В основном по ОСАГО застрахована ответственность физических лиц, владельцев легковых автомобилей. Доля их полисов среди годовых составляет 84,8%.
В 2023 году изменение частоты убытков по сравнению с 2022 годом в разных сегментах было разноплановым (в основном, снижение): аварийность по обычным легковым машинам граждан уменьшилась на 3,7% (с 4,5 до 4,3%), среди молодых и неопытных водителей отмечен в основном рост на 3–6% (с 7,6–11,5 до 7,8–11,9% и с 8,7-11,7 до 8,7–12,5% соответственно), по легковым такси произошло снижение на 10,8% (с 32,3 до 28,8%), а в сегменте автомобилей мощностью от 100 л.с. сокращение составило 2–4% (с 4,7–5,3 до 4,6–5,1%).
В 2022 — 2023 годах таксисты попадали в аварии в 6,7 раза чаще, чем водители всех остальных легковых машин, а в сравнении с гражданами, которые управляют легковым автомобилем, используемым для личных целей, аварийность таксистов еще выше — в 6,9 раза.
Молодые водители становились виновниками аварии значительно чаще, чем взрослые. Водители возрастом до 25 лет попадали в аварии в 2,1 раза чаще, возрастом 25 — 40 лет — на 2% реже, а возрастом свыше 40 лет — на 32% реже, чем в среднем по рынку.
Для некоторых категорий транспортных средств средняя премия может иметь ярко выраженную сезонность. Например, автовладельцы-дачники, заключающие договоры с ограниченным периодом использования машины, покупают полисы ОСАГО преимущественно в апреле — мае. Так как оплачивается только дачный период, средняя премия в эти месяцы заметно ниже.
По полисам мультидрайв аварийность на 92,9% выше, чем по договорам, где количество водителей ограничено. Доля полисов мультидрайв с годами постоянно сокращается: 16,6% в 2018 году, 15,3% в 2019 году, 13,8% в 2020 году, 13,6% в 2021 году, 12,2% в 2022 году, 12,4% в 2023 году, 12,3% в 2024 году — для всех типов ТС (доля полисов мультидрайв для физических лиц составила 1,8% — для всех типов ТС).
В основном граждане водят безаварийно или с очень маленьким числом аварий. Значение коэффициента бонус-малус для таких граждан уменьшается с увеличением продолжительности периода безаварийного вождения, размер скидки при расчете премии по ОСАГО может достигать 54%. Высокоаварийные водители (в том числе, те, которые стали виновниками 3-х и более аварий в последние несколько лет) получают значительную надбавку при расчете страховой премии. По данным 2023 года, таких водителей немного — около 0,6%, но они попадают в аварии в 2,8 раза чаще, чем в среднем по рынку.
С 02.03.2024 появилась возможность заключить договор ОСАГО на срок от одного дня до трех месяцев (краткосрочный договор). За 9 месяцев 2024 года было заключено 332 тыс. краткосрочных договоров, средняя премия по которым составила 544 рубля, сообщает Банк России.
ЦБ составил портрет типичного водителя с ОСАГО
Типичный водитель — это опытный водитель среднего и старшего возраста. Доля водителей возрастом более 35 лет со стажем вождения более 10 лет составляет 59,0%.
22.09.2025
13:00
Добавить комментарий