Финансовые организации должны полностью и в очевидной форме раскрывать информацию как об основном финансовом продукте, так и о дополнительных услугах, информировать клиентов о рисках. Рекомендации регулятора представлены в докладе «Подходы к регулированию дистанционных каналов продаж в целях защиты прав потребителей финансовых услуг (потребительские кредиты (займы) и вклады)», опубликованном для общественных консультаций.
Банк России проанализировал онлайн-продажи в банках и микрофинансовых организациях, провел опрос потребителей об удовлетворенности процессом оформления кредитов и займов, а также вкладов и изучил зарубежный опыт регулирования дистанционных продаж.
В докладе говорится о навязывании дополнительных услуг в том или ином виде. Потребители указывают на невозможность оформить кредит без дополнительной услуги, невозможность отказаться от услуги при оформлении кредита (передвинуть переключатель), многие узнают о подключенных услугах только после оформления договора и получения документов. Клиенты жалуются на высокую стоимость страхового продукта (доходит до 50% от размера кредита), от которого зависит процентная ставка. При этом в случае отказа от страхового продукта кредитор существенно увеличивает размер процентной ставки.
Итоги исследования, проведенного регулятором, показали, что на рынке есть системные проблемы, которые ограничивают права потребителей. Повышение доступности финансовых продуктов и услуг для различных категорий клиентов зачастую сопровождается появлением новых видов нарушений и неприемлемых практик.
Для того чтобы повысить качество обслуживания граждан при предоставлении финансовых продуктов и услуг онлайн и защитить потребителей от недобросовестного поведения финансовых организаций, предлагается ввести регуляторные изменения, сообщает пресс-служба Банка России.
Предложения и комментарии к докладу принимаются до 31 января 2024 г. включительно.