Полпути обязательной автогражданки

07:00
9
Арсений Поярков
президент, к.э.н., аналитическое агентство «БизнесДром»
Недавно правительство одобрило пакет поправок к закону об ОСАГО, втрое увеличивающий лимиты выплат по рискам причинения ущерба имуществу, жизни и здоровью. Кроме того, в четырех регионах страны предполагается ввести безлимитный Европротокол – урегулирование убытков без вызова сотрудников ГИБДД на место ДТП.  

Инициатива радует, особенно в части оформления аварий без многочасового ожидания справок, которые в действительности все равно ничего не подтверждают. Нельзя не признать: мошенники уже нашли массу способов получать все необходимые справки так, что с точки зрения закона к ним не придерешься.

Кроме того, правильно и логично в ответ на дружные стоны страховщиков о необходимости увеличения базового тарифа в полтора раза ввести ценовой коридор ОСАГО. После этого очень быстро выяснится, что в существенном повышении базового тарифа нет необходимости. По моей оценке, безубыточный для рынка средний нетто-тариф для нового формата ОСАГО на 25–30% выше текущего. Это примерно равно реальной комиссионной нагрузке, которая при жестком ценовом коридоре вынужденно уменьшится, соответственно и рост цены для конечного потребителя будет небольшим.

Но все же предложенные правительством решения – половинчатые.

Во-первых, не понятно, почему жизнь человека по новым лимитам автогражданской ответственности оценивается в четыре раза дешевле, чем по лимитам страхования ответственности перевозчика (500 тыс. р. против 2 025 тыс. р.). Забота о финансовой устойчивости страховщиков в данном случае – не аргумент. Для этого существуют иные инструменты. Унификация же подходов к оценке ущерба – важный аспект становления цивилизованного рынка, тем более что в теории жизнь граждан является основным активом государства и должна быть приоритетной ценностью. Кроме того, с учетом повышенной смертности в результате ДТП достойная материальная компенсация способствовала бы и другим изменениям. Думаю, страховщики наконец не только уделили бы внимание требованиям повысить тарифы по обязательным видам, но и стали бы кровно заинтересованы в наведении порядка на дорогах.

Во-вторых, не понятно, почему оставшаяся территория России обречена продолжать мучения с Европротоколом, в то время как Москву и Санкт-Петербург с областями предлагается перевести на упрощенный порядок оформления. Вопрос остро стоит для большого числа крупных городов, задыхающихся в пробках из-за неразвитой дорожной сети.

В качестве итога можно констатировать, что закон об ОСАГО за десять лет существования уже начал приближаться к тому, чтобы качественно представлять интересы граждан. Но поддержка экспертного сообщества ему явно все еще требуется.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
9 комментариев
9 комментариев
  • экономист
    09:03

    Арсений, непонятно одно, а как введение жесткого ценового коридора приведет к снижению комиссии? Неужели Вы думаете, что все страховщики начнут продавать ОСАГО по максимальной стоимости? Произойдет как раз обратный процесс, все будут вынуждены сбросить цены до минимальной границы, чтобы удержать рынок и ни в чем не будут ограничивать посредников. Пример — см. ОПО-2012.
    PS Реальная комиссия в 25-30%! Зачем Вы столько платите?

  • Kadavr
    09:19

    Думаю, страховщики наконец не только уделили бы внимание требованиям повысить тарифы по обязательным видам, но и стали бы кровно заинтересованы в наведении порядка на дорогах.


    Это, позвольте поинтересоваться, КАК?

  • Арсений
    10:40

    Экономист, хороший вопрос.
    То, что цена по законам конкуренции будет стремиться к минимальной отметке, совершенно верно. Также верно, что в ОПО -2012 комиссии превышали все разумные пределы. Но есть существенное различие между ОПО и ОСАГО: в ОСАГО примерно известна реальная убыточность, так что у страховщиков есть возможность примерно посчитать тарифы для достижения точки безубыточности. Таким образом, при известном минимальном нетто- тарифе и известной максимальной ценой, по которой можно не потерять объемы продаж, единственной величиной, которая может изменяться, остается комиссия. И изменяться ей придется в меньшую сторону.

    Kadavr, самый простой вариант – вспомнить о фонде превентивных мероприятий. Следующий шаг — механизмы лоббирования разумных решений и привлечение к ответственности безответственных лиц.

  • экономист
    11:50

    Арсений, к сожалению, реальную убыточность в ОСАГО мы очень плохо знаем. Пример, одна о-очень крупная российская компания, существующая с 1947 г. (называть не будем, все и так догадаются) платила в 2012 г. КВ по ОСАГО 30%, всем, видимо зная об убыточности. В сентябре 2012 г. начались уменьшения комиссии по отечественным авто, введение градаций для агентов и т.д. Т.е. убыточность оказалась для компании сюрпризом! И это для компании, где убыточность теоретически должны уметь считать. А что с остальными? Лично я думаю, что хуже.

  • йонас
    15:08

    Политика компании зависит от руководства и соответственно поведение на рынке…

  • Андрей Знаменский
    15:21

    Ответ очевиден — с помощью безлимитного Европротокола!
    Водитель, хоть раз попытавшйися правильно заполнить эту форму на месте ДТП, а потом по ней получить страховую выплату, будет в будущем в десять раз осторожнее ездить по дорогам! :)

  • Kutёk
    16:11

    Согласен, сам пытался 2 раза заполнять европротокол. Зимой на капоте это фактически не реально.

  • Юрий М
    16:39

    А где бланки европротоколов берут? У евроментов?

  • драконья ферма
    16:50

    да, мне б тоже пачку в крутую тачку.

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля