«Сбербанк страхование жизни» считает оспариваемую норму не соответствующей Конституции РФ, указывая на отсутствие существенного элемента обязательного публичного платежа — размера ставки взноса, критериев его определения или максимально допустимой величины.
Суд считает, что взносы направлены на поддержание функционирования досудебного механизма разрешения споров в рассматриваемой сфере. Законодатель предусмотрел для этого ряд организационных и процедурных гарантий. Однако, требования к обязательным публичным платежам не были учтены полностью.
Суд решил, что установление повышенной ставки взноса за игнорирование финансовой организацией обязательного досудебного порядка разрешения спора не противоречит Конституции РФ. Однако, с ней расходится отсутствие в проверяемых нормах размера взноса, критериев его определения, а также положений, позволяющих финансовой организации доказывать невозможность исполнения требований финансового уполномоченного.
Суд постановил: законодатель должен внести в существующее регулирование необходимые изменения. Также отменяется повышающий коэффициент 15, а решения по делам «СберСтрахования жизни» подлежат пересмотру.
Вот цитаты из решения КС РФ:
Обеспечение публичной по своему характеру деятельности финансового уполномоченного по рассмотрению обращений потребителей финансовых услуг за счет взносов финансовых организаций не вступает в противоречие и с тем, что, как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации, именно государственный бюджет и такая его необходимая составная часть, как налоги и сборы, являются основным инструментом материального обеспечения функционирования государства, гарантирующим самостоятельность и независимость государственной власти (Постановление от 18 июля 2008 года № 10-П), – поскольку это не исключает и иных, небюджетных форм финансирования публичной деятельности и взимания для того специальных платежей.
Такого рода взнос (для обеспечения деятельности финупа — АСН), будучи в силу закона обязательным платежом, имеющим – с учетом целей и оснований его уплаты – публичный характер, не обладает присущим налогу признаком индивидуальной безвозмездности и, поскольку он вносится не за совершение представителями публичной власти юридически значимых действий в отношении плательщиков, не может быть отнесен и к сборам по смыслу Налогового кодекса Российской Федерации.
Предметом внимания Конституционного Суда Российской Федерации уже были обязательные публичные платежи, введенные не налоговым, а иным отраслевым законодательством, включая платежи, внесение которых обусловливает встречные действия (индивидуально-возмездные платежи): отчисления на поддержание в силе патента …, портовые сборы …. Исследовались им и платежи, которые не обусловливают встречных действий и вносятся в определенный срок или период: плата за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия …, утилизационный сбор … и платежи в систему «Платон» …. Все эти платежи, как правило, носили компенсационный или опосредованно возмездный характер: направлялись на возмещение вреда, причиняемого в ходе хозяйственной деятельности, на развитие отрасли либо на мероприятия по модернизации материальных фондов, распространялись на широкий круг плательщиков, имели целевой характер, а элементы этих платежей определялись преимущественно в общем виде на уровне закона с последующей детализацией в актах Правительства Российской Федерации. В сравнении с перечисленным выше взносы финансовых организаций в фонд финансирования деятельности финансового уполномоченного отличаются существенной спецификой: они не связаны с аккумулированием средств для компенсации вреда от экономической деятельности или для развития (модернизации) какой-либо отрасли усилиями лиц, занятых в ней.
…данным взносам присуща известная степень произвольности их размера, а потому в силу статей 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации их регулирование требует закрепления особых гарантий.
Сама же по себе дифференциация размера ставки в зависимости от того решения, которое примет финансовый уполномоченный, не делает рассмотрение им обращений потребителей небеспристрастным, если иметь в виду прямо предусмотренные законом возможность последующего судебного контроля за его решением и приостановление исполнения этого решения в связи с проверкой в судебном порядке.
…данному взносу, по сути, придается не компенсационный и даже не стимулирующий, а штрафной характер. Однако Закон о финансовом уполномоченном не предусматривает прямо использование взноса для наказания финансовых организаций, в том числе не устанавливает размера такого – штрафного – платежа, притом что он, как очевидно, никоим образом не коррелирует с затратами финансового уполномоченного на рассмотрение обращения потребителя. Кроме того, проверяемое в настоящем деле регулирование не наделяет финансовую организацию правом при несогласии с повышенным размером взноса представить непосредственно в суд материалы, подтверждающие причины невозможности предоставления запрошенных финансовым уполномоченным разъяснений, документов и (или) сведений, с тем чтобы суд оценил эти причины и в случае признания их уважительными освободил финансовую организацию от уплаты взноса или снизил его размер. Это с учетом штрафного характера повышенного взноса также не отвечает принципам равенства, соразмерности и справедливости и влечет чрезмерное ограничение прав и свобод, гарантированных статьями 34 (часть 1), 35 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации. Придание правоприменительной практикой такого смысла статье 11 Закона о финансовом уполномоченном вступает в противоречие со статьями 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 1), 46 (части 1 и 2), 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации. Вместе с тем неисполнение финансовой организацией обязанности, предусмотренной частью 3 его статьи 20, по сути, означает блокирование и игнорирование ею обязательного досудебного порядка разрешения спора. Подобное поведение не должно влечь за собой получения финансовой организацией выгод и преимуществ по сравнению с финансовыми организациями, исполнившими свои обязанности, а потому установление на основе статьи 11 Закона о финансовом уполномоченном повышенного коэффициента ставки взноса в указанном случае не лишено разумных оснований, включая проистекающие из конституционных предписаний.
По теме:
«Сбербанк Страхование Жизни» пожаловался на «СОДФУ» в Конституционный суд.
Суд поддержал позицию ВСС, замечательно что голос страховщиков услышали)