При этом доля вознаграждения посредников во взносах уменьшилась почти в два раза г/г, до 9,8%, что связано в основном с сокращением доли вознаграждений кредитных организаций в 3,5 раза. Это произошло во многом за счет роста продаж некредитного страхования жизни г/г, которое в основном реализуется через банковский канал продаж с небольшими комиссиями.
В структуре сборов страховых премий по каналам продаж в I квартале 2025 г. доля продаж через посредников достигла 78,5% совокупных премий (+4,3 п.п. г/г). Рост продаж через посредников произошел за счет увеличения доли премий, полученных ими при офлайн-продажах (+4,9 п.п. г/г, до 66,1% совокупных продаж). Доля электронных продаж через посредников составила 12,5% (-0,7 п.п. г/г) совокупных продаж. Совокупная доля электронных продаж за год снизилась на 3,2 п.п., до 15,5% совокупных продаж.
В структуре продаж страховых продуктов через посредников доля банковского канала выросла на 14,7 п.п. г/г, до 51% совокупных премий. Доля продаж через агентов — физических лиц сократилась на 4,6 п.п., до 13,3%. Доли прочих посредников также уменьшились.
Вознаграждение кредитных организаций во взносах, полученных через них, %:
- I кв. 2024 г. — 14,6%
- IV кв. 2024 г. — 4,4%
- I кв. 2025 г. — 4,2%
Доли вознаграждения сократились при классических продажах, при электронных продажах она немного выросла. В результате комиссии при классических продажах (9,7%) стали ниже, чем при электронных (10,3%).
Структура страховых премий по каналам продаж, %:
- Прочие посредники I кв. 2024 г. — 9%, I кв. 2025 г. — 6%;
- Страховые брокеры I кв. 2024 г. — 3%, I кв. 2025 г. — 3%;
- Организации, осуществляющие деятельность по торговле транспортными средствами I кв. 2024 г. — 3%, I кв. 2025 г. — 2%;
- Юридические лица — агенты I кв. 2024 г. — 5%, I кв. 2025 г. — 3%;
- Физические лица (в том числе ИП) I кв. 2024 г. — 18 %, I кв. 2025 г. — 13%;
- Кредитные организации I кв. 2024 г. — 36%, I кв. 2025 г. — 51%;
- Без участия посредников I кв. 2024 г. — 26%, I кв. 2025 г. — 21%.