онлайн-страхования – это отложить их лет на 5.

Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
54 комментария
54 комментария
  • Эпл
    10:52

    Алексей, в стоимости «этого мероприятия» учтены затраты на команду которая двигает интернет продажи, поддерживает их?

  • Против ветра
    11:57

    Реальное Он-лайн страхование начнется при государственном страховщике, частным это не дадут, задушат… пример, даже успешные интернет каналы продаж (как правило из за границы) сейчас душатся, где требованием о переводе баз в Россию, где ограничением суммы покупки и т.п.
    Ну не могут в России чиновники пропустить доходный бизнес мимо своих карманов… и чтобы кому то жилось хорошо…
    Сколько лет мы живем с корявым КБМ и еще столько же будем!!! Где, согласно вступивших законов, единая база с ФОИВ по он-лайн продажам, где Глонасс для максимального лимита по ПВУ?… так и будем жить дальше…

  • Смотрящий
    13:41

    Как по нотам, ни добавить, ни убавить. Респект

  • ДилетанД
    05:22

    — Доля электронных билетов в структуре продаж РЖД с начала 2015 года по разным оценкам составила от 28 до 31% от общего числа проданных билетов на поезда дальнего следования. Всего по оценкам РЖД электронные билеты ежедневно покупает 100 000 человек. К 2020 году РЖД рассчитывает выйти на долю в 50% электронных билетов. (http://www.asn-new...)
    На поезда Сапсан продано примерно 73% электронных билетов.

    — По данным еще от 2014 года доля электронных билетов на мероприятия, приобретенных через TicketForEvent, выросла с 4.3% в 2012 году до 12.4% в 2013 году.

    — И, наконец, последний кейс/пример — в США почти все кинотеатры продают билеты на сеансы онлайн, причем берут за это дополнительную плату. При этом на большинство сеансов никакого ажиотажа нет — можно прийти и спокойно купить билет в кассе прямо перед самым сеансом. И ДАЖЕ (!) при таких исходных данных по оценкам отраслевых экспертов до 13% билетов покупается в онлайне!!! Это дороже, это дольше, чем просто подойти к кассе и сделать покупку, но всё равно 13% зрителей делает это! Потому что это удобно и потому что люди уже привыкли к тому, что в онлайне можно купить ВСЁ.
    (http://www.asn-new...)

    Можете считать меня наивным и даже немного туповатым оптимистом, но я не вижу ни одной предпосылки для того, чтобы онлайн-продажи чего бы то ни было (включая страховые полисы) НЕ пошли. На мой взгляд, «запороть» этот изначально обреченный на успех «проект» может только отвратительнейшая реализация (глючные системы, сложность, забюрократизированность и непродуманность процессов) и косность мышления тех, кто принимает решения ("Ааа… нафиг это всё нужно, никто не будет покупать..." ;) . Вот не хочу каркать, но упустите же момент, ой как упустите, а потом будете кусать локти, что какой-нибудь Яндекс или Гугл *внезапно* контролирует половину рынка продаж добровольных страховок… :D

  • hris
    10:04

    С Алексеем как обычно сложно не согласиться… но с момента запуска онлайн страхования я все по максимуму стараюсь делать онлайн. Очень удобно.

  • Страховой гвоздь
    11:17

    Согласен с автором в части перспектив на ближайшие 3-5 лет. Их нет. И врятли будет. Любой рынок имеет свои пределы насыщения: нет смысла иметь 3-4 телефона, 2-3 автомобиля, 5 LCD TV, и 3 холодильника на человека. Столько просто не нужно. Если мы понимаем эти простые истины — не нужно лить горькие слезки и углубляться в трагедию/философию на тему «падения продаж». И не нужно убирать проекты до «лучших» времен. Их не будет. Самое время вытереть слезы/сопли, засучить рукава и заняться сервисом. Онлайн сервисом. Авиа/жд билеты — ярчайший пример. Вам это по силам. Таланта должно хватить.

  • Против ветра
    11:24

    Никто не против он-лайн продаж, НО… это как сказать, зачем получать права на вождение авто, если я умею ездить на самокате…

    Покупка билета на ЖД или в кино, это Ваши безвозвратные траты на одно посещение или одну поездку (пошли Вы в кино или поехали куда-то, или не пошли и не поехали, оплаченных денег Вы уже не увидите и на следующий сеанс или рейс, купленный билет не распространяется и ни ЖД ни кинотеатр ответственности за Вас не несут и ничего не компенсируют), а страхование он-лайн, это обязательства страховщика за, например, 10 тыс. руб. отвечать за «покупателя» в течение ГОДА, много раз, без ограничения суммы (которая может достигать и более 10 млн. руб.).
    За этими решениями стоят судьбы людей и большие деньги (правомерность выплаты которых очень сильно проверяется ЦБ и налоговыми органами), поэтому требуют данных по ТС, собственнику, водителям, их истории (КБМ и возраста и стажа, влияющие на вероятность таких выплат и соответственно тариф), и все это требует серьезной проработки системы он-лайн страхования, включая объединение данных многих баз ФОИВ.

    К сожалению, нельзя сравнивать и культуру страхования за границей (где граждане не мыслят себя без страховки) и в России, где 70% страхователей не видят криминала в обмане страховщика, а наше законодательство и силовые структуры, только недавно начало по крупицам кого-то наказывать за мошенничества, а так все прощалось и не рассматривалось… Только ВС продолжает еще поощрять мошенников, но когда-то и это закончится, когда -то и там придут профессиональные юристы, а не PR-щики.

  • Rain
    15:52

    Подозреваю, что все не так просто с ОСАГО. Не зря система РСА в июле — начале августа сбоила из-за огромного числа поступивших на обработку пакетов.
    Электронный полис, это простейший путь для пролонгации полисов в регионах, где по-прежнему есть сложности с покупкой ОСАГО.

    Напрашивается конспирологический вариант объяснения…

  • Смотрящий
    16:22

    Вот то-то и оно, что дилетант.
    Как же Вы достали бравирующие дилетанты, и в правительстве, и в ЦБ и даже тут поститесь.
    Хоть в чем то Вы специалисты, чтобы не стыдно было сказать.

  • ДилетанД
    17:01

    Ну до Смотрящего (по Питеру?) мне, бесспорно, далеко :D
    А, если серьезно, у вас есть какие-то разумные аргументы, указывающие на несостоятельность самой концепции электронного страхования?

    Вообще вся эта бесконечная дискуссия движется по одному и тому же пути:

    Электронное страхование не будет работать! У нас народ тупой!
    — Да, но проникновение интернета растет, во всех других сферах, начиная с онлайн-банкинга, и заканчивая продажей билетов в театр и на поезд развитие идет семимильными шагами…
    Это всё не то! Тут всё сложно и надо думать...!
    — Постойте, но авиабилеты часто еще сложнее, связь между разными системами, куча правил, тарифов и всё такое…
    Авиабилеты — это на один раз, а страхование — надолго!
    — И что? Банковские услуги тоже надолго, люди же пользуются онлайн-банкингом… В чем принципиальная разница для потребителя, тем более, что см. пункт 1, клиент тупой, для него главное — бумажка, он вообще ничего в ней не понимает, а считает ее налогом…
    У нас нет баз данных!
    — Постойте, ну вот база РСА, вот Госуслуги с пробивкой штрафов, вот пробивка ТС по VIN'ам. Всё есть, да, неидеальное, но есть и работает…
    Мы… мы идем другим путем! То, что немцу хорошо, русскому смерть! У нас нет культуры!
    — Тем не менее, россияне вполне в тренде развиваются с точки зрения использования смартфонов и других онлайн услуг, да и в других технологиях не отстают (посмотрите, сколько стало тех же автомобилей с АКПП… а 25 лет назад ни у кого не было :D )
    Мошенники! Они заполонят всё, если не выдавать зелененькую осагу без печати!!
    — Они и так уже заполонили (см. недавнюю статью про «2%»), а повсеместная электронная проверка вполне может УПРОСТИТЬ выявление тех, кто ездит с «левыми» полисами…
    У нас… у нас....

    Ну и далее по кругу c незначительными вариациями.
    Скажите уж просто — чуваки, нас все устраивает, как есть, нам совершенно неинтересно делать жизнь клиента проще, мы хотим, чтобы он страдал по максимуму, а сам процесс был бы максимально сложен, непонятен и непрозрачен для него. Пусть он лучше осаго от каско не отличает, чем получает возможность за 20 минут сравнить точные цены 10 разных страховщиков и сделать выбор, а то эти умные уже задолбали…

  • Алексей Володяев
    19:41

    Я таки не говорю, что покупатели не будут покупать. Я таки говорю, что в ближайшие пять лет продавцу на этом не сделать никаких дополнительных денег по сравнению с обычной дистрибуцией.

  • Алексей Володяев
    19:43

    У меня не официальные данные от компаний и спрашивал я не у всех, но у кого спрашивал — смешные объёмы продаж.

  • Rain
    21:41

    От РГС, подозреваю, не очень искренние.

  • Страховой гвоздь
    09:38

    Точное попадание. Одно нытьё и бесконечное множество обстоятельств, которые не позволяют каторжникам страхового бизнеса развивать онлайн сервисы. Профессионалы блин.

  • hris
    10:10

    А я таки говорю, что может и не очень нужно вкладываться в продвижение, заинтересованный сегмент и сам придет? ;) И тогда может и денюшка дополнительная появится, не?

  • в прошлом агент
    12:17

    Уважаемый ДилетанД, повторюсь, почему Ваши примеры с ж/д, авиабилетами и в кино здесь не сработают. Во всех этих случаях при посадке в самолет, поезд, кинотеатр, есть стойка регистрации с внутренней базой проданных билетов, и если Ваш билет не пробивается, Вас просто не пустят дальше. В случае с ОСАГО, как пробить Вашу распечаточку из интернета при проверке документов на дорогах России? И кому это нужно? инспектор ГИБДД вышел на дорогу в зной и холод дышать выхлопными газами целый день именно для того, чтобы заработать денег, и если есть возможность как-либо зацепится, он зацепится. Вы писали раньше, что можно сделать взаимосвязанные базы, работающие в любой точке страны — дак сделайте сначала! И потом будем говорить про эл. полисы.

  • ДилетанД
    15:59

    Уважаемый В прошлом агент, я тоже повторюсь — я еще тогда приводил минимум два технологически простых способа обеспечить возможность любому сотруднику ГИБДД / иной заинтересованной стороне (например, второму участнику ДТП) быстро подтвердить тот факт, что представленная бумажка с конкретным номером есть в базе выпущенных полисов РСА. Никакой особой связи между базами для этого не нужно — для данной задачи вполне достаточно даже изолированной базы РСА — и, более того, соответствующее решение для «настольных» компьютеров уже есть и исправно функционирует (по крайней мере, все полисы, которые я недавно «пробивал», выдавали абсолютно корректные данные).
    Тогда же я упоминал, что проверка «бумажного» полиса ОСАГО, выписанного на БСО, является ничем не более простой, а, как оказывается, еще и более сложной задачей, потому что у инспектора ГИБДД создается ложная иллюзия при виде «зеленой бумажки с печатью».
    И, наконец, вопрос, связанный с мотивацией и личными и профессиональными ценностями сотрудников полиции, лежит несколько в иной плоскости, нежели внедрение инноваций в страхование. Поверьте мне (хотя Вы и сами примерно это же пишете), если до вас _нужно_ докопаться, то полис на зеленом бланке Вам не поможет.

  • Алексеев В.
    10:26

    Я таки говорю, что в ближайшие пять лет продавцу на этом не сделать никаких дополнительных денег по сравнению с обычной дистрибуцией


    Добавил в свой цитатник, где-то между:
    Истинно вам говорю: 4 мая 1925 года Земля налетит… на небесную ось
    Следующее поколение будет жить при коммунизме

  • В прошлом манагер
    16:40

    Не стоит забывать о том, что страхование — это не только продажа.

    Рынок пока не готов к полноценному онлайн-взаимодействию с клиентом. Т.е. онлайн-урегулированию, онлайн-внесению изменений, онлайн-расторжению, онлайн-перезачетам денежных средств с 1 полиса на 6 других и т.п. И клиенты это прекрасно понимают, поэтому не торопятся покупать то же ОСАГО в электронном виде.

    Это нормально, т.к. в стране уже сейчас есть куча удобных онлайн-сервисов, уровень проникновения которых, печально-незначительный. Онлайн-отчетность, например. У кого из уважаемых Коллег бухгалтерия взаимодействует с налоговой электронно?!

    Причина неготовности рынка состоит в необходимости больших капитальных затрат на IT и перекройку процессов внутри компаний. Именно эти затраты и перекрывают все потенциальные выгоды на комиссиях продавцам. Нормальный директ-бизнес в отрасли возникнет тогда, когда появятся игроки готовые безальтернативно онлайн-взаимодействовать с клиентом. Ждем первого удачного стартапа такого типа и рынок начнет очень быстро меняться.

  • Игорь Коноплястый
    11:55

    В корне не согласен по ОСАГО.
    Что такое «запросы»? Запросы можно по разному считать.
    У клиента в данный момент нет возможности купить в «чужой» компании полис, есть только пролонгация, да и то далеко не у всех страховых компаний. У Ингосстраха, например, на сайте нет онлайн пролонгации (или не было, когда я последний раз смотрел), а это значительная доля рынка, по крайней мере в Москве и Питере.
    Кроме того, мы знаем, что существует огромная проблема с расчетом корректного КБМ через АИС РСА. Также, чтобы получить цену полиса требуется ввести порядка 20 параметров. В идеале нужно делать номер паспорта и номер авто, либо номер прав, если авто новое, остальные параметры должны подтягиваться из АИС.
    Также стоит сказать и про отсутствие маркетинга и «просвещения» населения на эту тему со стороны страховщиков. Ну и напоследок — запрет на страхование через посредников.
    В сухом остатке, на мой взгляд, если доработать технические проблемы, которые на данный момент существуют с АИС РСА и на сайтах страховых, а также разрешить продавать через посредников и включить каналы маркетинга, то 15-20% рынка ОСАГО уйдет в онлайн в среднесрочной перспективе.

  • andrey.bessonov
    16:56

    Предполагаю, дело в том, что для большинства граждан ОСАГО это не страховка, а бумажка для гаишника за деньги. В онлайне деньги берут, а вот бумажку-то с печатью не выдают. Более того, был media coverage, что первых ласточек, купивших полисы онлайн, ГАИшники в регионах, не читавшие новостей, потом радостно штрафовали.

    Так что я думаю, в скорости доля онлайн вырастет, нужно только чтобы сложилась практика признания этих полисов сотрудниками ГИБДД на местах. Потом еще нужно чтобы эта практика дошла до сознания массового гражданина. Ну а тогда доля онлайн ОСАГО должна стать по-лучше, на мой взгляд.

    Как водится, мы склонны переоценивать влияние инноваций на коротких горизонтах и недооценивать на длинных.

  • в прошлом агент
    14:05

    Есть еще один нюанс, про который все здесь забыли. Для ОСАГО нужен техосмотр. Его он-лайн не пройдешь. Все равно придется куда-нибудь подъехать, либо на станцию ТО, либо к страховщику. И везде предложат быстро и без геморроя сделать полис ОСАГО. И если человек не «продвинутый мазохист», то он все сделает разом, как говорится «не отходя от кассы»

  • Statistik
    11:37

    Боюсь соврать, но по-моему у 100% страховщиков налоговая отчётность подаётся в электронном виде.

    По остальным вопросам: с чего это рынок готов только к ручному труду? Всё это сделать довольно легко.

    Соглашусь только с трудностью онлайн-урегулирования, которое позволит цвести мошенничеству.

  • Statistik
    15:57

    >Чтобы страховщику заключить договор, надо для начала вообще что-то сделать, чтобы его сайт попался на глаза потребителю. То есть, необходимо тратиться на поисковую оптимизацию и рекламу в интернете.

    1. По моему субъективному мнению граждане давным давно разобрались с тем, в каких страховых компаниях они хотят страховаться
    2. По моему субъективному мнению для того, чтобы сделать продажи онлайн, не нужно не рекламировать «каско онлайн». Нужно просто на сайт прикрутить кнопку «купить онлайн»

  • Афина-Паллада
    16:45

    Интересная статья. Полностью согласна и поддерживаю Алексея- с аргументами, которые он приводит, трудно спорить.

    Уважаемый ДилетанД, судя по тому, насколько Вы самоуверенны в своей правоте, Вы досконально изучили тему он-лайн продаж, :8-) поэтому разрешите спросить, а какие продукты, по Вашему мнению, можно продавать он-лайн сейчас, если говорить об этом канале, как о системе? Конкретно? :8-)
    КАСКО и ОСАГО — далеко не единственные виды, которые формируют портфель страховщика, тем более, его рентабельность.
    И потом, страхование- это услуга пассивного спроса, в отличие от приводимых Вами в пример пассажирских билетов.

  • solitary23
    09:21

    Вы мне скажите, почему я не могу купить осаго-онлайн у себя в городе? У нас кроме росгосстраха есть согаз. Так на его сайте нет возможности покупки онлайн, хотя право воспользоваться пролонгацией по закону я имею с 1 июля…

  • Эпл
    09:43

    Пока страховщики пишут правила страхования не для страхователя, а под себя, включая туда всё больше исключений, возможностей отказа (формальных и не очень), раздувая правила до 50-100 страниц — это НЕ будет продаваться он-лайн НИКОГДА.
    Проще обратиться к знакомому агенту, который лично в нексколько фраз объяснит подводные камни полиса — в какой-то степени будет тебе помогать по событии. А при покупке полиса через интернет кто мне поможет? Кол-центр, где отвечают по бумажке? Боже упаси.
    Когда будут простые и понятные правила на 5 страницах, без всяких уловок — почему бы и нет, я бы купил полис через интернет.
    ОСАГО бы через интернет пошло, если бы страховщики не противились и ЦБ нагнул всех сделав возможным покупку полиса на сайте РСА, уж РСА не сможет мазаться перед ЦБ временными тех.сбоями и проч.
    Тут некоторые сравнивали с продажей авиабилетов. Но согласитесь условий там гораздо меньше, кидалова меньше — там нет услоовий, чтотвой вес не должен быть более 90 кг, или тебя не пустят на борт, что ты не болжен быть больным раком — иначе не посадят на самолет. Эти продукты не сравнимы по сложности и объёму доп.услвоий.
    Всем удачи!

  • hris
    16:12

    Эпл, Вы определитесь или простые и понятные или на 5-ти страничках.

  • hris
    16:19

    жаль, что нет условия про 90 кг, я бы женщин ограничила в 85, а мужчин в 105, все остальные пускай оплачивают 2 места… заколебалась уже сидеть на половинке кресла… потому что на мое кресло даже через подлокотник просачивается часть чуждой мне тушки…

  • ДилетанД
    21:55

    Условий в авиабилетах меньше? :D
    Попробуйте в онлайне купить какой-нибудь open-jaw билет (т.е. с «разывом» в середине маршрута — например, единый билет Москва — Дюссельдорф, а обратно — Франкфурт-Москва), потом расскажете, как быстро у вас это получилось.
    Попробуйте купить комбинированный полет с 3 сегментами — Москва-Берлин, Берлин-Мюнхен, Мюнхен-Торонто… а потом узнайте, что несмотря на наличие у вас визы в Канаду, Вас еще в Москве не пустят в самолет без шенгенской визы, потому что второй сегмент будет «внутришенгенским».
    Попробуйте купить билет на лоукостера Ryanair, а потом, не ознакомившись с правилами, не распечатать заранее посадочный — расстанетесь, кажись, с 40 евро за распечатку посадочного в аэропорту.
    Попробуйте купить отдельно билеты на себя, а потом на тот же самый рейс — на маленького ребенка (ну не были вы изначально уверены в том, что полетите с дитём). Расскажете потом о прохождении этого увлекательного квеста (на большинстве а/к нельзя оформить в онлайне один билет на ребенка).

    Я могу продолжать, но все устанут :) Посыл всего лишь один — количество тонкостей и возможных вариантов при покупке авиабилетов (особенно на международных перевозках) превосходит в разы количество возможных проблем при покупке зарегулированного вида страхования. Нестандартные случаи можно отрабатывать по телефону и только уж совсем сложнейшие случаи уводить в «оффлайн» (новое иностранное ВУ, не бьющееся по базам, редкое ТС с заменой агрегатов, ошибки в базах и т.д.)

    А теперь — простейший продукт — ОСАГО.
    Лимиты покрытия прописаны законодательно.
    Данные о водителе в 99% случаев будут «биться» по ГИБДДшным базам (валидность ВУ) + по базам РСА, если у водителя уже был полис ОСАГО.
    Данные о ТС можно по другим ГИБДДшным базам подтянуть по госномеру и/или VIN'у, либо, даже если пофантазировать, что ГИБДД данных о ТС не даст, по базам автопроизводителей (уж мощность двигателя вы по VIN'у получите в 9 случаев из 10).

    Я не знаю, что тут можно еще сравнивать, честно…

  • ДилетанД
    22:12

    Уважаемая Афина-Паллада,

    Я ни в чём не уверен, я лишь оперирую фактами, которые позволяют мне подкрепить определенные гипотезы. Прав я или неправ — в первую очередь, покажет время :)

    (- Папа, а правда, что полностью уверенными в чём-то бывают только идиоты?
    — Да, сынок!
    — А ты в этом уверен?
    — Абсолютно!

    (с) Народный фольклор)

    А к вопросу о том, что можно продавать в онлайне — на мой взгляд, практически любой продукт страхования. Точно можно (и уже активно продается) простое имущество ФЛ, отлично можно продавать ВЗР. Не знаю насчет ДМС, но какие-то простые полисы НС тоже, наверно, легко можно. Страхование домашних животных, НС и ответственность велосипедистов, расширенная гарантия на покупки в интернет-магазинах… Я не маркетолог, и у меня плохая фантазия, но я с трудом представляю себе ситуацию, при которой, например, агент что-то объяснить человеку сможет, а печатное слово на сайте — нет.

    Кстати, ради интереса погуглил, те же турпоездки/путевки и сопутствующие им билеты тоже некоторые склонны относить к «товарам пассивного спроса», так что тут разница тоже не совсем очевидна.

  • Эпл
    08:15

    по-моему я достаточно однозначно указал «простые и понятные на 5 страницах», я не указывал в своём комменте «или» — перечитайте еще раз.
    т.ч. всё определено

  • Эпл
    08:17

    в этом поддержу — наши авиаперевозчики (да и не только — в газели тоже впихивают доп.кресла) набивают салон креслами под завязку, и сидишь как шпротина в банке ))))

  • Эпл
    08:31

    отвечаю на ваш первый вопрос: гораздо меньше, просто в десятки раз. если не больше.
    Летаю раз 4-5 в год внути России, и 1-2 раза забугор — почти всегда билеты беру сам (иногда контора оформляет коммандировки сама) и он-лайн. Никакого гемора и подводных камней, ну разве что с багажом могут жлобить, но и тут информация обычно на видном месте и легко доступна. И да, кстати у меня двое детей, в т.ч. одному еще нет двух лет — и прекрасно летали этим летом, купив билеты на всю семью (АК Люфтганза).
    Касаемо пересадок и стыковок — ну да. вы еще в большую крайность ударьтесь и напишите — а вы попробуйте купить билеты на круосветное путешествие, спланировав и рассчитав всё… и тогда я вам поверю — да. полис через интернет это реальло легко и просто (после изучения 30-70 страниц правил у каждого из ТОП-20 страховщиков), и главное никакого кота в мешке.

    Насчет устанут — не переживайте и не переоценивайте свои силы, не такое читывали. И посыл ваш не принимаю, т.к. работаю в СК и постоянно вижу стремление страховщика ограничить свою ответственность в правилах доп.условием (особенно это режет глаз в КАСКО, где на основе практики (ага мы что-то часто платим по таким-то случаям — давайте пропишем в правилах, что мы платим и дальше, гно только если страхователь выполнит пару доп.условий)правила редактируются регулярно. Тонкостей здесь гораздо больше.

    По ОСАГО я согласен — он (полис) и должен продаваться через интернет, т.к. здесь всё зарегулировано от и до, и страховщик не может в правила внести отсебятину.

  • hris
    09:11

    а так не бывает )))))

  • Афина-Паллада
    11:12

    Уважаемый ДилетанД ;)

    Безусловно, в теории можно продавать он-лайн хоть страхование ответственности парашютистов перед третьими лицами от нежелательного приземления на голову оных ;)
    Речь- то в статье не о возможностях, как таковых, а о рентабельности данного канала продаж, как системы. И мой вопрос к Вам был задан именно в этом контексте.
    Привлечение трафика и конверсия- вот самые значимые показатели для определения эффективности он-лайн продаж. И автор пишет, что затраты на привлечение трафика ( контекстная реклама, SMM, продвижение сайта), модернизацию сайта под разные виды несоизмеримы с конверсией, то есть совершенными продажами. Она сейчас крайне низкая по сравнению с другими каналами продаж. Об это также свидетельствует недавно прошедшая информация http://www.asn-new... от РСА о количестве проданных полисов по пролонгации, которое измеряется в штуках, а не в тысячах или миллионах. Это ОСАГО, а что говорить об НС, ДМС, объемы продаж которых, в основном, ориентирован на юр.диц и со скрипом на физиков. Про страхование имущества и ответственности для физ.лиц, вообще промолчу. По ВЗР посмотрите, какую долю этот вид занимает в портфеле у страховщиков. Компания не будет содержать нерентабельный канал продаж, которым на сегодняшний день, по моему мнению, являются он-лайн продажи, если рассматривать его, как системный канал.

    Если Вы сотрудник страховой компании и так ратуете за он-лайн продажи, то и предоставьте своему руководству бизнес- план по его внедрению. А если потребитель, то Ваша точка зрения может представлять поверхностный интерес для тех, кто немного в теме.

    Мне было бы крайне интересно познакомиться с рыночной аналитикой, если таковая есть вообще, по конверсии в разбивке по видам страхования.
    А пока целиком и полностью соглашусь с автором статьи- он-лайн продажи, как система- отдаленная перспектива.

  • ДилетанД
    18:56

    Эпл, подождите, вы меня сейчас упорно пытаетесь убедить, что страховая компания при желании МОЖЕТ сделать процесс покупки страхового полиса невыносимо сложным и запутанным, составить 70-страничные правила и вообще расставить кучу ловушек на пути?
    Так я в этом как бы даже не сомневаюсь.
    Равно как и не сомневаюсь, что то же самое можно прекрасно сделать с любым другим процессом продажи, как «в онлайне», так и «в реале». В реале еще можно поставить табличку «технический перерыв» или «Обед с 11:00 до 16:00», что еще больше усложнит процесс :D
    Но зайдите ради интереса на сайт того же Амазона или, что еще лучше, проследите историю изменения интерфейса покупки за последние 10 лет. Раньше — каждый отдельный товар в корзину, выбор адреса доставки, типа доставки, типа оплаты, подтверждение карты, потом финальное подтверждение и т.д. и т.п… Сейчас? «1-click Purchase» сбоку от каждого товара. Зачем это сделали? Очевидно для того, чтобы клиенту было _проще_ купить товар, потому что, если клиенту _проще_ купить товар, то он с большей вероятностью его купит, разве не так?
    И давайте уж начистоту — вы готовы гарантировать, что каждый из штатных продавцов компании (я даже не говорю про посредников — с ними-то всё и так понятно) будет зачитывать клиенту все 70 страниц правил? Я думаю, что нет. В чём тогда разница с тем, что клиент, всё равно не читая этих правил, купит полис в онлайне?

    Я покупал, кстати, не так давно полис на квартиру у фиолетовенького страховщика в онлайне — я не помню, чтобы там были 70 страниц правил. По-моему, все основные условия (лимиты, франшиза и т.д. умещались на 1 экран), а к полису шли правила где-то на 3 страницы А4. Если только захотеть… эх… можно в космос полететь :)

  • ДилетанД
    20:33

    Уважаемая Афина-Паллада,

    Во-первых, на мой взгляд, оперировать любой статистикой продаж электронного ОСАГО сейчас — это не совсем корректный с точки зрения оценки будущих перспектив шаг. Пока электронные продажи ОСАГО находятся в настолько кастрированном виде, что их даже продажами-то назвать нельзя — только пролонгация у того же страховщика. Честно — уж на что я ратую ЗА онлайн-продажи — но и я не пойду сейчас пролонгировать что-то в онлайне, потому что мой страховщик всё делает по телефону, а мне привозят уже заполненные бумажки прямо домой, т.е. для меня (как и наверняка для большинства застрахованных) пока ничего принципиально нового онлайн-ОСАГО не привносит.

    Во-вторых, если начать философствовать, то, собственно, кроме этого философствования у нас ни у кого никакой аргументации и не будет. Мне кажется, что вы правы, что такой рыночной аналитики просто не существует. Все хотят видеть яркую статистику бурного роста продаж, причем непременно со страхового рынка и непременно российского, чтобы начать инвестировать в эти возможности, но, увы, бизнес перестал так работать, по крайней мере, с появлением интернета.

    Есть один очень интересный кейс, который наверняка подробно разбирают в бизнес-школах (не знаю, бизнес-школ не заканчивал) — американская сеть книжных магазинов Borders. Шикарные магазины, мне даже довелось побывать в паре из них в начале 2000-х. Более 400 точек по стране. Работали почти 40 лет. А в 2011 году быстро и бесповоротно, практически камнем пошли ко дну. Многие уже пост-фактум задавались вопросом «почему?» и «что было сделано не так». Вряд ли кто-то ответит однозначно, но основные гипотезы есть:
    — магазины сделали жесткую ставку на «оффлайн»-продажи, и в то время, как конкуренты развивали собственные онлайн-магазины, Borders попросту в 2001 аутсорсили продажи Амазону (!!!!), который и стал в итоге одним из их основных убийц
    — в то время, как основные конкуренты вкладывались в разработку собственных электронных «читалок» (Nook от Barnes&Noble, Kindle от Амазон и т.д.), Borders считали, что ничто и никогда не заменит бумажных книг
    — в то время, как все крупные «контентные» компании делали ставки на распространение музыки и видео через интернет, Borders до последнего нянчились с компакт-дисками и DVD.
    — наконец, когда все больше и больше продаж шло в онлайне, Borders продолжали открывать физические магазины, потому что верили в свою модель

    Да, там наверняка были и другие причины, но странно отрицать, что сеть погибла именно потому, что никто тупо НЕ ВЕРИЛ в то, что это взлетит. Наверняка где-то в 2002 сидели на Правлениях и потирали руки в ожидании того, что сейчас конкуренты пролетят со своими инвестициями в «цифру», а они останутся на коне…

    Можно ли этот опыт перенести напрямую на страхование, да еще и в России? Конечно, нет. Но вот задуматься, на мой взгляд, уже пора (точнее, пора была вчера). Крупные компании инертны и, если вдруг, допустим, в 2021 году придет осознание, что электронные полисы физикам — это уже половина рынка, то быстро войти туда уже никак не получится…

    Это, конечно, мое ИМХО :) На лавры известных консультантов, «предсказавших» в 80-х годах одной телекоммуникационной компании, что «сотовые телефоны — это баловство, которое скоро исчезнет» не претендую :D

    Ну и, в третьих, про виды страхования. Получается какая-то «Уловка-22». Я вот тут пару лет назад всерьез спрашивал про страхование ответственности велосипедистов (много в тот момент по Москве на велике рассекал, не хотел поцарапать кому-нибудь бочину от Мерседеса и влететь...) — и что же я услышал? Кто-то здесь отписался, что такие полисы есть в рамках какого-то супер-пупер индивидуального андеррайтинга, но просто купить такой полис нельзя. И откуда тогда все ждут спроса на что-то, кроме авто, если реально, кроме авто, ничего ни у кого толком и нет?

  • hris
    11:07

    это я отписалась ))) по личному опыту ;)
    потому что у меня есть такой

  • в прошлом агент
    17:21

    Вот никак не могу понять, а кто так не хочет общаться друг с другом в живую, сотрудники СК или всё-таки клиенты? И чем так заняты, что не оторваться и не пообщаться. Только не нужно баек про загруженность по работе, кроме продажи нефти-газа, экономика России ничем не прославилась. И в спортзалах что-то народу немного (это я о проведении свободного времени). Отсюда вывод — лень оторвать задницу от дивана (кресла) и любимого сериальчика. Правильно пишет hris (из личного опыта), всё больше и больше туш, не влезающих в кресло в самолете, это от того, что лень пройтись лишний раз. А скоро и говорить разучатся — от недостатка общения в живую.

  • hris
    10:09

    а откуда в спортзалах в это время года народ? все на великах роликах или бегом — в лесополосах не протолкнуться )))))

  • в прошлом агент
    11:34

    Я иногда посчитываю. В парке с утра человека 3-4 бегает, 1-2 на великах, вечером: бегает 1-2, 5-6 на великах. Примерно так. Может, в Москве, как всегда иначе?

  • hris
    14:54

    ага )))) а еще заметила, что бегуны в среднем гораздо притягательней прочих :mrgreen:
    ща темнеет рано, велик ушел на викенды.

  • Саша Королёв
    14:42

    Если не выплачивать комиссию по полисам, проданным в канале «собственных продаж», то в Е-ОСАГО экономика будет такой:
    — инвестиция в сайт / приземляющую под продажу Е-ОСАГО в районе 1,5 млн
    — поддержка ресурса внешним подрядчиком + ФОТ сотрудников, кто за ним следит внутри компании в районе 3 млн в год
    — комиссия за интернет-эквайринг в районе 2% от брутто-сборов
    — коэффициент убыточности в районе 70%
    — экономия на логистике бланков по сетке офисов + ФОТ освободившихся ресурсов (бэк-офис, продавцы) в районе 5 млн в год

    Итого: если брутто-сборы и ценности менеджеров компании позволяют «инвестировать не выплаченное КВ» в «шаги в ногу со временем», то эти инвестиции окупятся в течение 1 года после запуска.

