— С 1 января 2023 г. вступает в силу Положение Банка России N781-П, которое должно усилить финансовую устойчивость и платежеспособность страховщиков. Каких сотрудников страховой компании напрямую затрагивает новое положение?
— Первое — это актуарии. Им производить актуарные расчёты по новым методикам и нести ответственность перед регулятором. Объём вычислений вырастет и усложнится, нужно будет доработать существующие инструменты — большинство работает c MS Excel и SQL.
Второе — финансовая служба. Она должна готовить три изменённые формы отчётности (0420154, 0420155 и 0420156). Задача во многом аналогична внедрению Положения № 710.
Третье — IT-служба. Им нужно поддержать изменения на стороне оперативного учёта, регламентированного учёта, модуля xBRL и модуля актуарных расчётов, если таковой имеется.
— Как оцениваете необходимость 781-П в текущих обстоятельствах?
— Мы не даём оценку необходимости, мы обеспечиваем инструменты. Факт в том, что отчётность станет сложнее. При усложнении актуарных расчётов — усилятся предпосылки для появления специализированного софта.
Наша задача — предоставить качественную реализацию требований Положения №781-П для страховщиков при разумном бюджете.
— Что нужно сделать для выполнения новых требований?
— Первое — подготовить методику расчёта денежных потоков. Мы можем предоставить типовой вариант методики, которую компания может взять за основу.
Для части, касающейся анализа активов (раздел 3 Положения №781-П), вероятно, потребуются изменения в методике, предусмотренные пунктом 1.5 Положения №781-П.
Второе — подготовить IT-решения, которые эту методику поддерживают. Мы можем предоставить софт, который обеспечит расчёты по типовой методике с учётом особенностей страховой компании.
Третье — обеспечить наличие на вход необходимых данных о договорах страхования, перестрахования, убытках, активах и иных учётных данных для расчёта. Это совместная работа IT-службы и бизнеса.
Четвёртое — автоматизировать расчёт показателей для форм 0420154, 0420155 и 0420156. В нашем понимании это витрина данных, из которой можно собрать отчетность в MS Excel, xBRL. Это не только денежные потоки.
Пятое — обеспечить отправку данных через модуль xBRL.
— Почему нужен специализированный софт для актуариев? Можно ли без него обойтись?
— Когда мы начали изучать требования Положения №781-П, сразу привлекли в качестве консультантов действующих актуариев.
В процессе анализа стало очевидно, что недостаточно решить задачу отражения в учёте и формирования отчётности. Необходимо создать удобное программное обеспечение, которое позволит актуариям автоматизировать актуарные расчёты: сверка данных, расчёт простых показателей на большом объёме данных, подготовка агрегаций для анализа, подоговорный расчёт показателей.
В противном случае на актуария ложится рутинная задача по созданию и регулярной реализации алгоритмов типовых расчетов, смещая фокус с глубокого актуарного анализа, направленного на получение наилучшей оценки, к технической обработке данных.
Разумеется, решение об использовании ПО остается за страховой компанией и ее актуариями. Но есть несколько дополнительных факторов, которые стоит учитывать.
Первое — кто-то должен следить за методикой, её обновлениями. Если мы выпускаем софт, то следим за изменениями законодательства и выпускаем обновления, что снижает риски для страховой компании и минимизирует стоимость владения за счёт тиражности решения.
Второе — сложность расчётов. Они и раньше требовали специальных инструментов, SQL или, как минимум, MS Excel. Сейчас сложность расчётов и потребность в технических инструментах вырастет.
Третья причина — владение системой. Развернув свой софт и дав к нему доступ актуарию — страховая компания берёт на себя ответственность за качество данных, получит возможность хранить историю расчётов и аудит расчётов, снизит зависимость от конкретного специалиста. А также упростит интеграцию с бэк-офисными системами.
— Какие ограничения для актуария несёт в себе применение специализированного софта?
— На примере нашей системы АкСис, могу сказать так: диапазон возможностей работы с анализом агрегированных данных остается, мы поддерживаем работу в MS Excel. А подход к работе с данными через SQL-запросы стал более стандартизированным, что повышает прозрачность расчётов и предсказуемость результатов.
— Как сдавать отчётность?
— Зависит от того, какая на данный момент ситуация в автоматизации конкретной страховой компании. Наиболее распространённые варианты:
Вариант 1. Страховая компания использует различный софт для актуарных расчётов и собирает результаты в учётной системе, из неё сдаётся отчётность через модуль xBRL. Мы знаем, что ряд крупных компаний так и делает.
Вариант 2. Страховая компания проводит расчёты и собирает все показатели отчётности по 781-П в отдельном софте. В том числе, забирает данные из учетных систем. Из этого софта формируется отчётность и передаётся в модуль xBRL. Это удобно, если по IT нет планов по доработке учётных систем, а также для повышения гибкости поддержки и развития IT-систем.
Наш софт поддерживает оба варианта.
— Сколько времени занимает внедрение софта для № 781-П под ключ?
— Если оставить за скобками задачи по сближению методики и обеспечению качества данных, то поставить саму систему, интегрировать и получить расчёт — займёт от трёх недель.
— Какие «новинки» регулирования ожидаете от 2023 году?
— Вопросы о будущем в этом году — самые сложные для прогнозирования. Но, скорее всего, в 2023 году, в коротком горизонте, приедет множество пояснений и рекомендаций от регулятора, которые нужно будет поддерживать. На среднем горизонте — будет введён в действие МСФО-17 и появятся новые задачи для актуариев.
Партнёрский материал
«781-П: актуарий будет заниматься технической обработкой данных. Или нет?»
Про сложности перехода на Положение 781-П и возможности автоматизации этого процесса в интервью АСН рассказал исполнительный директор «АДС-Софт» Денис Иванов.
10.11.2022
10:34
Добавить комментарий