Треть российских страховщиков продают полисы с низкой клиентской ценностью — такие данные приводит Национальное рейтинговое агентство (НРА), сообщают «Известия». У 40 игроков уровень выплат по отношению к сборам составил менее 10%, причем 16 из них не сделали ни одной выплаты собрав 37,4 млн р. В НРА пояснили: это «говорит о низкой клиентской ценности их продуктов».
По данным агентства, эти компании за I кв. 2025 г. собрали 22,8 млрд р., но выплатили только 0,6 млрд р. В «Народном фронте» согласились с выводами: «Такая низкая доля выплат действительно свидетельствует о том, что участники рынка продают неэффективные для клиента продукты».
Однако в целом по рынку ситуация стабильнее: средний уровень выплат по сборам составляет 50%, а с учетом добровольного страхования жизни — 71%. По сравнению с 2023 г. этот показатель вырос: тогда он составлял лишь 34%. «Такая динамика говорит о росте клиентской ценности страховых продуктов на рынке», — подчеркнули в НРА.
Во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС) отмечают, что у некоторых игроков низкий уровень выплат связан с незрелостью портфеля или спецификой работы — например, у обществ взаимного страхования. Также они указали: «Для точной оценки эффективности нужно увеличить период для анализа данных».
Наиболее высокие выплаты зафиксированы по КАСКО, ОСАГО и ДМС. Хуже всего дела у добровольного страхования имущества (12%) и страховок от несчастных случаев и болезней (21%). В НРА подчеркивают: «Клиентская ценность во вмененных продуктах страдает», поскольку потребители выбирают такие полисы по цене, а не по содержанию.
— В ситуациях, когда без оплаты страховки сложно получить кредит или воспользоваться другими финансовыми продуктами, принцип баланса интересов тоже фактически игнорируется, — уточнила эксперт проекта «Народного фронта» «За права заемщиков» Александра Пожарская.
Она напомнила о низкой эффективности страховок от мошенничества: «Такие продукты действуют, только если клиент сам не передавал данные злоумышленникам, не вводил коды и не переходил по ссылкам». Несмотря на новые требования закона №161-ФЗ, обязывающие банки возмещать ущерб даже при социальной инженерии, такие страховки продолжают продаваться.
В Банке России пояснили, что «соотношение выплат и сборов не всегда служит критерием привлекательности страхового продукта». Например, страхование от отмены рейсов остается востребованным даже без регулярных выплат. Сейчас в зоне внимания ЦБ находятся страховые продукты, продаваемые «в связке» с другими финансовыми услугами — по ним фиксируются особенно низкие выплаты.
— Проблема не в страховом продукте как таковом, а в способах его оформления — и это уже вопрос регулирования, прозрачности и ответственности продавца, — считает ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев.
Он подчеркнул, что страховка — это, прежде всего, инструмент защиты, а не гарант выплаты: «Ее цель не столько в возврате денег, сколько в создании чувства уверенности и поддержки в случае наступления страхового события».
Экономист Андрей Бархота отметил важность отличать продукты с реальной защитной функцией от навязанных: «Страхование жизни — это защита от маловероятных, но тяжелых рисков. А вот страховка от затопления мобильного телефона часто выглядит как навязанная практика».
Треть страховщиков не платят клиентам почти ничего
16 страховщиков собрали более 37 млн р., но не выплатили клиентам ни рубля. В ЦБ заявили, что изучают качество продуктов, продаваемых с финансовыми услугами.
24.07.2025
16:00
Добавить комментарий