  • В прошлом манагер
    18:17

    Логика выглядит правильной, но стоимость эквайринга слишком оптимистична. Про убыточность в 70% — вообще молчу. Окупаться проектец будет явно дольше. При условии, конечно, что сама СК выдержит такой портфель.

  • Саша Королёв
    13:14

    Все цифры реальные. Я ничего не выдумывал. Даже немного округлил в сторону увеличения )

  • PuchkovaT
    09:30

    У Альфы спрашивали?

  • Алексей Володяев
    10:10

    Нет, Татьяна, не спрашивал. Если есть чем похвалиться — делитесь прямо здесь. :-)

  • PuchkovaT
    11:08

    У нас продажи исчисляются уже 9 нулями в этом канале, а АР 8мью. У нас это чистый он-лайн без заявок. Т.е пришел на сайт, оплатил картой или любой другой платроновской опцией, получил полис на e-mail. Я отвечаю за этот канал, поэтому инфо — точняк)))))

  • Алексей Володяев
    09:19

    Продажи ОСАГО исчисляются девятью нулями? То есть, вы как-бы продали ощутимо больше 150 000 штук полисов электронного ОСАГО? РСА нам врёт, что ли, что их продали по всему рынку только 20 000 штук?
    Или вы всё-же говорите об онлайн-продажах вообще всех полисов всех видов? 1 млрд. в таком случае — это с 01.01.15 или за время существования канала? И таки в каких объёмах продаёте именно электронное ОСАГО?

  • PuchkovaT
    14:10

    У нас значительно больше 1 млрд с 1 января 2015 года, но конечно не ОСАГО. ОСАГО мы подключили 1 месяц назад, Приложение запускалось, мы не умеем запускать большие проекты одновременно, к сожалению. Наши расчёты по ОСАГО в 1 год 1 процент прогикновения не больше. Эту цифру мы судя по всему угадали, если взять все компании.

  • Bodmin
    11:18

    Не буду спорить по поводу окупаемости Е-ОСАГО, но вот, с моей точки зрения, страхование жизни онлайн сегодня было бы явно выигрышным, особенно, если проводить его через общество взаимного страхования. Там издержки явно меньше, страхователям — членам общества, было бы выгодно. Страхование жизни онлайн у нас вообще никто пока не проводит (я имею в виду то, что полис этого вида страхования онлайн не купишь).

  • Саша Королёв
    16:45

    Он-лайн сервис, как сервис обмена денег на страховой полис сегодня всё больше пользуется спросом, если:
    — полис обязательно нужно купить (ВЗР, ОСАГО)
    — купленный ранее полис необходимо пролонгировать (КАСКО, ОСАГО)
    — полис включен в покупку вместе с объектом страхования или комплементарен с ним (невылеты, гаджеты, НС)

    Тем не менее, очень часто на разных рынках потребитель выходит на новый качественный уровень только после того, как ему предлагают продукт, о котором он ранее даже не мог и мечтать.

    Пока мы не увидим финансовый результат стартапа на тему «страхование жизни он-лайн через общество взаимного страхования», мы не сделаем вывод: прорывная это идея или бредовая.

  • Bodmin
    21:13

    А финансовый результат стартапа на тему «страхование жизни он-лайн через общество взаимного страхования» мы увидим лишь после того, как кто-то первый это осуществит. Могу предположить, что серьезном подходе риски тут незначительные, а вот затратная часть в разы меньшая, чем та, о которой говорится выше. Например: 1). "— инвестиция в сайт / приземляющую под продажу Е-ОСАГО в районе 1,5 млн" против 200 000 — 250 000 руб. по моим данным (сделать сайт на базе php); 2). — поддержка ресурса внешним подрядчиком + ФОТ сотрудников, кто за ним следит внутри компании в районе 3 млн в год — против 250 000 руб/год, по моим данным, т.к. в первый год работы обороты будут незначительные, а работник сможет поддерживать ресурс через удаленный доступ, т.е. сидя дома; 3). — экономия на логистике бланков по сетке офисов + ФОТ освободившихся ресурсов (бэк-офис, продавцы) в районе 5 млн в год — по этим и другим пунктам мне нечего сказать — это можно отнести к теоретическим рассуждениям. Можно добавить сюда ФОТ директора, бухгалтера, юриста, актуария и др., но если они люди заинтересованные(учредители)- то могут в первый год работы согласиться и на более низкие зарплаты (допустим, в районе брутто 1-1,5 млн/год на всех. Расходов на рекламу можно в первый год избежать, т.к. будет работать одноранговая сеть и каждый член общества сам будет страхователем и агентом в одном лице и может привлекать новых страхователей — членов общества. По страхованию жизни в первые два-три года по общепринятым правилам страховые случаи таковыми вообще не являются. Так что жизнь-онлайн через ОВС, с моей точки зрения выглядит оч. даже интересной.

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля