— Как экономические потрясения уходящего года отразились на рынке страхования жизни?
— Рынок страхования жизни, как и многие отрасли в этом году, претерпевает изменения. По результатам девяти месяцев 2022 г. объёмы сборов рынка страхования жизни снизились на 5,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом, нужно отметить, что поквартальный тренд представляется позитивным: первый квартал 2022 г. — минус 9,9%, первое полугодие — минус 7,1%, девять месяцев — минус 5,5%. Ожидаю, что итоги 2022 г. по общему объёму сборов всех страховщиков жизни будут близки к 2021 г., наш консервативный прогноз — минус 5% год к году. Будучи некэптивным страховщиком, страховая компания «Ингосстрах-Жизнь» занимает 8 позицию среди страховщиков жизни по итогам 9 месяцев 2022 г. и показывает опережающие темпы прироста в 245% год к году по НСЖ.
— Текущая ситуация способствовала тому, чтобы накопительное страхование жизни (НСЖ) стало драйвером для рынка?
— Продукт НСЖ стал безусловным лидером по итогам 9 месяцев 2022 г. Всего по рынку НСЖ показало рост в 62%. Общая доля премий НСЖ на рынке страхования жизни уже составляет 47,4% от совокупного объёма сборов.
Спрос на продукты НСЖ объясняется высокой клиентской ценностью продукта: полноценной защитой жизни и здоровья, включёнными сервисными программами, гарантированной доходностью, а также налоговыми и юридическими привилегиями. На текущий момент заинтересованность нашей целевой аудитории в накоплениях в консервативных инструментах сохраняется.
Стоит также отметить, что нынешняя ситуация существенно повлияла на возрастную и гендерную структуру страхования жизни. По итогам девяти месяцев 2022 г. доля страхователей-женщин «Ингосстрах-Жизни» выросла на 12% и составила 57,4%.
Доля страхователей в возрасте 40+ показала существенный рост, возрастной сегмент до 40 лет сократился в два раза. В сторону более коротких сроков скорректировался горизонт финансовых накоплений: основной объём в портфеле компании приходится на программы со сроком страхования 5-7 лет — количество этих договоров превышает 80% (доля долгосрочных договоров сроком на 10 лет и более сократилась в 10 раз в пользу договоров сроком на 5-7 лет). При этом потребителю всё также важна чёткость и прозрачность как механики продаж, так и раскрытие ценностных характеристик продукта.
— Можем ли мы говорить, что это временный драйвер, который не проявится в следующем году?
— Социальные настроения в текущем году подтверждают, что клиенты стремятся к накоплению в консервативных инструментах, в том числе с гарантированным доходом. Ожидаемо, как драйвер в 2023 г. себя зарекомендуют накопительные программы с высокой клиентской ценностью: защита жизни и здоровья в сочетании со 100% защитой капитала и гарантированным доходом, чётко зафиксированном в договоре. Также востребованными останутся классические накопительные программы на определённые цели, например: образование детей, формирование капитала, в том числе создание необходимого запаса прочности на случай непредвиденных обстоятельств. В моменты неопределённости и давления, оказываемого на рынок, это особенно актуально.
— Какие действия стоит предпринять, чтобы рост не сменился падением в будущем?
— Удовлетворённость клиентов в части программ страхования жизни складывается из двух составляющих — клиентской ценности продукта и уровня сервиса, который компания оказывает как в момент покупки, так и при пост-продажном обслуживании.
Стратегический курс «Ингосстрах-Жизни» направлен на дальнейший рост индекса лояльности потребителя к продуктам накопительного страхования жизни и развитие клиентоцентричности. В противном случае того эффекта уверенного роста, которого удалось добиться страховому сообществу, можно очень быстро лишиться, даже при условии наличия гарантированного дохода. Наша позиция в этом вопросе такова, что, вне зависимости от канала реализации, продукт НСЖ должен быть максимально прозрачен и очевиден для клиента, таким образом покупка будет абсолютно осознанной и имеющей для клиента подтверждённую ценность.
«Формирование новых драйверов страхования жизни: инвестиционный бум на паузе — курс на сбережения»
О влиянии накопительного страхования жизни на страховой рынок, изменении портрета клиента по НСЖ в интервью АСН генерального директора «Ингосстрах-Жизни» Владимира Черникова.
Думаю, граждане начали активнее приобретать НСЖ потому что «повзрослели». Потому что только взрослый человек способен оценивать риски, признавать их существование и искать способы передачи этого Риска.
Точнее переноса финансовых расходов со своих близких людей на страховую компанию. Если не полностью, то хотя бы частично.