Рекорды страхования: 2 трлн р. сборов и более 1 трлн р. выплат

В 2023 г. страховой рынок не просто вырос, а побил абсолютные рекорды по страховым премиям и объёмам выплат, рентабельность страховщиков снова выросла, пишет в блоге для АСН председатель комитета «Опоры России» по финрынкам Павел Самиев.

08:00
1
На фото гендиректор аналитического агентства «БизнесДром», председатель комитета «Опоры России» по финансовым рынкам Павел Самиев.
Уже очевидно, что совокупные сборы страховщиков по итогам 2023 г. превысят рекордные 2 трлн р. Рост демонстрируют практически все ключевые сегменты рынка: страхование жизни, автострахование и ДМС. На результат повлияли как внешние факторы: восстановление потребительской активности и объёмы кредитования, — так и адаптация продуктовых и инвестиционных стратегий страховщиков к новым условиям. 

При этом, в ряде ключевых направлений бизнеса произошли существенные изменения, которые, очевидно, сохранятся и в 2024 г.

По оценкам Всероссийского союза страховщиков, по итогам 2023 г. в полтора раза год к году выросло количество заключённых договоров каско с физлицами, превысив отметку в 6 млн единиц. Учитывая, что, по данным ГИБДД, в России зарегистрировано порядка 50 млн легковых автомобилей, проникновение этого вида страхования впервые в истории российского страхового рынка превзошло отметку в 10%.

Причина — резкий рост оценочной стоимости автомобилей их владельцами: по данным рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов», если в ноябре-декабре 2022 г. треть автовладельцев считали, что принадлежащий им автомобиль стоит менее 500 тыс. р., то в июне-июле 2023 данный показатель составил лишь 16%. 

Закономерно, что именно этот факт стало причиной роста спроса на полисы каско. Страховщики, в свою очередь, смогли должным образом адаптировать и продуктовое предложение. В частности, для массового сегмента потребителей были реализованы продукты мини-каско. Такие полисы стоят дешевле, пользуются большим спросом, при этом, покрывают защиту от наиболее востребованных рисков, таких как угон и тотальный ущерб.

По данным ВСС, страхование жизни стагнировало в позапрошлом году, но в 2023 г. демонстрировало рост, приближенный к 50% в 2023 г. (по сравнению с 2022 г.). Сборы страховщиков жизни по итогам 2023 г. составят от 700 млрд. до 800 млрд. р., а по итогам 2024 г. могут приблизиться к 1 трлн. р. И, если в 2023 г. кредитные виды страхования ожидаемо и закономерно растут параллельно с кредитованием, то положительная динамика накопительных видов обусловлена закрепившимся трендом на сохранение, преумножение капитала и защиту от рисков. Накопительное страхование жизни закрепило позиции в качестве программ с очевидной клиентской ценностью с гарантированным доходом, защитой от рисков жизни и здоровья, удобного графика платежей, включённых сервисных опций (медицинских, юридических), значимыми налоговыми и юридическими привилегиями. НСЖ продолжает оставаться лидером по объёму страховых премий и показывает стабильный рост. Инвестиционное страхование жизни, в свою очередь, в текущей модификации все в большей степени напоминает НСЖ — в части 100% защиты капитала, гарантированного дохода и возможного инвестиционного дохода. Также ИСЖ отыгрывает свои позиции в разрезе объёмов сборов.

Клиентоориентированность страховщиков жизни, которая по обзорам Банка России повышается из года в год, по итогам 2023 г. окончательно приобретает черты тренда, определяющего дальнейшее развитие рынка. Нужно отметить, что в номинациях лучших компаний 2023 г. особое внимание было уделено заботе о клиентах. Генеральный директор «Ингосстрах-Жизни» Владимир Черников стал лауреатом премии «За личный вклад в развитие программ защиты жизни и здоровья людей». «Капитал Life» является одним из лидеров в «Народном топе» АСН, а у премии «Финансовая элита» в разделе для страховщиков жизни в 2023 г. была лишь одна номинация — «Клиентский сервис». Это подтверждает, что внимание всех участников рынка сконцентрировано на качестве предоставляемого сервиса потребителям, сохранению и повышению уровня лояльности и доверия клиентов.

По данным ВСС, рост на 12% показали и сборы по ДМС. С одной стороны он не такой заметный как автострахование и страхование жизни, но с другой стороны рост свидетельствует: опасения, что уход крупных западных компаний с российского рынка подорвёт сборы по ДМС, оказались не совсем корректны. Предприятия по-прежнему заинтересованы в этом инструменте повышения уровня лояльности сотрудников. Отдельного внимания заслуживает то, что страховщикам удалось должным образом учесть медицинскую инфляцию и перестроить продукты, не допустив ни их заметного подорожания, ни потери привлекательности и ценности для застрахованных. Во многом в т.ч. это стало возможно благодаря развитию технологий — в первую очередь, онлайн-медицины.

Помимо рекордных сборов, 2023 г. отличился числом страховых компаний, отметивших тридцатилетний юбилей. К ним прибавилось сразу несколько заметных игроков: «СОГАЗ», «Согласие» и «Зетта Страхование» (ранее — «Цюрих»).

Каждая из этих компаний продолжает играть важную роль на страховом рынке. «СОГАЗ» на протяжении многих лет является лидером по сборам и участвует в решении ключевых вопросов развития рынка. При этом, дочерняя компания «СОГАЗ-Жизнь» входит в тройку страховщиков жизни, имеющих самый высокий рейтинг надёжности «Эксперта РА» ruAAA. Кроме «СОГАЗ-Жизни» рейтинг ruAAA имеют только два страховщика жизни — «Сбербанк страхование жизни» и «Ингосстрах-Жизнь».

«Согласие» стало примером работы с персоналом: подходы компании к развитию сотрудников копировали и копируют до сих пор другие страховщики. «Зетта Страхование» продемонстрировало, как, оставаясь не самой большой по объёмам сборов компанией, занимать, тем не менее, первые места в рейтингах удовлетворённости клиентов — например, быть практически бессменным лидером «Народного топа» АСН.

На сравнительно молодом рынке страхования жизни в 2023 г. отметили двадцатилетний юбилей два значимых игрока — «АльфаСтрахование-Жизнь» и «Ингосстрах-Жизнь». Обе компании входят в топ-10 крупнейших страховщиков жизни по сборам. «АльфаСтрахование-Жизнь» является одним из лидеров в объёмах инвестиционных и кредитных страховых продуктов. «Ингосстрах-Жизнь» уделяет особое внимание развитию ценностных программ, потребностям и ожиданиям потребителей. Согласно исследованию «Ингосстрах-Жизнь» 75% уходов из жизни клиентов происходят в результате болезней, и, в первую очередь, критически опасных заболеваний, и 25% — вследствие несчастных случаев, поэтому компания реализует программы, позволяющие предотвратить возникновение или развитие тяжёлых заболеваний, сохранить жизнь и здоровье, и защитить финансовое благополучие семьи. В подтверждение тому — награды как самой компании, так и генерального директора — Владимира Черникова. В 2024 г. у главы «Ингосстрах-Жизнь» двойной юбилей: персональный — Владимиру Черникову исполняется 55 лет и профессиональный — 10 лет в должности генерального директора компании.

Подводя итоги, можно сказать, что 2023 г. оказался не только позитивным для страхового рынка, но и стал годом, закрепившим тренд на развитие сильной, клиентоориентированной отрасли, занимающей важное место в экономике, роль которой будет только расти.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
1 комментарий
1 комментарий
  • Пузян Первый Первый_36
    15:17

    Сборы конечно хорошо но выплаты от страховых компаний с боем особенно ск " Кардиф" эта компания не хочет возвращать страховые премии от слова ВООБЩЕ на связь не выходят.Для них клиент только источник обогащения

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля