По предварительной оценке Gartner, в прошлом году в мире продали около 15 млн аккумуляторных и гибридных легковых электромобилей. В 2024 г., по прогнозу BloombergNEF, продажи вырастут еще на 11% до 16,7 млн, причем 70% из них будут полностью электрическими. Согласно отчету Международного энергетического агентства (МЭА), к концу 2030 г. количество электромобилей в мире увеличится в 10 раз.
По данным «Автостата», в России в 2023 г. было реализовано 14 089 новых электрокаров. Это в 4,7 раза больше, чем годом ранее, и является рекордом. Более четверти (26,4%) от этого количества пришлось на Zeekr (3 724 штук), который является премиальным брендом китайской компании Zhejiang Geely Holding Group. На втором месте оказался отечественный Evolute (2 020 штук), имеющий в РФ собственную дилерскую сеть, пишут «Ведомости. Экология».
Автомобиль выходного дня
Участники национального рынка автострахования по-разному смотрят на перспективы распространения программ каско для электромобилей. С одной стороны, несколько игроков заявили о желании стать ключевыми страховщиками в этой нише. Так, одной из первых в РФ в январе 2022 г. запустила спецпрограмму для электромобилей группа «Ренессанс страхование». Как пояснил ее вице-президент Сергей Кожевников, в 2023 г. число договоров выросло на 226%, а рост сборов по страхованию электрокаров по отношению к 2022 г. составил 180%. Сейчас в программу включены специфические риски: повреждения аккумулятора, штатного зарядного устройства. При этом в ней присутствуют и все обычные риски каско: от угона и повреждения в ДТП до стихийных бедствий. Кроме того, данная программа выделяется расширенным пакетом сервиса (неограниченное количество эвакуаций, включая случаи разрядки аккумулятора), дополнительными опциями (выплата до 30% страховой суммы по риску «ущерб» без документов из ГИБДД и полиции).
«Мы оцениваем этот сегмент как один из самых интересных, в том числе и с точки зрения перспектив быстрого роста доли электрокаров в автопарке страны», — отметил Кожевников. По его словам, частота обращений владельцев электромобилей по страховым случаям немного меньше средней по портфелю. Вероятно, это связано с меньшим пробегом, поскольку часто электрокар является вторым автомобилем в семье или имеет статус автомобиля выходного дня. Т.е. зимой большинство электрокаров «отдыхают» в гаражах. И этот фактор является специфическим для РФ.
В декабре 2022 г. СК «Гелиос» представила программу каско «Гелиос-Электрик» для электрокаров. Клиенты, зарегистрированные в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге, страхуют машины от таких рисков, как «Полная гибель», «Хищение, угон» и «Ущерб».
Как стало известно «Ведомостям», в ближайшее время полис каско для электрокаров появится продуктовой линейке «Росгосстраха».
Дефицит статистики
Однако большинство страховщиков пока занимает выжидательную позицию и не спешит с инвестициями в перспективную, на первый взгляд, нишу.
«В нашем портфеле полисов каско доля электроавтомобилей не превышает 1%. Сегмент пока небольшой, так как электрокаров немного, инфраструктура не готова для большего объема, да и стоят они обычно дороже, чем обычные транспортные средства. Мы не видим причин для разработки отдельных продуктов. Риски, по сути, одинаковые. Предлагать то, что не будет пользоваться спросом, не имеет смысла», — пояснил старший управляющий продуктом по автострахованию департамента розничного страхования «РЕСО-Гарантия» Павел Яковлев.
«У нас владельцы автомобилей на электротяге оформляют стандартные продукты страхования каско. Спецусловия, на наш взгляд, не требуются», — отметил генеральный директор «Совкомбанк Страхование» Игорь Лаппи.
Как рассказала начальник управления добровольного розничного автострахования СК «Росгосстрах» Елена Федорова, при появлении в России первых электрокаров даже не было понимания, как они будут себя вести в наших нестабильных погодных условиях. Сейчас рынок растет, поэтому застраховать электромобиль по каско легче, а количество специализированных страховых продуктов увеличивается.
Полис ОСАГО для электрокаров продается обычно по таким же правилам и ценам, как и для автомобилей на бензине и дизельном топливе. «Дело в том, что по ОСАГО страхуется ответственность владельца транспортного средства перед третьими лицами, а не сам автомобиль», — объяснил Яковлев.
Стоимость полиса каско в первую очередь зависит от марки электромобиля. А цены на многие модели довольно высокие. В портфеле «Ренессанс страхования» почти половина договоров каско приходиться на электрокары стоимостью от 5 до 10 млн р. На втором месте (27%) авто стоимостью до 5 млн р. Машины от 10 до 15 млн р. на третьем месте с чуть меньшей долей. Соответственно, владельцы дорогих электромобилей платят за полисы гораздо больше, чем обладатели машин с двигателем внутреннего сгорания. Так, в прошлом году стоимость каско на электрокар начиналось от 100 000 р. Цена полиса на автомобили Tesla (Model 3 и Model Y) у некоторых страховщиков достигала 500 000 — 800 000 р.
В портфеле по электрокарам компании «Совкомбанк Страхование» львиную долю занимает бренд Evolute. «Средняя страховая сумма по ним составляет 2,9 млн р. Средняя премия — порядка 85 000 р.», — сообщил Лаппи.
Для окончательного определения стоимости полиса также важны индивидуальные параметры: точный коэффициент бонус-малус (КБМ), количество допущенных к управлению автомобилем водителей, наличие других полисов в страховой компании (по этому параметру возможно применение скидки по каско). При расчете премии учитываются все возможные факторы: и регион, и возраст/стаж вождения. При этом процедура оформления каско на электроавтомобиль ничем не отличается от стандартной практики.
В большинстве опрошенных страховых компаний в прошлом году было зафиксировано всего по несколько страховых случаев с участием электрокаров. Исключение составляет «Ингосстрах», где в 2023 г. их произошло более 1 600 (по каско, с участием электрокаров и гибридов).
«Сегмент зеленого автострахования будет зависеть от популярности электромобилей», — уверен Лаппи. Эксперт напомнил, что в Европе, несмотря на продвижение чистой энергии и развитую инфраструктуру зарядных станций, спрос на электрокары падает.