Удивительное время настало на рынке: в век информации и бурного развития коммуникационных сред российское страховое сообщество объято скепсисом (как общим фоном дискуссии) и полярностью оценок происходящего на рынке. Периодически складывается впечатление, что единственной отраслью, не вышедшей из кризиса, является именно страховая. Причем главное, на мой взгляд, то, что она не вышла поумневшей, более прозрачной и современной.
Стали уже банальными объяснения, что российское страхование такое несчастливое, потому что:
- отрасль критически недокапитализирована;
- культура страхования далека от идеала;
- государство замечает страхование только тогда, когда где-нибудь «гром грянет».
И таких объяснений еще много.
По-моему, это все же «плач Ярославны», адресованный в первую очередь российским страхователям и во вторую очередь – отраслевым регуляторам. А цели такого «плача»:
- законсервировать еще на какое-то время нерадужную экономическую картину;
- примирить потребителей страховых услуг со сложившимися стандартами клиентского обслуживания;
- дождаться году так к 2015 повторной волны интереса иностранных инвесторов.
На этом фоне я предложил бы вернуться к обсуждению темы объективных рейтингов, которая давно не становилась предметом широкой дискуссии, хотя периодически в блогах коллег заявляется потребность в этом.
Сейчас стандартом для рынка стали рейтинги по сборам-выплатам, предмет гордости игроков из первой десятки, и так называемые рейтинги отзывов, которые разными методами консолидируют оценки страхователей, ими могут гордиться уже только единицы компаний. Весь остальной объем актуальных знаний о рынке делится на:
- обзоры по отраслевым направлениям и отдельным продуктовым группам;
- рейтинги упоминаемости в СМИ (здесь «размер имеет значение», да и PR-бюджет способствует количественному позиционированию);
- обзоры по связанным продуктам (как правило, речь идет о привязке к банковским программам);
- обзоры маркетинговой активности конкретных компаний;
- изредка всплывающие более глубокие исследования, препарирующие страховую отчетность.
Помимо этого, некоторые службы безопасности исследуют наиболее опасных конкурентов. Хотя, по моим наблюдениям, качество конкурентной разведки, глубина и регулярность аналитики такого рода имеют тенденцию к снижению. Причина – тип поведения игроков на рынке упрощается, инновации придерживаются и внутренний спрос на подобные информационные продукты неустойчив.
Можно также констатировать явное отсутствие публичных андеррайтинговых исследований, анализирующих частотность, среднюю выплату, средние величины заработанной премии, успешность перестраховочной политики, тренды и т.п. Хотя подобная комплексная аналитика для значимого числа участников рынка была бы весьма полезна в оценке фактической ситуации, например по ОСАГО, где информации более чем достаточно. Кроме того, на рынке не найти исследований реального финансового положения компаний, их рентабельности в целом и по видам страхования. То, что встречается, – это «сборы минус выплаты», но этому анализу крайне далеко до сравнения заработанной премии в периоде с суммой выплат и РВД. Еще меньше публичности в данных о нарушениях страховщиков – как требований регулирующих органов, так и сложившихся стандартов профессиональной деятельности.
Таким образом, ни страхователям, ни потенциальным инвесторам объективную комплексную аналитику по участникам рынка и трендам на нем не получить. Нет такого источника, и нет интереса рынка к раскрытию своего положения.
Поэтому остается один верный путь, который среди профессионалов рынка называется «мы все когда-то друг с другом работали» и «тесен страховой рынок». Каждый, кто нуждается в информации о компании или ее менеджменте, ее положении или планах, всегда может найти ответы на эти вопросы. Пускай такие ответы будут излишне субъективны, без цифр и сложных расчетов, однако они будут точны в оценке трендов.
Так сложилось на рынке, что сейчас лояльность – не норма, а исключение. Это, в свою очередь, питает всех профессионалов рынка огромным массивом информации о происходящем. Общие оценки пропитаны скепсисом и в значительной степени раздражением по отношению к работодателям. Не стоит удивляться, что клиенты еще более раздражены. Инвесторы – раздражены и разочарованы не меньше, и уходы с рынка иностранцев это иллюстрируют все чаще.
Очевидно, что в этой истории есть и те, кто доволен ситуацией. Но таким счастливчикам уже нет нужды думать о стратегических перспективах рынка, тем более делать что-то серьезное на будущее.
Поэтому, уверен, настает время, когда профессионалы рынка должны делать глобальный рейтинг страхового рынка сами, консолидируя точные субъективные оценки с объективной аналитикой. Осталось определиться с ресурсом, который за это возьмется, и со способом формирования среды профессионалов-экспертов, заинтересованных в качественном и систематизированном рейтинговании их труда.
Важно, чтобы эти профессионалы-эксперты имели и выражали мнения, независимые от исследуемых СК.
И в списке вопросов по рейтингу были бы и те, которые могут быть неприятны для ряда страховщиков, в том числе крупных.
в том числе статистики конфликтов со страхователями, количество судебных разбирательств с клиентурой в пропорциональном соотношении с заключенными договорами…
важно, чтобы этот рейтинг не стал подгонять показатели, наиболее выгодные страховщику, страховщик не выступал в качестве рекламодателя.
и чтобы все не превратилось в свистопляску.
По моему мнению, автор смешивает два вопроса — рейтинг и рыночная информация. Частоты тех или иных событий, распределение времени урегулирования убытков и подобные данные в развитых странах публикую разные организации — например А.М.Бест в США, статбюро по смертности в UK (дочерняя компания Института актуариев), статбюро в Германии ( спец подразделение союза страховщиков).
ВСС делал попытки собирать рыночную статитсику, но инициатива как то заглохла.
Мне видится реальной конструкция, где статбюро организует ВСС, с помошью Гильдии актуариев ставит методологию, с помощью ФСФР получает статистику.
То, что уже есть в формах надзора, дает очень много для анализа. Только его никто не делает.
nvvn (В.В.Новиков)
CMI в Великобритании, все-таки, не «дочерняя компания», а вполне себе полностью спонсируемая рынком инициатива. Потому что нужная.
Возьмем Россию и такой простой и тупой пример, как построение селективной таблицы смертности. Она существует?
Горячий поклонник любых идей в этом направлении. И считаю, что совсем не плохо смешать рейтинг, рэнкинг и индекс удовлетворенности потребителя в разумный коктейль. Иной раз только так и становится понятно, как коррелирует («коррелируется», как говорит наш любимый президент) низкая убыточность по виду или в периоде и шквал недовольства клиентов.
Мы с прошлого года занимались этой проблемой. Сделали массу запросов по всей территории РФ.
В одном из своих постов я обещал что начнем выкладывать независимые цифры по конфликтам между страхователями и страховщиками. Я скажу честно — полученные результаты оставляют удивительное «нежное» отношение к любой практически СК в плане понимания что ИХ реклама и ИХ реальная работа — две совершенно разные вещи. Массив информации очень большой. Много еще в обработке. Да и ответы все еще поступают. Предварительный черновой вариант можете пройти и взглянуть. Может отпишите пожелания что доделать, что допоказать или еще что то. В общем от полезных советов неадекватной реакции не будет. Будем только благодарны.
2 Альянс
Простите, но куда пройти взглянуть?
На какую Гору?
Простите не указал, на сайт www.allpps.ru
Альянс Правовой Поддержки Страхователей
Отлично, идем смотреть! Спасибо за приглашение, Альянс!
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах