Максим Чернин: «Искусственное сдерживание технологий не ведëт к прогрессу»

Как повлиял локдаун на развитие телемедицины в России и мире, о необходимости включения сервиса в сферу ОМС в интервью со-основателя и члена Совета директоров МК «Доктор Рядом» Максима Чернина.

20:47
Со-основатель МК «Доктор Рядом», профессор практики Высшей Школы Бизнеса НИУ ВШЭ Максим Чернин.
— Как локдаун 2020 г. повлиял на развитие телемедицины?

— Пандемия и локдауны стали очевидным триггером ускоренного развития телемедицины во многих странах мира: как с точки зрения либерализации законодательства, так и с точки зрения пользования. Так, в США телемедицина была добавлена в большинство страховых планов, по прогнозам аналитиков, там в 2024-2025 гг. количество удалённых консультаций превысит количество визитов в клиники. Во Франции, где телемедицина покрывается социальной программой гарантий, в феврале 2020 г. проводилось около 40 тыс. удалённых консультаций, а в апреле 2020 г. — уже 4,1 млн. В Китае во время пика эпидемии число посещений платформы PingAn GoodDoctor достигло 1,11 млрд человек, а количество новых зарегистрированных пользователей возросло в десять раз.

В целом глобальные инвестиции в телемедицину в первом полугодии 2021 г. выросли на 169% по сравнению с прошлым годом. По прогнозам аналитиков CB Insights они вскоре достигнут своего максимума в $5 млрд. И если в 2019 г. объём мирового рынка телемедицины составлял $45 млрд, то к 2027 г. он может достигнуть $175 млрд.
 
Взаимодействие страхового и медицинского бизнеса в вопросах технологий, развития и продаж станет одной из тем обсуждения на Седьмом ежегодном «Форуме лидеров страхового рынка». Присоединяйтесь!

Что касается России, то здесь пик обращений пришёлся на первую волну во время введения режима самоизоляции. Пациенты просто боялись идти в клиники, а в некоторых регионах клиники были закрыты для планового приёма. Однако в России телемедицина не стала активно интегрироваться в государственные программы оказания бесплатной медицинской помощи. За исключением небольшого количества регионов (включая Москву), где телемедицину стали использовать для динамического наблюдения за больными с Covid-19. Также у нас, в отличие от большинства стран с развитым рынком, не произошло либерализации законодательства в этой области: не были сняты ограничения на возможность постановки диагноза, назначения терапии, выписки больничного листа. Это, безусловно, мешает развитию рынка.

— Изменился ли состав лидеров в российском топе телемедицинских сервисов?

— Состав лидирующих компаний в целом не изменился. После принятия закона о телемедицине в 2017 г. на рынок вышло весьма много игроков, но на сегодня остались только стратегические инвесторы, которые вкладывают серьёзные средства в развитие этого направления.

Критерии успеха проекта — это, в первую очередь, качество и разнообразие врачей на платформе, удобство сервиса для пользователей, развитие продуктовой линейки (дистанционные чекапы, диетология, телепсихология, второе медицинское мнение и так далее). Отдельно выделю важность развития гибридного формата, при котором продукты создаются на стыке онлайна и офлайна в максимально бесшовном формате.

— Сколько заработал рынок, и в частности, «Доктор рядом»?

— В 2020 г. компания «Доктор Рядом» провела 228 тыс. дистанционных консультаций (самое большое количество на нашем коммерческом рынке медицины), выручка увеличилась на 21% — до 684,4 млн р. В число лидеров рынка вошёл также сервис «СберЗдоровье» (около 200 тыс. консультаций по данным компании).

Если говорить в целом о рынке, то статистику по выручке именно от телемедицины по компаниям выделить крайне проблематично. В существующих рэнкингах по ряду компаний данные приведены по всей деятельности в их сфере MedTech.

Что касается доли телемедицины в рамках ДМС, то она заметна, но не превышает половины всех проводимых консультаций.

— Консультации врачей каких специальностей наиболее востребованы в телемедицине?

— Во время первой волны (по нашим данным) наиболее популярны были терапевты (69% от общего числа обращений).

В первую волну вопросы по коронавирусу составляли около 5-7% обращений, далее их доля начала расти. Общая структура обращений не сильно поменялась за год. С начала пандемии заметно увеличилась доля консультаций психологов и диетологов, хотя эти темы и не вошли в топ-5 обращений клиентов.

— Привёл ли спад пандемии к снижению количества обращений через телемедицину?

— Если рассматривать сегмент платных консультаций (прямая покупка или наличие подписки в рамках ДМС и прочих продуктов, в основном страховых), то в первом полугодии 2021 г. их объём продолжил рост, хотя и не в разы, как в прошлом году. Заметно увеличилась доля вопросов, связанных с Covid-19, в том числе поступает масса вопросов, связанных с вакцинацией.

— Через телемедицину запрещено ставить диагноз и назначать первичное лечение. Однако «телеврачи» сейчас всё равно советуют лекарства (иначе не ясен смысл обращений к ним). Таким образом, отрасль частично находится в «серой» зоне. Есть ли необходимость в коррекции законодательства? Какие именно изменения необходимы? Как игроки решают этот вопрос?

— Изменения, безусловно, нужны и важны. Ведутся дискуссии с Минздравом и другими федеральными структурами на разных площадках, но к единому мнению пока прийти не получается. В рамках обращений сегодня врач может предоставить альтернативное мнение, собрать анамнез, правильно сориентировать пациента для сдачи анализов или инструментальных исследований. А если первый приём был проведён очно, то врач сегодня имеет право корректировать диагноз и лечение.

Коррекция законодательства, конечно, требуется. Как я уже отмечал, для полноценного развития рынка необходимо легализовать постановку диагноза в рамках первичного приёма в тех случаях, когда это возможно, а также назначение терапии (хотя бы безрецептурной). Кроме того, в рамках телемедицины должна появиться возможность открытия и закрытия больничного листа и консультирование врачом без обязательного его нахождения в кабинете.

— Как эволюция смартфонов влияет на телемедицину? Какие изменения ожидаются в телемедицинских услугах в связи с техническим развитием носимых устройств?

— По мере развития носимых и мобильных медицинских девайсов проявится очевидный тренд на самостоятельный контроль состояния здоровья. В первую очередь это произойдёт в рамках динамического мониторинга хронических больных (кардиозаболевания, диабет и так далее). Пока ещё подобные устройства недостаточно точны и многие не зарегистрированы как медицинские приборы. Хотя на рынке уже присутствует масса различных девайсов: измеритель уровня глюкозы в крови, контроль пульса, вариабельности сердечного ритма, насыщения крови кислородом и так далее. Пару лет назад стали появляться достаточно точные приборы для самостоятельного снятия электрокардиограммы, недавно на рынок вышли устройства, способные оценивать состояние лёгких и дыхания и даже появился онлайн-сервис для оценки уровня стресса по речи.

Но наиболее существенный прорыв случится тогда, когда (и если) надёжный инструментарий появится именно в смартфонах, а не в отдельных приборах.

— Назовите основные драйверы развития телемедицины на ближайшие 3-5 лет.

— Это, в первую очередь, либерализация законодательства, а также включение телемедицины в состав ОМС, поскольку 90% населения сегодня обслуживается именно в системе ОМС и ведомственных поликлиниках. Кроме того, таким драйвером станет развитие мобильных и носимых устройств, и закрепление за ними официального статуса медицинских приборов. Наконец, развитие телемедицины будет обусловлено повышением цифровой грамотности самих врачей, а также интеграцией телемедицинских сервисов в стандартный функционал медицинских клиник.
 
Максим Чернин 24 ноября примет участие в сессии «Инновации для страховщиков: новые адаптивные продукты и сервисы» на Форуме лидеров страхового рынка. Участники сессии обсудят объединение финансовых и нефинансовых составляющих в страховые суперсервисы, повышение доли пролонгаций и лояльности клиентов, построение индивидуальных продуктов в зависимости от потребностей клиента и многое другое. Присоединяйтесь!
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
Добавить комментарий
Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля