Прозрачность страхового рынка: не с того начали

08:13
33
Павел Самиев
Генеральный директор аналитического агентства, «БизнесДром»
ФСФР опубликовала регламент контроля платежеспособности и финустойчивости страховщиков. Из него следует, что информация о решениях, принятых по итогам проверок страховых компаний, станет публичной.

Видимо, этот шаг надзора призван повысить транспарентность страхового рынка. Однако, на мой взгляд, страхнадзор начал не с того конца.

Среди всех финрынков наиболее прозрачен сейчас банковский. По информации, размещенной на сайте банка, можно составить достаточно полное представление о степени его надежности. Как это достигнуто?

Банки обязаны публиковать:
  • отчетность по МСФО и по РСБУ;
  • информацию об исполнении пруденциальных нормативов;
  • информацию о своих конечных бенефициарах.
Ничего из этого страховщики публиковать до сих пор не должны. Хотя публикация такой информации была бы естественным требованием, которое могло бы реально повысить прозрачность рынка.

А вот информация о результатах проверок банка, а также о группе риска, к которой банк отнесен Центробанком, является закрытой. Причем запрещает ее разглашение сам регулятор.

Логика такого запрета проста. Регулятор по отношению к поднадзорному субъекту может работать в двух режимах: санкция применена или нет. Первый режим означает, что компании работать запрещено, второй – что разрешено. Публикация информации о том, что компания близка к применению санкций, – это третий режим, который лишает первые два всякого смысла. Ведь если регулятор официально объявил о том, что к компании вот-вот будут применены санкции, то тем самым он фактически лишил компанию возможности работать и шанса исправить положение.

При этом если регулятор заявляет о том, что хочет применить санкции, то непонятно, почему он их до сих пор не применил?

Считаю, что информация о результатах проверок должна быть доступна только самому регулятору и страховщику, а рынку ее объявлять излишне.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
33 комментария
33 комментария
  • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
    09:35

    Павел, полностью согласен.

    Даже несмотря на то, что банки обязаны публиковать далеко не всю информацию (те же нормативы концентрации рисков) уровень «транспарентности» данного рынка неизмеримо выше чем у страховщиков.

  • reliz
    10:00

    Категорически согласен.

    А про «не с того начали» — так это от целей зависит.
    И думается мне, что цели эти далеки от повышения траснпарентности рынка.

  • йонас
    10:29

    Иногда складывается ощущение, что гос. чиновники пытаются обвалить страховой рынок. И возникает вопрос: " Что это, политика государства на сокращение численности страховых компаний для простоты администрирования или заказ определенной страховой компании, а возможно еще что-то?"

  • Feirii
    10:49

    Не согласен.

    Страховой рынок с точки зрения надзорной деятельности очень слабо развит, и для того, чтобы эту ситуацию улучшить нужно разработать практику применения штрафных санкций. И попытаться заранее избавиться от коррупции на уровне проверок.

    То что информация о решениях, принятых по итогам проверок страховых компаний, не является публичной в банковском секторе не является показателем «эталонности».

    Это все лишь-то говорит о том, что не все хотят чтобы решения ЦБ обсуждались:
    — А почему они в одном случае оштрафовали, а в другом нет?
    — А может кто-то кому-то дал взятку? (как будто у нас в банковской сфере нет коррупции)

  • reliz
    10:51

    «И попытаться заранее избавиться от коррупции на уровне проверок.»

    На остальных уровнях, стало быть, пусть будет :)

  • Сергей Гущин
    12:57

    Павел, в этот раз позволю с Вами не во всем согласиться.
    1. ФСФР планирует публиковать информацию о принятых решениях, а не о намерении их принять.
    2. Конечно, существует реальная угроза, что эта информация будет использоваться в нечистоплотной конкурентной борьбе. Но это и сейчас происходит, когда информация о ком-нибудь вбрасывается на рынок из «информированных источников». Так лучше открыто и про всех, особенно, если также будут публиковаться план проведения проверок и основания для проведения внеплановых проверок. Так будет надежда, что когда-нибудь мы будем все «равны» перед надзором.
    3. На проверки ходит большое число сотрудников, в том числе и из региональных отделений. Публикация позволит добиваться, чтобы у всех были одинаковые подходы к идентичным нарушениям. Кстати, эту проблему понимают и в ЦБ. Поэтому, там ввели в последнее время практику, когда региональные управления проводят проверку банка под непосредственным контролем центрального офиса, вплоть до сканирования и отправки всех документов.
    А с Вашим тезисом, что ФСФР необходимо обязать страховые компании как можно больше информации о себе и своей деятельности размещать на своих сайтах, полностью согласен. Но там считают, что для этого необходимы нормативные акты, а это прерогатива Минфина.

  • Алексеев В.
    13:16

    Сейчас из данных, агрегируемых и раскрываемых страх. надзором, дифференцированных по страховщикам, и как-то характеризующих их деятельность, можно увидеть лишь премии, выплаты, да кол-во договоров. К примеру, такой важный индикатор, как объем страховых обязательств (страх. суммы по заключ. договорам) — не раскрывается, как и многие другие показатели…

    Страх. надзор, помимо инфы об исполнении пруденциальных нормативов, для вящей прозрачности страх. рынка, должен также раскрывать основные финансовые показатели страховщиков и перестраховщиков: активы, страховые резервы, собственный капитал, уставный капитал, нераспределенный доход (непокрытый убыток) отчетного периода. А также, к примеру, расходы по осуществлению страховых выплат.

    Мог бы также давать агрегированную аналитику к примеру, о дифференцированных уровнях комиссионных, РВД и т.д.

    Сейчас, если это и делается кусочно и спорадически, то не страх. надзором, и не проф. объединениями (хотя ВСС кое-что пытался делать), а коммерческими организациями. Последним, кстатит, может быть невыгодно наведение прозрачности на страх. рынке руками государства )))))

  • Павел Самиев
    14:25

    Хотел бы еще раз уточнить. я двумя руками за то, чтобы публиковать:
    1) основные формы отчетности (1,2,6,7 формы как минимум), конечных бенефициаров и МСФО после его обязательного введения
    2) возможно еще какие-то формы отчетности или показатели (РВД, к примеру, — почему нет?)
    3) примененные к компании санкции, касающиеся лицензии (ограничение, отзыв, приостановление)
    я против публикации:
    1) полностью результатов проверок, полных текстов, касающихся предписаний и тд
    2) результатов отнесений компаний к группам риска
    — это должно быть исключительно для внутреннего пользования регулятора, не зачем наводить на клиентов и рынок панику, если по компании не принято конкретных мер по лицензии. функция прогнозирования финансового состояния компании — это одна из задач регулятора, конечно же. функция оповещения рынка о таком прогнозировании — НИКОГДА не может быть задачей регулятора. это самый сильный конфликт интересов, который может быть. регулятор предсказывает сосбственные действия. вот так нельзя.
    А в том, что можно публиковать план проведения проверок и основания (типичные) — это я согласен, конечно с Сергеем Гущиным, тут поддерживаю. но это несколько другая идея.

  • Доброхотов
    14:35

    Алексеев В., у клиентов крышу снесет, когда они увидят страховые суммы и сравнят их с полученными премиями. давайте еще деревья рисовать — какие тридцать три перестраховщика в этом участвуют, и тут е всю инфу об этих Re подвешивать. пусть надзирает надзор, профессионалы, а не клиенты, которые сразу же включат сирену

  • Заинтересованный взгляд
    15:24

    А что вам покажет совокупный размер ответственности без структуры по объектам (грузовые-легковые, частное имущество-корпоратив, регион-столицв), лимитов, франшиз и рисков?
    Зачем вам это?
    Клиенту это точно не нужно.
    Ему нужна платежеспособность, ликвидность и неразорение в горизонте 12 мес. Всё.

  • Алексеев В.
    15:36

    Доброхотову

    Замшелая, совковая какая-то у Вас догма — «тсс, пусть знает только тот, кому надо знать». ВСС собирал данные о страх. суммах, и не один год, и публиковал их открыто. Не гостайна, и «крыши» не летали, и народ на улицу не выходил. Вы о тарифном мониторинге слышали, надеюсь?

  • Алексеев В.
    15:48

    1. Согласен, что лучше увидеть совокупный размер ответственности со структурой «по объектам (грузовые-легковые, частное имущество-корпоратив, регион-столицв), лимитов, франшиз и рисков», и не только.
    2. Кто Вам сказал, что рынок — это только клиенты? Не только об этих субъектах идет речь.
    3. «Ему нужна платежеспособность, ликвидность и неразорение в горизонте 12 мес.» Рядовому клиенту это точно не нужно. А вот его консультантам — нужно. И не только это. Кстати, почему Ваш горизонт ограничивается 12 мес.? Вы предсказаниям майя верите?))))

  • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
    16:06

    Алексеев В.

    Потому что стандартные модели вероятности дефолта рассчитаны именно на этот период, который к слову соответствует стандартному сроку действия договора страхования имущества.

    Насчет информации о совокупном лимите ответственности… Как его считать при наличии франшизы? Как его соотносить со страховой стоимостью или MPL? Тут же нужно приводить сведения об объемах, переданных в перестрахование, а там вообще каша… Это только навскидку вопросы.

  • Василий А.
    19:05

    to Scarh Neamhai (А.А. Суворов)

    Это хорошо, что Ваша мысль бежит дальше страховых сумм… Но двигаться логичнее от простогот — к сложному. Для начала хорошо было бы увидеть такие более простые, но важные показатели, как совокупные страховые суммы по заключенным и действующим договорам страхования. Например, по наземному транспорту — это если в разрезе от страх. надзора, который пока смешивает, к примеру, автомобили и тепловозы. Поэтому лучше бы — только по автомобильному транспорту, и углубляться можно дальше — было бы желание. Тогда было бы яснее, например, какая доля автотранспорта охвачена страхованием и т.д. и т.п.

    Насчет «стандартных моделей вероятности дефолта», которые почему — то заточены на год, и пример страхования имущ-ва… Бог Вам судья :D

  • Заинтересованный взгляд
    22:40

    Василий,

    вопрос не в том, чтобы не собирать эту (достаточно ненужную всё же) информацию, а в том, что ее публикация по компаниям ничего не даст.
    Ну, к примеру, будете вы знать, что застраховано на сто-тыщ-пятсот миллиардов имущества. И что?
    Какие сроки у этих договоров (многолетний строймонтаж или товары на складе)?
    От каких рисков застраховано?
    По какой стоимости брали на страхование?
    А застраховали на всю сумму или в пропорции?
    По грузам вообще получится — суммарный грузопоток за период, который ничего к рисковости и к вероятности банкротства СК вам не скажет.
    Давайте не будем собирать то, что не нужно. Вариант «а интересно посмотреть, вдруг пригодится» не подходит.

    И на счёт 12 месяцев вы, видимо, просто не в курсе.
    Данные показатели связаны с необходимым резервированием капитала под риски и считаются постоянно, они сдвигаются по периодам, но горизонт у них — ближайшие 12 месяцев.

  • YTGJH
    00:21

    МЫ все даже знаем эту компанию.

  • YTGJH
    00:27

    Вот это — в самую точку! — неразорение в горизонте, хотя бы, на худой конец, 11 месяцев 29 дней…

  • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
    09:36

    Василий А.

    1. Не менее хорошо что Ваша мысль добежала от категории наземного транспорта до автомобильного. Жаль что она остановилась не добежав как-минимум до грузового, пассажирского и «легкового» автомобильного транспорта (не говоря уже о конкретных моделях)…

    2. Долю автотранспорта, «охваченную» страхованием лучше всего считать на основе информации о количестве застрахованных объектов (величина страховой суммы даст слишком болшую погрешность)

    3. Насчет «бог судья» может поясните.

  • noire
    10:37

    «12 месяцев» — это такая народная ЕС-овская сказка, которая называется Солвенси 2, это не вполне прозрачное требование (особенно для длиннохвостных страховщиков), и легко позволяющее подгонять уровень капитала под нужные цифры при использовании внутренних моделей. Многие регуляторы не согласны с такой позицией — например, британский FSA заставляет то же самое пересчитать на 'to ultimate' базисе, что дает куда более высокие (и правильные, на мой взгляд) требования к платежеспособности.
    Так что говорить о том, что это такое уж правильное требование, не стоит.

  • Василий А.
    13:39

    По п.1 — Вы раскрыли мне глаза)))
    По п.2 — Размер моих глаз превысил размер, отведенный богом)))
    По п.3. — noire пояснила ниже, мерси ей боку

  • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
    13:49

    noire, Василий А.

    мы об одном и том же говорим?

    я говорил про PD учитываемую при расчете ожидаемых потерь от кредитования субъектов банками (мне кажется этот процесс иметт много общего с выбором страховщика для стандартного договора страхования имущества), а не про требования к капиталу (Solvency N). Давайте еще рыночный VAR.

    Год это более менее СТАНДАРТНЫЙ промежуток времени, свободный от сезонных колебаний. Если подойти к вопросу грамотно, то там же можно учесть и общую цикличность экономического развития. НО считают «вероятность дефолта контрагента» в большинстве случаев на годовом базисе.

  • noire
    15:05

    Вероятности дефолта контрагента действительно калибруются на 1-летнем промежутке, но касательно конкретного инструмента с этим контрагентом (например, страхового договора или там облигации), моделируется вся длительность этого инструмента, например, с помощью полной матрицы переходов. Для договоров, которые имеют срок ровно 1 год (то есть, если страховое событие произошло в последний день этих 12 месяцев, то компания честно моментально выплатила последние деньги и тут же объявила банкротство), можно сравнивать эти два подхода.

    Это, кстати, интересный вопрос. После полного введения Solvency II, в теории, рейтинги уровня BB и ниже в странах Евросоюза страховщики не должны получать. Иначе либо надзор ошибается, либо рейтинговое агентство.

  • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
    22:59

    noire, ну Вы же понимаете, что PD страховщика для конкретного частного страхователя в известной части абстракция. Он же не портфель полисов собирает. Нет есть конечно случаи, когда страхователь рассчитывает VAR потерь с учетом страховки (принимая во внимание уровень риска на страховщика), но и в этом случаев (что-то мне подсказывает) на небольшое отклонение потенциального срока исполнения обязательств от горизонта калибровки PD внимание особо не обращают.

    По поводу рейтинга есть и третий вариант — мастер-шкала рейтингового агентства предусматривает другоую PD для рейтинга BB. :)

  • noire
    00:12

    BB и его эквивалент вроде по всем шкалам соответствует годовой вероятности дефолта более 0.5% (даже более 1%). Сейчас, например, куча страховщиков из Восточной Европы и стран Балтии имеют ВВ и хуже, при этом вполне себе выполняют требования S2 по последней версии. Как?

    Спрошу у кого-то из знакомых рисковиков из рейтинговых агентств, по-настоящему интересно стало.

  • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
    10:13

    noire,

    насколько я понимаю основной причиной может являться то, что большинство рейтинговых агентств ограничивают предельный уровень рейтинга хозяйствующего субъекта с учетом рейтинга страны. В Solvency такой привязки, вроде, нет.

  • Заинтересованный взгляд
    19:20

    Подождите.
    Получается, что Solvency 2 говорит о вероятности дефолта не более 0,5%, а рейтинговое агентство тут же «рисует фигвам» и говорит, что не даст рейтинг больше рейтинга страны?
    А как тогда это может вообще сочетаться?
    Например, для Венгерской или Румынской, а еще сложнее — греческой компании?
    В моём понимании это — явное противоречие, т.к. говорим об одном и том же. Кто-то из них ошибается. Или финансовый надзор и методика Solvency 2, или рейтинговое агентство.

  • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
    21:06

    Заинтересованный взгляд,

    а это все Альберт с с его ОТО. :)

    Есть мнение, что любой рейтинг не исключает возможности дефолта.

    Однако есть и мнение, что в отдельных случаях дефолт объекта имеющий вероятность отличную от нуля может не учитываться конкретным субъектом анализа, для которого условная вероятность прекращения собственной деятельности в случае дефолта объекта анализа равна 100%.

    Ну это все лирика. На самом деле ИМХО Solvency учитывает все же не все риски (в том числе те же специфические составляющие операционного риска), а рейтинговые агентства консервативно учитывают страновые риски.

  • Заинтересованный взгляд
    14:48

    Эко вы загнули.

    Подозреваю, что всё не так на самом деле.
    Solvency 2 учитывает все риски ОДИНАКОВО для всех стран ЕС. Поэтому и результат должен быть одинаковый и полностью сравнимый/сопоставимый. Иначе всё это теряет смысл. Думаю, всё же рейтинговым агентствам придётся теперь корректировать свои методики, т.к. совсем не очевидно, что при дефолте страны (той же Греции) локальная компания, например, AXA станет полностью неплатежеспособной и не сможет выполнять обязательства, имея перестрахование, да и просто внешнюю поддержку акционера.

    Ну, и чтоб не остаться в долгу и ради пятницы приведу цитату:
    «Слабый пол сильнее сильного пола в силу слабости сильного пола к слабому.».

  • noire
    16:11

    Солвенси в стандартном варианте не учитывает суверенные риски стран ЕЕА. Т.е. греческая компания, имеющая 100% активов в греческих гособлигациях, не имеет риска со стороны активов. Что превращает весь Солвенси-эксперимент в занятную игру, но ценность полученного результата крайне сомнительна.

  • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
    16:42

    Видели ниже комментарии noire…

    а Вы о сопоставимости… Куда там упомянутому Эко с его маятником…

  • noire
    18:25

    Так я известный Солвенси-2 хейтер. Вопрос, который ЗВ поднимает, вполне резонный.

  • Заинтересованный взгляд
    22:04

    Павел,

    вы как представитель рейтингового агентства что думаете по обсуждаемой тут проблеме?
    Очень бы хотелось не только наши рассуждения и домыслы читать, а и мнение уважаемого профильного специалиста.

  • Заинтересованный взгляд
    12:46

    Павел,

    вы как представитель рейтингового агентства, что думаете по обсуждаемой тут проблеме различия между рейтинговыми оценками по шкале агентствами и требованиями Солвенси 2?
    Очень бы хотелось не только наши рассуждения и домыслы читать, а и мнение уважаемого профильного специалиста.

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля