Новые приказы Минфина: «черный ящик» для надзора

08:20
9
Павел Самиев
Генеральный директор аналитического агентства, «БизнесДром»
Некоторые участники рынка почему-то называют новые приказы Минфина о размещении резервов и собственных средств «ужесточением требований». Да и от представителей Минфина я слышал примерно такую же характеристику. На самом же деле даже с учетом небольших корректировок в сторону более строгих лимитов по отдельным активам как минимум два изменения сильно облегчают жизнь компаниям, которым есть что скрывать.

И в целом иначе как существенным смягчением (а не ужесточением) требований я бы данные новации не назвал. Все это, конечно, не будет способствовать росту надежности и прозрачности рынка – налицо некоторый регресс в регулировании.

Даже система запросов на неотчетные даты вряд ли перекроет эффект некоторых изменений. В одной из своих предыдущих заметок я уже поднимал вопрос об увеличении до 50% от величины резервов доли активов, которые можно отдавать в доверительное управление. Эта новация фактически дает возможность дешевле, чем раньше, а главное, уже и абсолютно легитимно (и на любую дату!) показывать регулятору размещение только половины резервов. Теперь можно даже не беспокоиться относительно РЕПО, а просто все время показывать долю в ДУ – при том, что там могут быть любые ценные бумаги и активы.

Более того, в итоге не была принята и идея о необходимости установления требований к депозитариям и перекрестных проверок наличия реальных ценных бумаг. Хотя, например, для Центробанка такое регулирование проблемой не является: есть конкретные требования к депозитариям, есть механизм выявления фальсификации портфеля ценных бумаг, и он работает.

Обратимся еще к одной радикальной новинке – до 35% увеличилась разрешенная доля иностранных инвестиций в собственных средствах. Для чего это сделано? Для большей диверсификации и доходности инвестиций за счет иностранных вложений? Очень странная идея, особенно сейчас. Уверен, что это также не улучшит финансовую устойчивость компаний. Ведь появится возможность делать большие вложения в собственные проекты за рубежом, аффилированные компании, находящиеся в других юрисдикциях, в том числе в офшорных странах, где маленький уровень контроля и где наш регулятор вообще не сможет проверить уровень риска.

Желание обеспечить страховщиков возможностями больше зарабатывать, развивать рыночные фондовые инструменты – неубедительное объяснение таких новаций (и в отношении ДУ, и в отношении иностранных активов). Скорее за этим стоит желание отдельных компаний проще проводить не очень прозрачные операции для собственных нужд.

Очень грустно и обидно по двум причинам. Во-первых, получается, что некоторые (видимо, крупные) компании прилагают большие усилия для настройки регулирования под свои интересы, причем в некотором противоречии с провозглашенным обеспечением финансовой устойчивости. Во-вторых, Минфин фактически сделал шаг назад в части регулирования качества и прозрачности активов – а ведь это одна из ключевых проблем рынка.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
9 комментариев
9 комментариев
  • Darya
    13:46

    Что-то странное здесь написано про Д.У. Ведь все активы, находящиеся в Д.У. в отчетности показываются развернуто, и в соответствии с рассматриваемым документом также должны отвечать всем установленным требованиям, в том числе и по структуре и качеству активов. Почему здесь написано, что это могут быть любые ЦБ, в том числе на отчетную дату ??? Не понятно…

  • Елена_1971
    14:42

    Увеличение доли резервов, передаваемых в доверительное управление, и доли собственных средств, размещаемых в зарубежные активы, на прозрачность размещения никак не влияет. В отчетных формах показываются те же акции, депозиты, векселя и т.п., просто в коде актива один из разрядов указывает, что это зарубежный инструмент или есть ссылка, что актив находится в доверительном управлении.
    А вот увеличение до 60% доли заемных средств в собственных как раз на руку компаниям, чей уставный капитал наполнен сомнительными активами, и которые путем привлечения денег отчитаются о добросовестном размещении.

  • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
    15:08

    Елена, тут тоже не все так просто.

    Раньше такого требования к заемным средствам в части кредитов вообще не было. А то что было в части займов было сформулировано крайне некорректно…

    мне гораздо больше нравятся формулировки исключений из этого требования.

  • Павел Самиев
    15:48

    в том-то и дело, что это не так. структура ценных бумаг и иных активов, которые находятся в ДУ не обязаны соответствовать структурным требованиям по размещению, которым должны соответствовать активы, не переданные в ДУ.
    в этом-то и заключается проблема

  • Darya
    16:28

    Из чего можно сделать данный вывод?
    1). На счет качества активов — в соответствии с посл. абзацем п. 8 Правил, «При передаче в доверительное управление средств страховых резервов, предназначенных для инвестирования в ценные бумаги, должны выполняться условия, предусмотренные пунктом 7 настоящего Порядка». Т.е. требования к активам, находящимся в управления и активам, в которые страховщик разместил средства самостоятельно – одинаковые.
    2). На счет структуры активов – из анализа положений как данного документа, так и действующего пока Приказа № 100н следует, что требование о доле активов, переданных в Д.У. является дополнительным требованием, а не единственным. Т.е. это не означает, что можно будет приобрести акции на сумму, составляющую 49 % страховых резервов только из-за того, что они приобретены в рамках Д.У., при общем требовании размещения в акции не более 20 % величины резервов.
    Это вытекает также из форм отчетности:
    Допустим, в форме 7 показываются:
    На отчетную дату: вложения в акции — …., из них в Д.У. — ….
    Иной подход противоречит всему, в т.ч. логике.

  • fiotris
    08:27

    Полностью согласен! Помоему Павлу надо проконсультироваться с бухгалтерами СК, надзорниками или минфином, а потом так заявлять :)

  • Инквизитор
    10:06

    Увеличение заемных средств с 15% до 60 не такое простое как кажется. Там ведь раньше только заемные средства оганичивались. А теперь туда и кредиты попадают. Заметно расширилось это структурное соотношение, по-моему. Не зря же ведь переходное положение написали, ведь многие брали кредиты для поглощений в связи с нормой по увеличению уставных капиталов до 120 млн.

  • fiotris
    15:56

    Вносить в уставник заемные средства (кредиты)- да вы что???!!! Прямой запрет в ЗАКОНЕ. Лицензия «с плечь!»

  • Инквизитор
    16:01

    Так то оно так, только как вы это проверите, когда уставный капитал уже оплачен давным давно и просто покупаются акции (доли) акционеров. Это уже не внесение средств в счет оплаты уставняка.

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля