В 2019 г. между сторонами был заключен договор страхования средств ж/д транспорта. В январе-феврале 2022 г. на Украину отправились груженые вагоны «Газпромтранса», 114 из них — не вернулись. Владелец считает их пропавшими без вести и обращается к соответствующему пункту договора, предусматривающему в таком случае страховую выплату.
Однако, страховщик установил, что вагоны были арестованы судами Украины и переданы в управление Национальному агентству Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений. То есть считать их пропавшими без вести нельзя.
Эту позицию поддержал суд первой инстанции — АС Москвы. Также он продублировал решение по двум аналогичным спорам владельцев вагонов со страховщиками.
«24 февраля 2022 г. Президентом РФ принято решение о проведении СВО на территории ДНР и ЛНР, — говорится в решении. — С этой даты в Украине введено военное положение в соответствии с Указом Президента Украины. Таким образом, с 24 февраля 2022 г. вся территория Украины является зоной военного конфликта в силу начала СВО и объявления на территории Украины военного положения. Данное обстоятельство является общеизвестным фактом, не подлежащим доказыванию в соответствии со статьей 69 АПК РФ. В связи с этим, утрата застрахованного имущества на территории Украины, если она произошла по любым основаниям 24 февраля 2022 г. или позднее, не является основанием для выплаты взыскиваемого страхового возмещения. Наличие, либо отсутствие боевых действий в последнем местонахождении спорных вагонов в данном случае не имеет правового значения, поскольку договоры страхования не требуют осуществления реальных боевых действий на определенной территории для целей исключения ее из зоны страхового покрытия. Для этого достаточно объявления военного конфликта, а не его фактическое ведение в конкретном месте».
«Газпромтранс» обратился в апелляцию, но жалоба пока не рассматривалась.
По теме:
РГС освободили от выплаты 237 млн р. по законам военного времени.
Как «МАКС» при помощи украинского суда избежал выплаты 283 млн р.