Евгений Уфимцев: «Для меня одна из главных задач — сделать де-факто один союз»

О своём видении будущего страхового рынка России в предвыборном интервью для АСН рассказал основной кандидат в президенты ВСС, РСА и НССО Евгений Уфимцев.

18:10
На фото Евгений Уфимцев.
— Евгений Владимирович, на днях состоятся выборы президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС), Российского союза автостраховщиков (РСА) и Национального союза страховщиков ответственности (НССО). Вы — единственный рекомендованный кандидат на все эти должности. Как оцениваете текущее состояние ВСС, РСА и НССО? Что планируете менять, если вас выберут президентом этих союзов?

— Работу страховых союзов правильнее оценивать через функционирование страхового рынка. Мы прошли и пандемию, и санкционное давление. Рынок не только сохраняет устойчивость, но и выступает партнёром для государства в решении его задач. Каждая межгосударственная тема, например, поставки нефти или зерна, не обходится без упоминания страхования. Мы формируем и «длинные» деньги в экономике. Так, 20% активов страховщиков — государственные и муниципальные ценные бумаг (0,9 трлн р.).
 
Наиболее интересные новости — в официальном telegram-канале АСН. Подписывайтесь!

Объём страховых выплат растёт быстрее других макропоказателей (+9,9% за первое полугодие 2022 г. к первому полугодию 2021 г., +54,1% — к первому полугодию 2017 г.). Сумма выплат населению за первое полугодие 2022 г. составила 422,5 млрд р., что сопоставимо с 0,6% от ВВП России за тот же период, а также 1,2% от величины денежных доходов населения. 

Цифровизация рынка и сформированная на базе РСА IT-система не имеет прецедентов на финансовом рынке. Показательно, что регулятор заинтересован в том, чтобы получить её в качестве одного из опорных блоков по дальнейшему взаимодействию с сообществом. 

Важно и то, что союзы стали по-настоящему САМОрегулируемыми организациями, которые способны решать внутри сообщества вопросы и формирования стандартов услуги и защищать потребителей. Действующая система компенсационных фондов доказала свою эффективность — нет никаких недовольств «обманутых вкладчиков» после банкротства компаний. Все обязательства несут страховщики, которые сами и за свой счёт организовывают эти процессы.

Что дальше? Для меня одна из главных задач — сделать де-факто один союз. Должна быть одна «точка входа» — и для страховщика, и для потребителя и госорганов. Например, потребителю удобнее «единое» окно, независимо от того, с каким видом страхования связан его вопрос — пострадал ли он в такси, автобусе или в автомобиле.

Почему это важно страховщикам? Зачастую для решения одной задачи все три союза работают параллельно. Это нерациональное задействование как трудозатрат, так и финансов. Функции некоторые комитетов задваиваются, а иногда и затраиваются. Необходимо выстроить единую вертикаль.

— А по части развития страхования есть уже понимание, на каких вопросах планируете сосредоточиться?

— В первую очередь — корректировка стратегии после обсуждения с членами союзов. Определить 5-6 наиболее приоритетных задач. К примеру, я считаю, что очень важная задача на следующий год — запуск проверок полисов ОСАГО по камерам. 

Это возможно на основе передаваемых в ЦБ модулях наших IT-систем. Так как в сотрудничестве с ЦБ госорганам будет легче интегрировать эти модули с государственными информационными системами.

Архитектура системы сформирована на отдельных модулях. Часть из них останется у РСА. Сейчас мы занимаемся «дорожной картой» по передаче системы и формированию зон ответственности. Между IT-системами, которые будут переданы, и теми, которые останутся у страховых союзов.

Следующая важная задача — запуск электронного урегулирования убытков. И не только в ОСАГО. В следующем году закон стартует в добровольном формате, а затем станет обязательным для исполнения всеми компаниями. В этой связи следующий год станет опорным в части подготовки информационных систем участников рынка и РСА — для своего рода рывка в области дальнейшей цифровизации отрасли.

— На президиуме ВСС против вас проголосовало несколько крупных страховщиков. 

— На президиуме голосование строилось не по принципу «за» и «против». Выдвигались кандидаты, за которых отдавались голоса. Между двумя кандидатами произошло распределение голосов. В мою пользу их было отдано в несколько раз больше. К текущему моменту уже состоялись президиумы РСА и НССО, которые также поддержали мою кандидатуру.

Основной фактор, который влиял на голосование — уровень лоббистских ресурсов и управленческие качества. 

— А что вы можете предложить небольшим и малым игрокам? Будет ли защита конкуренции, не будут ли им ограничивать доступ к каким-то рынкам и возможностям?

— Я считаю, что конкуренция всегда на пользу и рынку, и потребителю. Россия очень большая и здесь есть место для всех компаний, разного уровня. 

В России страхование «не жизни» отстаёт от своего потенциала в 1,7 раза, показывает наш сравнительный анализ с другими странами. Значит всем компаниям есть куда расти.

Управление союзами устроено так, что компании разной величины имеют доступ как к управлению, так и к работе в комитетах. Это позволяет средним и небольшим страховщикам вовлекаться в работу союза, выносить на обсуждение актуальные им вопросы. 

Важен и диалог с регулятором. Мы доказываем Банку России, что регулирование должно быть пропорциональным. Если компания не страхует миллиардные риски, например, космические, ей и не нужны гигантские требования по резервированию.

Тут могу подтвердить, что ЦБ слышит страховой рынок. Как раз вступление в силу чувствительных, в первую очередь, для небольших страховщиков, требований, перенесено. И маленькие компании понимают, что ЦБ их слышит и даёт время, чтобы они успели подготовиться.

— Как будет решаться проблема с потерей перестраховочных ёмкостей в недружественных странах?

— Их сейчас покрывает РНПК и внутренние возможности самих страховщиков. Обсуждение показало, что альтернатива РНПК не оказалась востребованной. При этом в дружественных и нейтральных странах есть потенциал для развития бизнес-связей, но есть и сложности. Например, с Китаем уже не первый год идут переговоры о развитии сотрудничества. Но даже в досанкционный период продвигаться в этом направлении было не просто, как из-за подходов в части регуляторных требований, так и ментальных особенностей. Поэтому сейчас перестраховочные цепочки будут выстраиваться с нашими ближайшими соседями. Также есть потенциал внутренних страховых пулов. Перестраховочный пул в ОСАГО доказал свою эффективность. Подобную практику можно применять и в других сегментах.

— А что будет с цифровизацией? Ушло много иностранных разработчиков, как будете находить им замену?

— Трудности есть, часть планов будет меняться. Но общий вектор сохраняется.

На примере действующих у нас сервисов по онлайн-оформлению убытков по ОСАГО («ДТП.Европротокол» и «Помощник ОСАГО») видим, что использование цифровых сервисов растёт. Оно уже превышает 6 тысяч обращений к системе в месяц. 

Да, на мощнейшей госсистеме — «Госуслугах» — появилась аналогичная возможность. Но это не снизило показатель, а добавило ещё 1 тысячу автомобилистов в месяц — столько человек в сентябре и октябре урегулировали убытки с помощью инструментов госсервиса. 
Остаётся задача по электронному урегулированию. Это важно и связано с противодействием страховому мошенничеству, снижением административной нагрузки на страховщиков.

Наша система АИС изначально построена модульно. У нас несколько подрядчиков, которые разрабатывают разные сегменты системы. Это российские компании, с которыми мы продолжаем сотрудничать. В случае ухода одного из подрядчиков, этот модуль может делать другой, есть взаимозаменяемость. Модули потенциально можно даже разрабатывать в отдельности.

— Уход иностранных производителей спровоцировал кризис на рынке автозапчастей. Как вы видите выход из этой ситуации? Как оцениваете сроки решения проблемы?

— Руководство страны на днях отметило, что процесс построения новых логистических цепочек по импорту, в т.ч. по поставкам запчастей, занял больше времени, чем рассчитывалось. Но постепенно ситуация улучшается. Например, «Фольксвагены» стали поступать из Китая, как и запчасти, которые там производятся. Часть автопроизводителей покинула Россию, но продолжает выпуск деталей на оставшихся в нашей стране заводах.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
Добавить комментарий
Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля