В борьбе со страховым мошенничеством нужна помощь государства

09:15
21
Сергей Лялин
Зам. гендиректора по экономической безопасности, Генезис

Несколько лет назад я, как представитель компании, имеющей достаточный опыт деятельности в сфере ОСАГО, выступил с первым докладом о месте, роли и влиянии криминала на эффективность этого вида страхования. Целью выступления было профессиональное желание выявить будущие проблемы экономической безопасности рынка и его субъектов на основе анализа имеющихся криминогенных факторов, сопутствующих реализации закона «Об ОСАГО». На тот момент реакция лидеров рынка была скептической.

Сегодня ни одна, даже крупная, компания не отрицает, что криминальные выплаты регулярно опустошают ее страховые резервы на 15 и более процентов. Получается, что даже ведущие страховщики исправно платят «золотую десятину», не считая это, однако, проблемой бизнеса, а главным способом защиты от надвигающегося на них разорения видят увеличение тарифов.

Основные способы мошенничества в ОСАГО следующие:

- фальсификация страхового случая (как правило, в сговоре с сотрудниками ГИБДД, от которых зависит его официальное фиксирование). Коррумпированные сотрудники ГИБДД оформляют документы на месте ложного ДТП, или документы просто фальсифицируются. К этой же категории мошенничеств может быть отнесен и ложный ущерб здоровью.

- фальсификация размера ущерба. Для этого в документах, подтверждающих размер ущерба, полученного в ДТП, делаются приписки повреждений кузовных элементов. Обычно это происходит в сговоре или с сотрудником подразделения по урегулированию убытков страховой компании, или с так называемым «независимым оценщиком».

В первых двух случаях может применяться тактика временной замены кузовных элементов, когда вместо целых навешиваются детали, поврежденные ранее при иных событиях. После фиксирования повреждений экспертом эти детали перевешиваются обратно. В одном из городов Волжского региона СЭБ выявила отдельный ангар – хранилище комплектов поврежденных деталей для совершения серийных мошенничеств.

В индустрии страхового мошенничества появились и «новаторы»:
- наемные «аварийные комиссары», готовые за плату выступить свидетелем аварии, которой не было, или не имеющих отношения к аварии обстоятельств, составить «альтернативные» доказательства – схему, фотографии ДТП, выступить свидетелем в суде и оказать «сопутствующие» для выбивания со страховщика выплаты услуги.

- наемные адвокаты, готовые «порвать» любого страховщика – как правило, бывшие сотрудники страховых компаний, наработавшие правоприменительную практику, знающие уязвимые правовые, организационные, психологические места в обороне страховщиков. Как правило, они трудятся в сговоре с мировыми судьями, ускоряя процесс выбивания выплат через судебные решения.

- в последнее время стали поступать сведения о внедрении в страховые компании и фирмы-посредники агентов влияния, инсайдеров и активных помощников криминальных структур в целях «облегчения» и «ускорения» получения прибыли за счет страховой компании.

Разоблачения последних месяцев свидетельствуют о стремительном объединении вышеназванных категорий «специалистов» с представителями криминала. По моему глубокому убеждению, ОСАГО на сегодня является кузницей будущих воротил промысла в сфере страхового мошенничества, так как уже на системной основе вовлекает самые широкие слои общества в достаточно легкий и безопасный криминальный бизнес.

В развитых странах криминал в страховании жестко контролируется и регулируется на государственном уровне, исходя из простых установок:

- страховщики, обладающие соответствующими лицензиями на ведение дела, несут социальную ответственность перед государством, бизнесом и гражданами в части стабильности экономического развития;

– средства страховщика не принадлежат только ему одному, так как вложены страхователями, поэтому должны защищаться от криминальных рисков, как им самим, так и всем страховым сообществом.

Преступность в ОСАГО в масштабах национального страхования аналогична преступности уличной, которую криминологическая наука считает основой основ преступности вообще.

Поэтому необходимы отраслевые стандарты безопасности бизнеса, контролем и регулированием которых должно заниматься государство. Практика развития страхового дела не свидетельствует о предметной заинтересованности в них ни собственников бизнеса, ни менеджмента.

Отсутствие госрегулирования в данном вопросе будет только усугублять конфликт между страховщиками и остальным сообществом.

Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
21 комментарий
21 комментарий
  • 123456789
    10:03

    Сергей Владимирович!

    Для начала давайте наконец сделаем единую базу по выплатам ОСАГО.

  • Marsel
    10:59

    есть УК и УПК в котором ясно все прописано и есть реальная ответственность

    помощь государства нужна только в одном, законодательно разрешить создать общую базу выплат и тчк.
    а самим страховщикам создать объединение либо на основе имеющихся (тк РСА) создать базу, и это объединение должно обязать всех страховщиков исправно эту базу заполнять. Но я говорю не только о базе по ОСАГО, а многоуровневой системе контроля, которая будет включать все виды выплат по имуществу юр. и физ. лиц

    и последние самим страховщикам надо почистить свои ряды от явно мошеннических СК

  • Favor
    11:49

    Само-собой данной борьбе конца не будет, вопрос в том, насколько такой вид преступной деятельности будет безопасен, от чего будут корректироваться и его масштабы.
    Тут если не всё, то очень многое зависит от профилактики, а давать деньги на профилактику в нашей стране не принято.
    Пока пара самолетов не рухнула, то и думать нечего (извините за пример не из темы, — навеяно недавними событиями).
    Можно и GPS технолгию развивать, помниться, что скоро ИДПС будут ставить в справке о ДТП координаты этого происшествия, следовательно до секунд будет известно время произведенного замера, которое потом можно сопоставить с камерами наблюдения на основных местах ДТП (исходя из статистики), но на них тоже нужны деньги и это лишь отгонит мошенников в переулки и т.д., зато отсеит ряд граждан, проверка которых будет явно лишней.
    И мне кажется, что при определенном желании можно найти способ технической реализации, подобия опечатывания машины. Вроде установки маркеров на внутренних частях основных деталей (они могли бы быть видимыми только в инфракрасном свете или что-нибудь подобное), что могло бы исключить установку временных деталей для имитации ДТП, так же предоставить информацию страховщику при переходе к нему клиента из другой СК.
    При едином стандарте таких маркеров можно было бы сделать их трех видов, например, «заводская деталь», «повреждена при ДТП», «установлена взамен поврежденной в ДТП».
    Да и датчики удара никто не отменял, если бы компании ставили подобные устройства на подобии черных ящиков (мотивируя клиента скидкой, или просто ставя это условием при страховании). Не знаю насколько это дорого, но от устройства было бы достаточно запомнить факт удара и его время, в идеале отметить координаты ДТП и отправить их в СК.
    Причем наибольшие дивидены от таких нововведений получит первая компания на них решившаяся, т.к. мошенники, идя путем наименьшего сопротивления, будут попросту обходить такие авто, до тех пор, пока их не станет большинство и не придется придумывать пути обхода данных преветивных мер.

  • Дмитрий Щербаков
    12:29

    Favor
    +1
    По железу обстоятельно изложено.
    Эх, вопрос только в том когда кто-то из страховщиков реализует хоть одну из изложенных мер противодействия…

  • uristirossyi
    12:35

    Сергей Ляпин, глаза вы нам не открыли — это давно все знают, НО СПАСИБО, что об этом заговорили!!!
    Проблема очень серьезная, и первым в этом списке стоит «ГИБДД» — только с их помощью отрабатываются последующие варианты коррупционного мошеничества! Без их «писульки» — дело дальше не пойдет. Эта структура сейчас работает тесно с Аваркомами и оценщиками, имеющими как правило одного «хозяина»! Вот Вам и Россия без Криминальной Структуры!

  • uristirossyi
    13:00

    Favor — молодец, все красиво описал 5+!
    А теперь Реально:
    1. Про видеокамеры: вы в курсе, что при ДТП с участием «заинтересованных лиц» как правило видеозаписи внезапно исчезают по техническим причинам?
    2. Про датчики: можно переставить на битое ТС и бить его хоть каждый день.
    3. Про GPS — не всем по карману, да и толку мало.

    Первое что нужно сделать:
    1. В штате СК должны быть свои Аваркомы по ОСАГО, набранные не из числа «бывших сотрудников»! ГИБДД привлекать только в спорных ситуациях.
    2. В центр урегулирования убытков должны являться оба участника ДТП.
    А дальше уже разработать схему выплат, не доводя дела до судов!!!

  • драконья ферма
    13:23

    обычно вопросы безопасности решаются без баб, но я все равно вставлю свои пять коп. —
    из реальных мер: требую ввести обязательное возбуждение уголовного дела по факту утери полисов любым юридическим или физическим лицом со всякими там допросами и пытками;
    из нереальных мер: уже предлагала -раньше здесь в сообществе — ввести смертную казнь за получение и выплату КВ по ОСАГО
    жизнь резко наладится

  • Favor
    13:36

    2 uristirossyi

    1. Имелась ввиду установка камер самой СК, либо параллельное включение.
    А кого можно отнести к заинтересованным лицам? Разные подразделения занимаются поддержанием в рабочем состоянии камер наружного наблюдения и разбором ДТП. Первых придется брать в долю, что уже не очень интересно, т.к. вмешательства в работу таких систем бесследным не остается. Т.о. видеозаписи ДТП пропадают по техническим причинам только в случаях с высокопоставленными чиновниками, но это уже тема не страхового сайта.

    2. Датчики должны ставиться при страховании, т.е. если его перемонтировать на уже битое ТС, не будет схождения номерных агрегатов при урегулировании.

    В идеале при урегулировании страхового случая вообще должно быть как можно меньше посредников. Ведь весь этот сбор справок затеян лишь для уменьшения вероятности мошенничества (до сих пор верю, что стоимость ремонта ТС, которую просит СТО не зависит от правильности оформления бумаг при аварии), а получается, что все это кормежка искусственно вовлеченных структу, в надежде на уменьшение выплат мошенникам. Т.к. давно известно, что если приставить к вору охранника, получится два вора.

    И опять же. У топикстартера была фраза про то, что нашли целый ангар запчастей для автоподстав. Но при этом, СК, как и прежде, не особо контролируют судьбу поврежденных при ДТП деталей (после их замены), оставляя проблему их утилизации на головах сотрудников СТО, которые потом и набивают те самые ангары… Несмотря на то, что декларативно, замененная деталь принадлежит страховой компании.

  • Favor
    13:45

    2 драконья ферма
    А у многих резко сократиться! =)

  • Юрий М
    13:50

    2 ДФ
    «ввести смертную казнь за получение и выплату КВ по ОСАГО»
    Целиком за! Вернее, наполовину — либо за получение, либо за выплату.
    Чтобы одни сдавали других.

  • longiman
    14:12

    доступные субъектам:
    — единая база данных по зарегистрированным ТС, включающая информацию о дтп с ними
    — единая база данных по водителям с их «послужным списком»
    — единая база по страховым случаям и…

    мошенничества сведутся к единичным и изощренным, достойным пера агаты кристи )))

  • Сергей Борисович
    14:25

    Если говорить серьезно по теме, то кроме общей информационной базы необходимо вносить дополнение в УК РФ (в части выделения страхового мошенничества в особую статью или пункт). На сегодняшний день есть достаточно серьезные проблемы с квалификацией со стороны прокуратуры.

  • Marsel
    14:46

    а как бороться со следующими схемами
    1. Разбили боковое стекло (хонда акорд), порезали салон и чуть чуть панель приборов, выплата почти 600 т.р. реальные расходы в гараже 50 т.р.
    2. Купил машину (бмв х6) с убитым движком и коробкой кузов целый за 400т.р, застраховал на 2,5 млн р. (при том все нормально с осмотром как положено) и скинул в овраг…
    3. как насчет НС… как докозать что у него не было сотрясения мозга, итд
    4. женщине присволи 2 гр. инвалидности на фоне нервного растройства. из Анамеза: часто плачет, апатия итд, через год группу сняли Выплпта 7 млн. р.

  • Favor
    15:08

    2 Marsel
    Очень интересные случаи описаны, п.4., просто аплодисменты!
    7 млн.р., очень хорошо лечат апатию, тут и сомневаться не приходиться.

    В остальном все правильно, полностью искоренить такие явления не получиться, но согласитесь, что поставить в серию, такое довольно сложно, за исключением п.1.

  • Дмитрий Щербаков
    15:31

    Проблема комплексная и решать ее надо соответствующим образом.
    Только совместными, согласованными действиями всего страхового сообщества в совокупности с силовыми структурами которые сейчас не шевелятся, а также законодательными органами возможны положительные подвижки в сторону уменьшения динамики этого негативного явления.
    Действия одного страховщика могут иметь локальный положительный эффект, но общей картины не меняют.
    А пока никто ничего не делает сие обсуждение не что иное, как глас вопиющего в пустыне.
    Рассея, други.

  • йонас
    17:22

    С мошенниками государство бороться не будет, а соответственно и страховые компании, которые выплачивают по 600 т.р. за железо и 7 млн. руб за НС, в какой части ОСАГО?
    Что касается мошенничество по ОСАГО ищите сотрудника СК, который в этом замешан, как правило руководители среднего и высшего звена управления в СК.
    Второй вариант, программы и инструкции сделаны так, что любой мошенник делитант может получить выплату.
    Тритий вариант — не профессионализм сотрудников…
    Что касается комплексного решения, то сейчас это не реально. Меняйте голову россиянам…

  • Kutёk
    17:26

    Из автобиографии Сергея Лялина: "… Также он хочет создать и возглавить федеральный центр безопасности страхового бизнеса."
    В принципе ничего плохого в таком центре я не вижу. Пусть будет, пусть страховой бизнес охраняет от всяких мошенников. Только вот кто будет финансировать работу такого центра?
    — Генезис? Очень сомневаюсь.
    — Виртуальное Страховое сообщество? Таки оно уже это финансирует в РСА, особых успехов нет и с чего вдруг страховщики начнут скидываться? А скидываться надо не по-малу. Создание федеральной АСУ и уж тем более федеральной Службы Страховой Безопасности (ФССБ) потребует массу денег.
    — Если исходить из заголовка темы, то Сергей надеется на государственное финансирование, но, позвольте, все описанные выше проблемы возникают у страховщиков, а почему финансировать должно государство? А в чем тут будет выгода государства? ФЭО еще никто не отменял для каждой строки в государственном бюджете, а ссылки на опыт «развитых стран» ФЭО не заменят.

    В связи с изложенным статья уважаемого Сергея Лялина выглядит не более чем красивый правильный лозунг кандидата в руководители ФССБ. С другой стороны — а что мы тут проект с бизнес-планом хотим видеть?

  • strike
    17:55

    Как говорится «рыба гниет с головы». Не знаю это ли имел ввиду автор, но мой взгляд проблему надо решать на другом уровне, а не латать дыры силами Страховщиков. Не будет коррупции в государственных структурах, мошенничество сведется к минимуму. Вот, пожалуйста, успешный пример борьбы с коррупцией http://www.spraved...

  • Kutёk
    13:22

    2 strike:
    Огромное спасибо за ссылку. Отличная статья, читал запоем. Хоть где-то на земле нет потомков Остапа Бендера. Хотел дать ссылку на не менее мощную статью в качестве антитезы (да простит меня АСН за офф-топ!), но ливжурнал на работе заблокирован и не будем нарушать корпоративных традиций. Поищите недавнюю статью Божены Рынска о последнем сочинском экономическом форуме. ОЧень контрастно, там и работа наших родных полицейских упомянута

  • Kutёk
    14:18

    2 strike:
    Нашел ссылку без ливжурнала: http://www.gazeta....

  • strike
    16:56

    2 Kutek
    Нда уж… статья показательная.
    Про то и речь, как можно ждать поддержки в борьбе с мошенничеством от государственных структур, которые от этого кормятся

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля