Владимир Черников: «Рынок страхования жизни по итогам года может вырасти на 5-6%»

О росте популярности продуктов страхования жизни, цифровизации рынка и текущем диалоге страхового сообщества с регулятором рынка в интервью АСН рассказал гендиректор компании «Ингосстрах-Жизни» Владимир Черников.

12:17
На фото Владимир Черников.
— Какие основные итоги прошлого года на рынке страхования жизни вы могли бы отметить и что прогнозируете относительно развития рынка в 2021 г.?

— Несмотря на очевидные вызовы, связанные с пандемией, за 2020 г. объём премий по страхованию жизни вырос на 4,1% — до 453 млрд р., выплаты по заключенным договорам увеличились почти в полтора раза — до 211 млрд р. (по данным ВСС). Столь бурный рост выплат объясняется наступлением сроков исполнения договоров периода 2015-2017 гг., когда начала формироваться тенденция к росту интереса к страхованию жизни.

Безусловным драйвером рынка в прошлом году стали программы накопительного страхования жизни (НСЖ), сборы по которым выросли сразу на 24,3% — со 109,5 до 136,1 млрд р.

Заметно усилилась конкуренция между страховыми компаниями, как и борьба за клиентов. Компании ищут возможности для того, чтобы обновить классические каналы дистрибуции, найти новые и тем самым не потерять взаимодействие с клиентами.

В этом году я ожидаю дальнейшего роста объема премий в этом сегменте. Предположу, что в целом рынок страхования вырастет примерно так же, как и по итогам прошлого года, может быть, несколько заметнее: до 5-6% по сравнению 2020 г.

— Насколько сегодня популярно у россиян страхование жизни? Можно ли говорить о том, что пандемия сыграла свою роль в росте интереса к подобным продуктам?

— Собственно, данные о приросте рынка страхования жизни подтверждают тезис о росте популярности подобных программ. Я бы не преувеличивал значение пандемии в этом вопросе, поскольку заинтересованность людей в здоровом образе жизни и, соответственно, в продуктах, позволяющих заботиться о жизни и здоровье, мы наблюдали и до развития ситуации с коронавирусом. Хотя, безусловно, свою роль она сыграла, поскольку темы здоровья так или иначе вышли на первый план.

О росте популярности страхования жизни может свидетельствовать и, например, возросший спрос на коробочные продукты по страхованию жизни и здоровья, в частности, весьма популярна телемедицина. Самоизоляция заставила многих воспользоваться услугами дистанционных консультаций, и продемонстрировала действенность этой опции.

— Один из наиболее ярко проявивших себя в 2020 г. трендов — это цифровизация бизнеса. Как «Ингосстрах-Жизнь» планирует развивать данное направление?

— Конечно, «коронавирусный» год и связанные с пандемией ограничения послужили «точкой роста» для повышения онлайн-доступности страховых продуктов и упрощения процесса урегулирования убытков. В частности, мы вывели на рынок полностью «цифровой» продукт НСЖ, весь процесс оформления которого (включая предварительные консультации, заключение договора и его оплату) проходит в дистанционном режиме.

Мы мотивированы продолжать развитие ИT-систем и повышать свою операционную эффективность за счёт перевода полного цикла взаимодействия с клиентом в онлайн-канал, внедрения моделей машинного обучения в продажах, а также за счёт использования облачных технологий.

На мой взгляд, со временем страховщики жизни превратятся в экосистемы, сформировав вокруг себя целый пул компаний (или их продуктов и услуг) — от медицинских до связанных с получением доходности — где клиенты смогут получить не только финансовую защиту от возможных рисков на индивидуальных условиях, но и профессиональные консультации в режиме «единого окна». Эта экосистема может быть построена вокруг проблематики здорового образа жизни. В неё могут быть интегрированы маркетплейсы фитнес-абонементов, полезных продуктов питания и спортивных товаров и так далее.

Развитие этого направления даст возможность каждому клиенту в его личном кабинете или в мобильном приложении получить подробную информацию о существующих договорах страхования жизни, медицинским данным (например, результатам чек-апа здоровья), предложения от провайдеров различных услуг и персональные рекомендации о поддержании здорового образа жизни.

Важно понимать, что мы планируем развивать это направление не как способ увеличения прибыли, а как действенный инструмент повышения лояльности клиентов.

— Насколько плодотворно строился диалог с регулятором в прошлом году и как он будет строиться в дальнейшем? Каких решений Банка России ожидает страховое сообщество?

— Безусловно, взаимодействие с регулятором в прошлом году было крайне продуктивным для обеих сторон диалога. В результате были приняты меры, позволившие смягчить для страховых компаний последствия ограничений в результате пандемии, например, по переоценке ценных бумаг и учёту их стоимости.

В этом году мы вместе со всем страховым сообществом, да и финансовым рынком в целом ждем окончания дискуссии регулятора о категоризации инвесторов, надеемся на расширение налоговых вычетов для клиентов и получение равных прав с игроками из других секторов финансового рынка при реализации сопоставимых по содержанию финансовых продуктов.

Кроме того, дополнительный импульс развитию рынка наверняка даст обсуждаемый сегодня механизм государственного гарантирования средств, вложенных в продукты НСЖ, по аналогии с системой страхования банковских вкладов. Конкретные параметры этого механизма ещё прорабатываются, но, в целом, есть уверенность, что система гарантирования на страховом рынке появится в ближайшее время. Это наверняка повысит популярность подобных программ страхования в глазах людей и привлечёт на рынок дополнительных клиентов.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
Добавить комментарий
Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля