Суд при возврате комиссии за страховку по кредиту призвал учитывать расходы

Верховный суд РФ защитил права клиента частного банка, которому не вернули часть денег по договору страхования после погашения долга по кредиту раньше срока.

13:00

Как поясняет «Право.ру», зачастую при оформлении кредита банки навязывают дополнительные услуги, например заставляют оформлять страховку, но затем при досрочном погашении кредита им приходится возвращать часть полученной суммы. 

Также кредитные организации берут комиссию за помощь в оформлении полиса. При этом суды отказывались возвращать потребителю часть этих денег, если они гасили долг по займу быстрее намеченного срока. Но Верховный суд призвал банки и в этом случае изучать, были ли понесены фактические расходы и какие именно услуги оказаны, пишет «Парламентская газета».

Так, в июле 2019 года Рамиль Садыков (имя и фамилия изменены) оформил в частном банке кредит на 1,2 млн р. сроком на три года, в тот же день он оформил добровольную страховку. За подключение клиента к страховой программе с него взяли комиссию в размере 68 457 р. Заемщик уверяет, что ему пришлось приобрести эту дополнительную услугу как часть программы добровольного страхования, а так называемая комиссия — фактически страховая премия. 

В январе 2020 г. он досрочно погасил долг перед банком и подал заявление о досрочном расторжении договора страхования и возврате части денег, но в банке ему отказали. С тем же требованием Садыков обратился в страховую компанию, но там ему не ответили. Тогда он через суд потребовал от банка и страховщика расторгнуть договор об оказании услуг, взыскать часть уплаченной страховой премии в размере 55 549 р., неустойку (55 549 р.), штраф (50% от присужденной суммы) и компенсацию морального вреда (5000 р.).

Эти требования были удовлетворены лишь частично. С банка была взыскана страховая премия в сумме 55 549 р., неустойка (20 000 р.), компенсация морального вреда (1 000 р.), штраф (37 775 р.), однако в удовлетворении требований к страховой было отказано. В апелляции иск и вовсе был отклонен, а кассация поддержала это решение. 

Тогда заемщик обратился в Верховный суд (ВС). ВС заключил, что банк был обязан заключить от имени клиента договор страхования, проконсультировать по вопросам исполнения соглашения, предоставить памятку застрахованного и разместить у себя на сайте правила страхования и иные сведения о своих услугах. Коллегия судей ВС заключила, что нижестоящие инстанции должны были определить, какие именно услуги оказаны истцу и понес ли банк расходы к моменту его отказа от договора.

В связи с этим решения апелляционной и кассационной инстанций были отменены, а дело возвращено на повторное рассмотрение.

Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
Добавить комментарий
Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля